Мерилин. 1964 г. Частное собрание

другой «магический» приём: какое-либо изображение повторялось бес­конечное число раз. Так, Уорхолл «тиражировал» изображение бутыл­ки кока-колы, лицо киноактрисы Мерилин Монро на огромных щи­тах, напоминающих рекламные. Ма­гия подобных работ заключается в том, что любой объект, привлёкший внимание художника, становится при таком подходе обыденным, лег-

ко «читаемым», доступным к по­треблению (в данном случае ин­теллектуальному и эмоционально­му). С другой стороны, подобный «серийный подход» отражает стре­мление массового сознания к созда­нию идолов, кумиров.

Поп-арт различен по стилистике. К примеру, Том Вессельман (родил­ся в 1931 г.) использовал сплошные, ровные цветовые пятна, а Рой Лих­тенштейн (родился в 1928 г.) свои живописные изображения уподоб­лял газетной печати, тщательно вос­производя зёрна растра. Но для всех работ характерны большой мас­штаб, чёткий, яркий рисунок. И в ка­ких бы превращениях не представа­ло перед зрителем произведение поп-арта (будь то картина, слепок с человеческого тела или «готовый предмет»), в нём всегда читается программная идея — расширение понятия искусства за пределы соб­ственно художественного рода дея­тельности.

Поп-арт оказал огромное влия­ние на развитие современного ис­кусства, его традиции сохраняются и в настоящее время.

 

«БЕДНОЕ ИСКУССТВО»

Термин «бедное искусство» (итал. arte povera) ввёл в 1967 г. итальянский критик Джермано Челант. Произведе­ния мастеров этого течения внешне на­поминают абстрактные скульптуры, но здесь главный акцент делается не на формах, а на материалах. В дереве или бронзе, цементе или войлоке мастер «бедного искусства» видит не сырьё, а образ: обыгрывая чисто физические ка­чества вещей, он отрекается от своей личности — и одновременно отождест­вляет себя с творящей Природой.

«НОВЫЙ РЕАЛИЗМ»

Объединение «Новые реалисты» было основано в 1960 г. в Париже критиком Пьером Рестани, который собрал вокруг себя группу худож­ников и скульпторов. В начале 60-х гг. они овладели вниманием публики, но после 1963 г. актив­ность группы пошла на убыль, и в 70-х гг. она распалась.

Подобно поп-арту, «новый ре­ализм» — это обращение к миру конкретных предметов в проти­вовес абстрактному искусству. Но парижским художникам была чужда «серийность» произведении поп-арта. Они отстаивали непо­вторимость и художественную вы­разительность привычных вещей, представляя их в полном отрыве от их назначения, естественной сре­ды, а часто и в деформированном виде. Таковы ассамбляжи (компози­ции из случайно собранных пред­метов) Армана (Арманд Фернандес, родился в 1928 г.), коллажи из ра­зорванных афиш Жана де ла Вьегле (родился в 1926 г.), автомобили, сплющенные прессом в компактные блоки Сезара (Сезар Бальдашини, родился в 1921 г.).

Арман.

Венера из кисточек для бритья. 1969 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: