Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет с оценкой

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

 

«ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

(БОТАНИКА)

 

 

Направление подготовки – 05.03.06 Экология и природопользование

Профиль подготовки – Природопользование

Квалификация - Бакалавр

 

 

Руководитель

практики            ________________ /   доцент С.И. Асташина

                                 подпись, дата                                           должность, Ф.И.О.

Обучающийся   ________________ /        Д.Р. Давлетбиев

                                 подпись, дата                                                    Ф.И.О.

 

Лесниково

2020

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Цель учебной практики - закрепление теоретических знаний по морфологии, систематике, экологии, фитоценологии, географии растений путем ознакомления с объектами и явлениями в их естественной обстановке; приобретение практических навыков в экспериментальной работе с использованием методов исследования в области ботаники.

В рамках прохождения учебной практики по Ботанике обучающиеся готовятся к решению следующих задач:

- ознакомление с необходимыми приборами и оборудованием, с методиками проведения исследований;

- изучение многообразия мира растений, эволюции их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле;

- освоение простейших методов геоботанического обследования;

- получение основ знаний об экологии и биогеографии растений для обеспечения возможности их рационального использования в сельском хозяйстве в условиях региона.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Учебная практика по Ботанике проводится в летний период. На практике студенты закрепляют и расширяют знания по теоретическому курсу ботаники: морфологии, систематике растений, экологии, фитоценологии, географии путем ознакомления с объектами и явлениями в их естественной обстановке.

В процессе практики студенты должны научиться вести наблюдения в природе: проводят фенологические наблюдения, изучают морфологические и биологические признаки главнейших кормовых, сорных, ядовитых, вредных и лекарственных растений, знакомятся с простейшими методами геоботанического обследования естественных сенокосов и пастбищ, проводят учет засоренности посевов. Студенты приобретают навыки применения ботанических знаний в их дальнейшей агрономической деятельности.

1. Подготовительный этап

     Инструктаж по технике безопасности: соблюдение правил внутреннего распорядка; правила поведения при проведении экскурсий в полевых условиях.

Подготовка оборудования, тары для растительных образцов, дневников по практике.

Ознакомление с целью и задачами учебной практики; методиками, используемыми при гербаризации растений; согласование плана работ с руководителем.

Экспериментальный этап

  Прохождение каждой темы учебной практики включает следующие этапы работы:

- наблюдение и сбор растительного материала во время экскурсий;

- обработка в лаборатории собранного материала;

- определение и описание растений, относящихся к разным семействам;

- гербаризация растений для учебных коллекций.

Для проведения практических работ на кафедре разработаны методические указания и задания к учебной практике по ботанике [2, 6].

Заключительный этап

Студенты должны представить на зачет правильно и аккуратно оформленную документацию:

- отчет по практике, оформляется каждым обучающимся, содержит использованные методики и результаты проведенных исследований;

- этикетированный гербарий, включающий 30 растений из разных семейств (по 2 растения из каждого семейства).

Собеседование по итогам практики проводится в виде устного опроса. Студенты должны знать методики, применяемые в ботанических исследованиях и при гербаризации растений, уметь ответить на предложенные вопросы.

Форма  промежуточной  аттестации:  дифференцированный  зачет с  оценкой.

 

ЗАДАНИЕ  1. ОПИСАТЬ ПОЧВЕННО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЗОНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГЕОБОТАНИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

1.1 Рельеф местности

      

Рельеф области равнинный, со слабым наклоном на северо-восток (абсолютные высоты от 57 до 206 метров). Местность изобилует множеством котловин, придающих неповторимый облик краю.

Понижения бывают самой различной формы и величины - от нескольких м² до десятков гектар, глубиной от 20-30 сантиметров до 10 метров и более. Эти низины, или так называемые блюдца, большей частью заняты водой, образуют озёра. В области насчитывается более 3 тысяч озёр. Некоторые из них по минералогическим свойствам воды и наличию лечебных грязей не уступают лучшим российским и мировым аналогам.

1.2 Характеристика почв

В пределах области подстилающими почвы горными породами являются горизонтально залегающие толщи палеогенового, неогенового и четвертичного возрастов. Дочетвертичные породы представлены преимущественно глинами и тяжёлыми суглинками разнообразных цветов. В породах нередко встречаются стяжения гипса, сидерита, марказита, извести, и других солей. Соленость этих пород является причиной образования солончаковых и солонцеватых почв. Породы четвертичного возраста имеют более однообразную окраску. На таких породах формируются в Курганской области чернозёмные почвы с относительно высоким содержанием гумуса и с большой мощностью перегнойного слоя. Они покрывают более трети поверхности области, обладают хорошими водно-воздушными свойствами, отличаются комковатой или зернистой структурой, содержанием в почвенном поглощающем комплексе от 70 до 90 % кальция, нейтральной или почти нейтральной реакцией, повышенным естественным плодородием, интенсивной гумификацией и высоким, порядка 15 %, содержанием в верхних слоях гумуса, содержанием симбиоза бактерий и микроорганизмов.

 

1.3 Климатические условия

Расположение Курганской области в глубине огромного континента определяет её климат как континентальный. Она удалена от теплых морей Атлантического океана, отгорожена с запада Уральским хребтом, находится близко от центра материка, совершенно открыта с северной стороны и очень мало защищена с юга. Поэтому на территорию области легко проникают как арктические холодные массы, так и теплые сухие - из степей Казахстана, что ведёт к неустойчивым метеорологическим условиям. Большое влияние на климат оказывают континентальные воздушные массы умеренных широт, приходящие из Восточной Сибири.

Самым холодным месяцем является январь (в среднем −18°), самым теплым - июль (+19°). Годовая амплитуда между самой низкой и самой высокой температурами в области отмечена в 1943 году (в январе −50°, в июле +41°), а в июле 2012 года, около +50°. Среднегодовое количество осадков по области составляет 300-400 мм, но значительно колеблется по отдельным годам. Минимальное количество осадков выпало в 1952 году (182 мм).

1.4 Растительность зоны исследований

Общая площадь лесов области по состоянию на 1 января 2011 года составляет 1825 (тыс. гектар). Курганская область лежит в пределах лесостепной зоны Западной Сибири. Север области постепенно переходит в полосу мелколиственных лесов таёжной зоны. На юге встречаются участки северных степей. Берёзовые леса занимают около 1475 (тыс. гектар), что составляет 21 % территории области. Среди покрытой лесом площади преобладают берёзовые леса (60 %), свыше 30 % приходится на боры, около 10 % — на осиновые колки и тополёвые рощи. Березняки северных районов относятся к подтаёжным.

Задолго до прихода человека, север края находился под властью тайги. С изменением климата еловые леса отступили, а их место было занято березняками, под покровом которых до наших дней сохранилась большая группа таёжных видов растений — наследие прежней эпохи. Сосново-липовые леса, расположенные в районе озера «Медвежье», особенно уникальны тем, что они находятся более чем 180-километровом отрыве от южного предела распространения липы в Западной Сибири. Еловые леса встречаются лишь на севере Шатровского района и занимают небольшие пространства среди массивов сосновых и берёзовых лесов. В Кетовском районе расположен Памятник природы «Просветский дендрарий».

ЗАДАНИЕ 2. ИЗУЧИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ГЕРБАРИЗАЦИИ РАСТИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗЦОВ

Слово «гербарий» латинского происхождения и в переводе означает «трава». Современный мир имеет два различных толкования - обозначения для гербария: способ сохранить (чтобы в последующем рассматривать и презентовать для просмотра другим) природную красоту живых растений вне их сезонного периода развития и территории распространения каждого отдельного вида. Традиционным способом создавать гербарии является обычная сушка сорванных растений, собранных листьев или цветов. Согласно второму определению (более научному) слово «гербарий» – это специальный центр (дом), где можно просмотреть целые коллекции уникальных (возможно даже уже исчезнувших с нашей земли) представителей флоры.

Функции гербария:

- документальное подтверждение того, что растение произрастает на данной территории;

- уникальный источник материала для исследований;

- учебная;

- источник типовых образцов (для сверки);

- когда редкий вид растения исчезает, в гербарном материале сохраняются споры и ДНК для восстановления данного вида.

2.1 Правила сбора растений для гербария:

1. Нельзя собирать растения для гербария ранним утром, когда не высохла роса или сразу после дождя. Погода должна быть сухая и теплая.

2. Для гербария следует выбирать экземпляры без повреждений (насекомыми, грибами и т.п.). Брать нужно растение, чтобы был стебель, листья и соцветие. Для осок и злаков лучше брать растение вместе с корневой системой. При гербаризации кустарников и деревьев достаточно взять веточку или побег. В любом случае желательно наличие на образцах генеративных органов - цветков, плодов, спорангиев.

3. Следует учитывать, что часть собранных растений может быть испорчена при сушке или монтировке гербария, а потому образцы следует брать с некоторым запасом (т.е. не 1 растение, а 2-3).

4. Не срывать редкие растения, занесенные в Красную книгу.

5. Для похода за гербарием необходимо иметь: газеты, папку, блокнот, ручку. Одежда для похода должна быть соответствующей (нужно учитывать, что могут быть клещи и комары), а также взять с собой воду, так как неизвестно, какое расстояние вам придется преодолеть.

6. Если погода нежаркая, растения не слишком нежные, а поход не очень продолжительный, собранный материал можно хранить в полиэтиленовом пакете до возвращения домой и укладки растений в гербарную сетку. В дальних походах и, особенно, при жаркой погоде лучше сразу поместить растение в гербарную папку.

 

2.2 Укладка и сушка растений:

1. Правильно сорванное растение поместите в газетный лист – обложку (внутрь, согнутого пополам листа газеты), тщательно расправив его органы. Листья нужно раскладывать так, чтобы часть их была расположены вверх лицевой стороной, а часть – изнаночной (особенно это важно для ив, берёз, некоторых других растений). Старайтесь расположить части растения так, чтобы они не налегали друг на друга.

2. Нежные лепестки цветков следует аккуратно расправить. Желательно раскрыть цветок так, чтобы были видны гинецей и андроцей. Для лучшего высушивания можно подложить под цветок и накрыть его сверху небольшим кусочком туалетной (или другой хорошо впитывающей влагу) бумаги. Поскольку для определения вида растения бывают необходимы, как чашелистики, так и пестики с тычинками, у растения с несколькими цветками часть их размещают чашелистиками вверх.

3. В каждую обложку нужно поместить временную этикетку с описанием места и времени сбора образца. В качестве временной этикетки удобно использовать самоклеящиеся бумажки - они не выпадают и не теряются. В крайнем случае, информацию можно подписать прямо на обложке, содержащей растение.

4. Тщательно расправленные растения укладывают в газетный лист (обложку) и стопочкой (друг на друга) складывают в гербарный пресс.

5. Внутрь газетного листа (обложки) - сверху, на каждое растение кладут еще лист газеты (прокладку), которую необходимо менять при сушке растений. В первые два дня прокладку необходимо менять два - три раза в день, чтобы растения быстрее просохли и не почернели. Так как вы меняете только прокладку, ваш экземпляр и временная этикетка остаются нетронутыми, что позволит лучше сохранить внешний вид растения. При невозможности использовать в качестве прокладок новые газеты - влажные газетные прокладки развешивают (раскладывают) на просушку.

6. Прессование происходит лучше, когда в гербарной сетке находится толстая стопка. Пресс должен быть стянут как можно более туго, что достигается правильной обвязкой сетки.

7. После окончательной просушки - обложки с растениями извлекают из пресса. Нужно иметь в виду, что у разных видов срок сушки различен - растения с сочными (в т.ч. суккулентными) органами сохнут очень долго, а злаки и осоки высыхают за несколько дней.

8. Для сушки гербария используют гербарные сетки (рисунок 1) - две деревянные рамки с натянутой металлической сеткой. Размер рамки должен быть таков, чтобы внутрь можно было уложить газетный лист. Обычно используются рамки 300×450 или 340×470 мм из планок толщиной около 30 мм. Вместо них можно использовать два листа ДВП или пластика аналогичных размеров, хотя сохнуть гербарий в них будет несколько хуже.

9. Поскольку у вас гербарных сеток нет, а растения сушить все равно придется, можете взять (вместо гербарной сетки) толстый объемный журнал или два листа картона и аналогично, используя газеты в качестве обложки и прокладок, складывать растения на сушку (не забываем про прокладки!!!). И в том и в другом случае наверх кладете что-то тяжелое, чтобы растения плотно прилегали друг к другу (находились под прессом).

Рисунок 1 – Гербарная сетка с расположенными внутри растениями

в газетных обложках

 

2.3  Этикетирование гербария:

«Гербарий без этикетки – это всего лишь сено»

Этикетка должна содержать:

- полное название вашего учебного заведения. В нашем случае ФГБОУ ВО «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Т.С. МАЛЬЦЕВА»;

- русское название растения;

- латинское название растения;

- название семейства на латыни;

- место сбора (административное и/или географическое положение: область, район, окрестности населённого пункта;

- местообитание (березняк, хвойный лес, влажный луг, поле, обочина дороги, верховое болото, газон и т.п.);

- фамилия сборщика.

Временные этикетки можно заполнять в поле в момент сбора растений, эти записи можно вносить в полевой дневник. Временная этикетка нужна для того, чтобы сборщик не забыл, где какой экземпляр был собран. Она может быть не подробной и выполняется для удобства сборщика.

Этикетка должна иметь размер 9 на 12 см (рисунок 2). 

Попытайтесь самостоятельно определить вид растения, но этикетку на готовом гербарном листе необходимо заполнить только простым карандашом, чтобы избежать ошибок.

 

ФГБОУ ВО Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева

Название вида: Донник лекарственный Melilotus officinalis
Семейство: Бобовые - Fabaceae
Место сбора: Кетовский район, с. Лесниково
Место произрастания: Степь, луг, у обочины дорог
ФИО: Петров И.И.
   

Рисунок 2 – Образец этикетки

2.4  Монтировка гербария (рисунки 3-5):

1. Если вы уверены, что растения просохли и имеют презентабельный внешний вид (зеленую окраску, все части растения на месте и растение, находясь в вертикальном положении, никак не свисает), можно переходить к монтированию гербария.

2. Для этого вам потребуется:   плотная (альбомная) белая бумага формата А-4, папка с файлами, хлопчатобумажные нитки (белые), ножницы, клей ПВА.

     3. Наклеивать растение или его части на лист бумаги нельзя, так как при жёстком прикреплении оно сломается при малейшем изгибе бумаги!!! Растение должно быть прикреплено так, чтобы оно не болталось на листе, чтобы его части не наползали друг на друга и не свисали при переворачивании.

4. Растения пришивают нитками (желательно не капроновыми, а хлопчатобумажными). Цвет ниток лучше подобрать неяркий (белый). Каждый стежок должен быть отдельным, завязанным двойным узлом на верхней стороне гербарного листа (то есть над растением). После каждого стежка нитку нужно обрезать, оставив недлинные «хвостики» достаточные для того, чтобы узел не развязался. Нельзя протягивать нитку от одного стежка к другому по нижней стороне листа - это может привести к порче нижнего листа гербария.

5. Тонкие части растения прикрепляют при помощи полосок бумаги (лапши), приклеиваемых концами к бумаге. Для этого можно использовать бумагу (для принтера) и клей ПВА. Смазывать концы бумажных полосок клеем надо аккуратно, т.к. его излишки пачкают фон и придают ему неряшливый вид. Полоски настригают длиной 5-7 см и шириной 3-4 мм (рисунки 3-5).

6. Не приклеивайте полоски к самому растению – оно может сломаться!!!

7. Не используйте для прикрепления растений прозрачную липкую ленту (скотч) - к нему прилипает песок, соринки и другие загрязнения!!!

8. Этикетку располагать в нижней правой части гербарного листа. Использовать только печатную форму этикетки!!!

     9. Когда ваш гербарий будет готов, можете оформлять папку с файлами!

 

Рисунки 3-5 – Правила оформления гербарного листа

ЗАДАНИЕ 3. ОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАСТИТЕЛЬНЫХ СЕМЕЙСТВ

 

3.1  Представители семейств:

1. Лютиковые – ветреница лесная, водосбор обыкновенный, горицвет весенний, калужница болотная, лютик едкий, лютик многоцветковый, лютик ползучий, лютик ядовитый, прострел Желтеющий.

2. Маковые – мак снотворный, мак восточный, чистотел большой, эшшольция калифорнийская.

3. Маревые – лебеда татарская, марь белая, свекла обыкновенная, шпинат посевной, солянка южная (с. русская или курай).

4. Гречишные – гречиха посевная, горец птичий (спорыш), горец почечуйный, щавель кислый, щавель конский (щ. густой).

5. Гвоздичные – гвоздика травянка, звездчатка злачная, звездчатка средняя (мокрица), качим метельчатый, мыльнянка лекарственная, песколюбочка постенная, смолевка поникшая.

6. Тыквенные – арбуз обыкновенный, дыня посевная, огурец посевной, тыква обыкновенная, кабачок, патиссон (тыква тарельчатая).

7. Капустные (Крестоцветные) – гулявник Лезеля, дескурайния (гулявник) Софии, икотник серый, горчица полевая, капуста полевая (сурепица), рапс яровой, клоповник мусорный, редька посевная, редька дикая, пастушья сумка обыкновенная, ярутка полевая, свербига восточная, хрен деревенский (обыкновенный).

8. Розовые (Розанные, Розоцветные) – вишня кустарниковая, черемуха обыкновенная, шиповник майский, яблоня домашняя, земляника лесная, кровохлебка лекарственная, лабазник вязолистный, лабазник обыкновенный, лапчатка гусиная, лапчатка серебристая, репешок волосистый.

9. Бобовые (Мотыльковые) - амория гибридная (клевер гибридный), амория горная (клевер горный), амория земляничная (клевер земляничный), амория ползучая (клевер ползучий), астрагал датский, астрагал нутовый, астрагал эспарцетный, галега восточная (козлятник восточный), горох посевной, горошек заборный, горошек мышиный, донник белый, донник лекарственный, дрок красильный, клевер луговой, люпин многолистный, люцерна посевная, люцерна румынская, люцерна хмелевидная, лядвенец рогатый, чина гороховидная, чина луговая, чина клубневая, эспарцет песчаный.

10. Сельдерейные (Зонтичные) – болиголов крапчатый, борщевик сибирский, вех ядовитый (цикута), морковь посевная, синеголовник плоский, тмин обыкновенный, укроп пахучий.

11. Пасленовые – белена черная, баклажан обыкновенный, картофель клубненосный, паслен сладко-горький, паслен черный, прец однолетний, томат обыкновенный.

12. Норичниковые – вероника длиннолистная, вероника колосистая, льнянка обыкновенная, марьянник гребенчатый, мытник Кауфмана, погремок летний.

13. Яснотковые (Губоцветные) – душица обыкновенная, змееголовник Руйша, зопник клубненосный, мелисса лекарственная, мята полевая, пустырник пятилопастный, чистец болотный, шалфей луговой.

14. Астровые (Сложноцветные) – бодяк полевой, василек луговой, василек шероховатый (скабиозовый), девясил британский, девясил иволистный, календула лекарственная, лопух (репейник) войлочный, мать-и-мачеха обыкновенная, мелколепестник канадский, молокан татарский, нивяник обыкновенный, одуванчик лекарственный, осот полевой, пижма обыкновеная, полынь австрийская, полынь горькая, полынь обыкновенная, полынь Сиверса, полынь сизая, полынь эстрагон, ромашка аптечная, скерда кровельная, трехреберник непахучий (ромашка непахучая), тысячелистник обыкновенный, цикорий обыкновенный.

15. Мятликовые (Злаковые) – 1) культурные: овес посевной, просо посевное, пшеница мягкая, пшеница твердая, кукуруза обыкновенная, рожь посевная, ячмень двурядный. 2) дикорастущие: бекмания обыкновенная, вейник наземный, ежа сборная, ежовник обыкновенный (петушье просо), житняк гребневидный, ковыль волосатик, кострец безостый, лисохвост луговой, мятлик луговой, мятлик однолетний, овес пустой (овсюг), овсяница луговая, овсяница овечья, овсяница Регеля (восточная), полевица гигантская, пырей ползучий, тимофеевка луговая, щетинник зеленый, щетинник сизый, ячмень гривастый, ячмень короткоостый.

 

3.2  Собрать растения (для гербария), принадлежащие к разным семействам (30 шт., по 2 растения из каждого семейства).

Определить их название и изучить морфологические признаки.

Занести результаты геоботанических исследований в таблицу 1.

