Имя файла должно содержать Ф.И.О автора и номер практического занятия (семинара)

Семинарское занятие 1.

Природа и сущность психике, её структура и функции. Происхождение и сущность сознания.

Цель: Сформировать систему представлений о зарождении и эволюции психики и сознания.

Время 2 ак. часа.

 

Задание

Подготовить выступление в форме презентации. Вопросы не должны повторятся в одной студенческой группе.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Историческое преобразование определений предмета психологии.

2. Основные понятия, с помощью которых описываются психологические явления, их классификация.

3. Краткая характеристика различных отраслей психологической науки.

4. Связь психических процессов с работой человеческого мозга.

5. Эволюция условнорефлекторного понимания психики со времени И.П.Павлова до наших дней.

6. Современные исследования условно-рефлекторных психических явлений.

7. История возникновения проблемы исследования функциональной асимметрии мозга.

8. Функциональная асимметрия мозга, ее проявления и назначение в регуляции психических процессов и состояний.

9. Материалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики.

10. Идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики.

11.   Элементарные и высшие психические функции у человека.

12. Современные исследования элементарных и высших психических функций человека.

13.  Основные источники и условия развития высших психических функций.

14. Биосоциальная природа психики и поведения человека.

15. Роль знаковых систем в развитии высших психических функций.

16. Роль предметов материальной культуры в развитии высших психических функций.

17. Роль духовной культуры в развитии высших психических функций.

18. Определение и психологическая характеристика сознания человека.

  1. Исторические предпосылки возникновения сознания.
  2. Основные условия возникновения сознания.
  3. Подходы к пониманию сущности сознания в зарубежной психологии.
  4. Подходы к пониманию сущности сознания в отечественной психологии.
  5. Проявление сознания и его особенности в деятельности человека.
  6. Психологическая структура сознания и подходы к её созданию.
  7. Функции сознания и особенности их проявления.
  8. Основные этапы развития сознания в филогенезе.
  9. Основные этапы развития сознания в онтогенезе.
  10. Современные исследования сознания в психологической науке.
  11. Понятия и виды бессознательного.
  12. Проявление бессознательного в психических процессах, свойствах и состояниях человека.
  13. Соотношение между сознанием и бессознательным.
  14. В чем совпадают и чем различаются психика и сознание человека.
  15. Измененные состояния сознания.
  16. Неосознаваемые автоматизмы и их роль в жизни и деятельности человека.

 

Основная литература

1. Нуркова В. В. Общая психология: учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 524 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/obschaya-psihologiya-412439. — ISBN 978-5-534-02583-5. Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ  
2 Обшая психология: хрестоматия / сост. Л.Б. Бровина, Т.А. Сергеева. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2015. - 240 с. - ISBN 978-5-9765-0191-1. - Текст: электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1036143 - Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1036143   Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ
3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — Санкт-Петербург: Питер, 2016. — 583 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-496-00314-8. - Текст: электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1054577 Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ

Дополнительная литература

1. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В.Г. Крысько. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. — 196 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/993453   Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ
2.  Общая психология: Сенсорно-перцептивные процессы: Практикум / Ломтатидзе О.В., Алексеева А.С., - 2-е изд., стер. - М.:Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 176 с. ISBN 978-5-9765-3155-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/948169 Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ
3. Диянова З. В. Общая и экспериментальная психология. Практикум: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева, О. П. Фролова; [под общ. ред. О. П. Фроловой]. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 456 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-05492-7. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/obschaya-i-eksperimentalnaya-psihologiya-praktikum-415909. — ISBN 978-5-534-05492-7.   Доступ для авторизованных пользователей, регистрация по IP-адресам СевГУ

 

Для работы по анализу современных исследований целесообразно посмотреть сайты

Киберленинка

https://cyberleninka.ru/

Сайт авторефератов диссертаций по психологическим наукам

https://www.dissercat.com/catalog/psikhologicheskie-nauki

Методические указания по подготовке и проведению семинарского занятия

Подготовка к семинарскому занятию предполагает изучение теоретического материала и рекомендованной учебной литературы по дисциплине. Каждый студент готовит выступление по одному из вопросов семинарского занятия в форме презентации в PowerPoint. При подготовке презентации необходимо учитывать, что любой студент группы может задать любой вопрос по материалу презентации.

Объём презентации не более 10-12 слайдов основного содержания.

•     Картинки и фотографии подбирайте с таким разрешением, чтобы уложиться в объём презентации.

Требования к презентации:

-      Титульный слайд (Название темы выступления, Фамилия Имя Отчество автора и его фотографию)

-      Аннотация (почему эта тема актуальна для вас, чем заинтересовала вас лично, чем полезна для однокурсников)

-      Краткое содержание (план), подчеркивающее особенности темы.

-      Слайд с контентом (текст шрифт не менее 26 кегля + изображение) (нужное количество)

-      Слайд со ссылками на видео, аудио контент при необходимости.

-      Заключение. Вывод

-      Перечень источников с обязательными работающими гиперссылками.

Имя файла должно содержать Ф.И.О автора и номер практического занятия (семинара).

Семинарские занятия проводятся в формате видеоконференции Skype/

 

Критерии оценивания активности обучающегося на семинарском занятии:

1) 5 балла – работа выполнена и полностью без ошибок, подготовлена презентация, активно участвует в групповой дискуссии;

2) 4 балла – работа выполнена с незначительными ошибками и неточностями,, подготовлена презентация, участвует в групповой дискуссии;

3) 3 балла – работа выполнена с грубыми ошибками, подготовлено выступление на семинаре без презентации, участие в групповой дискуссии не активное.

4) 2 баллов – работа полностью не выполнена, не проявляет активности на групповой дискуссии.

 




double arrow
Сейчас читают про: