Проблемно-тематические блоки

Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).

Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).

Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).

Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).

 

Историко- и теоретико-литературные блоки

Литература реализма (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма).

Литература модернизма – классическая и неклассическая, «высокого модернизма» и авангардизма, отечественная и зарубежная (проблема традиции и новизны в искусстве; Серебряный век русской культуры: символизм, акмеизм, футуризм, неореализм, их представители).

Литература советского времени (литература советская, русского зарубежья, неподцензурная – представители; проблема свободы творчества и миссии писателя; литература отечественная, в том числе родная (региональная), и зарубежная, переводы).

Современный литературный процесс (литература жанровая и нежанровая; современные литературные институции – писательские объединения, литературные премии, литературные издания и ресурсы; литературные события и заметные авторы последних лет).

Литература и другие виды искусства (судьба художника в литературе и тема творчества в литературе, литература и театр, кино, живопись, музыка и др.; интерпретация литературного произведения).

Для формирования углубленного изучения предмета «Литература» список тематических блоков может быть расширен за счет дополнительных историко-литературных или теоретико-литературных блоков или за счет углубления и более детального рассмотрения предлагаемых.

КЛАСС

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА

Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие становления реализма в русской литературе. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция русского реализма.

Теория литературы. Реализм как литературное направление (углубление представлений). Русский реализм. Проблема художественной формы.

Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как художественное направление».

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА

Расстановка общественных сил в 1860 годы. «Эстетическая критика» либеральных западников. «Реальная критика» революционеров-демократов. Общественная и литературно-критическая программа нигилистов. Литературно-критическая программа славянофилов. Литературно-критическая позиция почвенников.

Теория литературы. Направления в русской критике второй половине 19 века. Литературно-критическая статья. Мемуары, литературные мемуары, мемуаристика.

Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов на темы «Соответствует ли творчество А.С.Пушкина представлениям А.В.Дружинина о поэте-артисте?», «Можно ли вслед за А.В.Дружининым отнести Гоголя к «дидактическим писателям»?» (по вариантам).

Рр. Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых признаков.

 

Иван Сергеевич Тургенев

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Общественные взгляды Тургенева. Детство, юность, молодость писателя. Особенности прозаического цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и «Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Замысел первого романа Тургенева «Рудин». Повести о трагическом смысле любви и природы. Споры славянофилов и западников в романе «Дворянское гнездо». Общественно-политическая проблематика романа «Накануне». Разрыв с «Современником». Роман «Отцы и дети» (текстуальное изучение). Творческая история романа. Трагический характер конфликта в романе. Споры Базарова с Павлом Петровичем. Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью. Мировоззренческий кризис Базарова. Второй круг жизненных испытаний. Болезнь и смерть Базарова. «Отцы и дети» в русской критике. Идейное бездорожье. Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни Тургенева.

Теория литературы. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе. Психологизм. Эпилог романа.

Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа (20 и 21 главы романа – «Уроки в родительском доме», сцена объяснения Базарова с Фенечкой, сцена смерти Базарова, эпилог романа).

Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (дискуссия).

Рр. Составление тезисного плана (конспекта, цитатного плана или др.) критической статьи. Раскрытие сформулированного тезиса. Написание сочинения на предложенные темы. Подготовка сообщения на тему. Написание реферата (индивидуальное задание).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: