Семинарское занятие 1.
Природа и сущность психике, её структура и функции. Происхождение и сущность сознания.
Цель: Сформировать систему представлений о зарождении и эволюции психики и сознания.
Время 2 ак. часа.
Задание
Подготовить выступление в форме презентации. Вопросы не должны повторятся в одной студенческой группе.
Вопросы для обсуждения:
1. Историческое преобразование определений предмета психологии.
2. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.
3. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки.
4. Связь психических процессов с работой человеческого мозга.
5. Эволюция условнорефлекторного понимания психики со времени И.П.Павлова до наших дней.
6. Современные исследования условно-рефлекторных психических явлений.
7. История возникновения проблемы исследования функциональной асимметрии мозга.
8. Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний.
9. Материалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики.
10. Идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики.
11. Элементарные и высшие психические функции у человека.
12. Современные исследования элементарных и высших психических функций человека.
13. Основные источники и условия развития высших психических функций.
14. Биосоциальная природа психики и поведения человека.
15. Роль знаковых систем в развитии высших психических функций.
16. Роль предметов материальной культуры в развитии высших психических функций.
17. Роль духовной культуры в развитии высших психических функций.
18. Определение и психологическая характеристика сознания человека.
- Исторические предпосылки возникновения сознания.
- Основные условия возникновения сознания.
- Подходы к пониманию сущности сознания в зарубежной психологии.
- Подходы к пониманию сущности сознания в отечественной психологии.
- Проявление сознания и его особенности в деятельности человека.
- Психологическая структура сознания и подходы к её созданию.
- Функции сознания и особенности их проявления.
- Основные этапы развития сознания в филогенезе.
- Основные этапы развития сознания в онтогенезе.
- Современные исследования сознания в психологической науке.
- Понятия и виды бессознательного.
- Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
- Соотношение между сознанием и бессознательным.
- В чем совпадают и чем различаются психика и сознание человека.
- Измененные состояния сознания.
- Неосознаваемые автоматизмы и их роль в жизни и деятельности человека.
| Основная литература | ||
| 1. | Нуркова В. В. Общая психология: учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 524 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/obschaya-psihologiya-412439. — ISBN 978-5-534-02583-5. | Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
| 2 | Обшая психология: хрестоматия / сост. Л.Б. Бровина, Т.А. Сергеева. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. - 240 с. - ISBN 978-5-9765-0191-1. - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1036143 - Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1036143 | Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
| 3. | Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 583 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-00314-8. - Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054577 | Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
| Дополнительная литература | ||
| 1. | Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В.Г. Крысько. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. — 196 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/993453 | Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
| 2. | Общая психология: Сенсорно-перцептивные процессы: Практикум / Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 176 с. ISBN 978-5-9765-3155-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/948169 | Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
| 3. | Диянова З. В. Общая и экспериментальная психология. Практикум: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева, О. П. Фролова; [под общ. ред. О. П. Фроловой]. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 456 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05492-7. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/obschaya-i-eksperimentalnaya-psihologiya-praktikum-415909. — ISBN 978-5-534-05492-7. | Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ |
Для работы по анализу современных исследований целесообразно посмотреть сайты
Киберленинка
https://cyberleninka.ru/
Сайт авторефератов диссертаций по психологическим наукам
https://www.dissercat.com/catalog/psikhologicheskie-nauki
Методические указания по подготовке и проведению семинарского занятия
Подготовка к семинарскому занятию предполагает изучение теоретического материала и рекомендованной учебной литературы по дисциплине. Каждый студент готовит выступление по одному из вопросов семинарского занятия в форме презентации в PowerPoint. При подготовке презентации необходимо учитывать, что любой студент группы может задать любой вопрос по материалу презентации.
Объём презентации не более 10-12 слайдов основного содержания.
• Картинки и фотографии подбирайте с таким разрешением, чтобы уложиться в объём презентации.
Требования к презентации:
- Титульный слайд (Название темы выступления, Фамилия Имя Отчество автора и его фотографию)
- Аннотация (почему эта тема актуальна для вас, чем заинтересовала вас лично, чем полезна для однокурсников)
- Краткое содержание (план), подчеркивающее особенности темы.
- Слайд с контентом (текст шрифт не менее 26 кегля + изображение) (нужное количество)
- Слайд со ссылками на видео, аудио контент при необходимости.
- Заключение. Вывод
- Перечень источников с обязательными работающими гиперссылками.
Имя файла должно содержать Ф.И.О автора и номер практического занятия (семинара).
Семинарские занятия проводятся в формате видеоконференции Skype/
Критерии оценивания активности обучающегося на семинарском занятии:
1) 5 балла – работа выполнена и полностью без ошибок, подготовлена презентация, активно участвует в групповой дискуссии;
2) 4 балла – работа выполнена с незначительными ошибками и неточностями,, подготовлена презентация, участвует в групповой дискуссии;
3) 3 балла – работа выполнена с грубыми ошибками, подготовлено выступление на семинаре без презентации, участие в групповой дискуссии не активное.
4) 2 баллов – работа полностью не выполнена, не проявляет активности на групповой дискуссии.