Таблица 1 - Характеристика собранных растений

№ п/п Название растения (русское и латинское) Семейство (на русском и латинском) Фаза развития Условия, место произрастания Народное и хозяйственное назначение
1. Кабачок (Cucurbita pepo) Тыквенные (Cucurbitáceae) Созревание плодов Огород Пищевое
2. Тыква обыкновенная (Cucúrbita pépo) Тыквенные (Cucurbitáceae) Созревание плодов Огород Пищевое
3. Овёс посевной (Avéna satíva) Мятликовые (Poaceae) Колошение Поле Пищевое, лекарственное
4. Овсюг (Avena fatua) Мятликовые (Poaceae) Колошение Поле Кормовое
5. Ежовник обыкновенный (Echinóchloa crus-gálli) Мятликовые (Poaceae) Колошение Поле Кормовое
6. Звездчатка средняя (Stellária média) Гвоздичные (Caryophyllaceae) Цветение Сырые и заболоченные луга, поля, низинные болота, сырые канавы, кюветы Медоносное, лекарственное, кормовое, пищевое
7. Паслён клубненосный (Solánum tuberósum) Паслёновые (Solanaceae) Цветение Кормовой севооборот Косметическое, лекарственное, пищевое
8. Томат обыкновенный (Solánum lycopérsicum) Паслёновые (Solanaceae) Цветение Огород Пищевое
9. Полынь Сиверса (Artemisia sieversiana) Астровые (Asteraceae) Цветение Обочина дороги, залежи, огород, луг Лекарственное, ….
10. Ромашка непахучая (Tripleurospérmum inodórum) Астровые (Asteraceae) Цветение Луг, обочина дороги, луг, поле Лекарственное, ….
11. Горец птичий (Polygonum) Гречишные (Polygonáceae) Яровая Поле, берег реки, сухое пастбище Кормовое, лекарственное
12. Гречиха обыкновенная (Fagopýrum esculéntum) Гречишные (Polygonáceae) Яровая Поле Кормовое, пищевое, медоносное, лекарственное
13. Пикульник (Galeópsis) Яснотковые (Lamiaceae) Цветение Поле, огород Сорное
14. Пустырник (Leonúrus) Яснотковые (Lamiaceae) Цветение Берег реки, луг, обрывы, дорожные насыпи Медоносное, лекарственное
15. Черёмуха обыкновенная (Prúnus pádus) Розовые (Rosaceae) Цветение Лесные прогалины, опушки Пищевое, техническое
16. Вишня кустарниковая (Prúnus fruticósa) Розовые (Rosaceae) Цветение Луговые и типчаково-ковыльно-разнотравные степи Пищевое, лекарственное
17. Хрен деревенский (Armorácia rusticána) Капустные (Brassicaceae) Цветение Сад, огород Пищевое, лекарственное, декоративное
18. Клоповник (Lepídium) Капустные (Brassicaceae) Цветение Обочины дорог, засолённые почвы, степная зона Сорное
19. Укроп пахучий (Anéthum) Зонтичные (Apiaceae) Созревание плодов Огород Пищевое, лекарственное
20. Морковь посевная (Daucus carota) Зонтичные (Apiaceae) Созревание плодов Огород Пищевое, кормовое, лекарственное
21. Марь белая (Chenopódium álbum) Маревые (Chenopodioídeae) Цветение Огород, мусорные места, обочины дорог Кормовое, лекарственное, сорное
22. Свёкла обыкновенная (Béta vulgáris) Маревые (Chenopodioídeae) Созревание плодов Огород Пищевое, лекарственное
23. Люцерна посевная (Medicágo satíva) Бобовые (Fabaceae) Ветвление Сухие луга, травянистые склоны, в кустарниках Медоносное, ….
24. Мышиный горошек (Vícia crácca) Бобовые (Fabaceae) Ветвление Склон, луг, поле, обочина дороги Сорное, кормовое, лекарственное
25. Лядвенец рогатый (Lótus corniculátus) Бобовые (Fabaceae) Ветвление Луг, поле Медоносное, ….
26. Эспарцет песчаный (Onobrýchis arenária) Бобовые (Fabaceae) Ветвление Степная и лесостепная зона Кормовое, медоносное
27. Чина (Láthyrus) Бобовые (Fabaceae) Ветвление Луг, лесная поляна, опушка Кормовое, продовольственное, техническое
28. Живокость (Delphínium) Лютиковые (Ranunculáceae) Цветение Сад Декоративное
29. Водосбор (Aquilégia) Лютиковые (Ranunculáceae) Цветение Сад Медоносное, декоративное
30 Чистотел большой (Chelidónium május) Маковые (Papaveraceae) Цветение Лес, овраг Лекарственное, сорное

 

ЗАДАНИЕ 4. ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ СЕМЕЙСТВА НИМФЕЙНЫЕ (КУВШИНКОВЫЕ)

 

4.1 Общая характеристика и значение растений из семейства нимфейные:

1) Семейство насчитывает около 70 видов, из них 7 встречается в России;

2) Географическое распространение - повсюду, кроме пустынь и высокогорий; в России растут виды родов кубышка и кувшинка, на Дальнем Востоке - эвриала. В оранжереях часто разводят викторию;

3) Жизненные формы: многолетнее травянистое, водное растение;

4) Корневая система - корневища с придаточными корнями;

5) Стебель всех представителей семейства превратился в корневище, или горизонтально погруженное в донный субстрат;

 

6) Листья – очередные, длинночерешковые, цельные;

7)  Цветки - крупные, обоеполые, актиноморфные. Околоцветник двойной, чашелистиков 4 - 5 (зеленые или окрашенные), лепестков много и расположены они по спирали (иногда лепестки редуцированы до небольших чешуек); тычинки многочисленные, располагаются по спирали (у большинства кувшинок за счет постепенного расширения нити и редукции пыльников превращаются к периферии цветка в лепестки), гинецей ценокарпный, завязь верхняя, полунижняя и нижняя, состоящая из 5-35 сросшихся плодолистиков;

8) Плоды – синкарпная ягодообразная многолистовка; семена распространяются птицами, рыбами, водой;

9) Лекарственные – кубышка желтая (Nuphar lutea), ее корневища используют для получения медицинских препаратов, применяемых как бактерицидное и противозачаточное средство;

10) Растения, занесенные в Красную книгу: Кувши́нка бе́лая (Nymphaéa álba); Кувшинка четырёхгранная (Nymphaea tetragona Georgi)

 

4.2 Представители семейства нимфейные, встречающиеся в Курганской области: кувшинка четырёхгранная, кувшинка чисто-белая, кубышка желтая.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андреева И.И. Ботаника [Текст]: Учебное пособие / И.И. Андреева, Л.С. Родман. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КолосС, 2005. - 528 с.

2. Асташина С.И. Ботаника, физиология и биохимия растений: методические указания к учебной практике для студентов агрономического факультета / С.И. Асташина. - Лесниково, 2016. - 20 с. (рукопись)

3. Ботаническая география с основами экологии растений [Текст]: Учебник / ред. Б.С. Родионов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Колос, 1994. - 240 с.

4.   Губанов И.А. Иллюстрированный определитель растений Средней России / И.А. Губанов и др.: в 3 т. - М.: Т-во научных изданий КМК, Ин-т технологических исследований, 2002-2004. - Т. 1-3.

5.  Киселева К.В. Флора средней полосы России: Атлас - определитель / К.В. Киселева, С.Р. Майоров, В.С. Новиков. - М.: ЗАО Фитон+, 2010. - 544 с.

6. Методические указания и задания по учебной практике для студентов агрономического факультета/ Составители И.В. Дюрягин, Ю.И. Кириллов, Г.А. Думанская и др. - Курган: Изд-во КГСХА, 2003.-39 с.

7.  Науменко Н.И. Материалы к флоре Южного Зауралья (Курганская область и сопредельные территории России и Казахстана): методические указания / Н.И. Науменко. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2009. - 40 с.

8. Науменко Н.И. Флора и растительность Южного Зауралья: Монография / Н.И. Науменко. - Курган: Изд-во курганского гос. ун-та, 2008. - 512 с.

9. Таукова Р.А. Методические указания для изучения систематики покрытосеменных растений / Р.А. Таукова, А.Г. Орлова, А.И. Быков. - Курган: Изд-во КГСХА, 2012. - 83 с.

10. База данных «Флора сосудистых растений Центральной России» - http://www.jcbi.ru/eco1/index.shtml.

11. Главный ботанический сад им. Н.В. Цицилина. РАН - www.gbsad.ru.

12. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http: //www.plantarium.ru/

13. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm.

 

ЗАМЕЧАНИЯ

1. Задание 3.2 (таблица 1): 1) Все названия растений должны быть двойные (и русские и латинские); 2) Фазы развития не везде указаны правильно; 3) Значение растений не везде полное и правильное. Например, лядвенец рогатый – еще и кормовое. Проверьте всю таблицу. Используйте лабораторные работы.

2. Замечания исправлять в данном документе, т.к. я кое-что исправила и отредактировала!!!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: