Эти средства выразительности реализуются в особом построении всего предложения или его части, а не на значении отдельных слов.
Средство | Определение | Пример(ы) |
Анафора | Повтор частей в начале строк (единоначалие). | Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы… |
Эпифора | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений. | Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. |
Антитеза | Противопоставление. | Волос длинный – ум к ороткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
Градация | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. | На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть... |
Оксюморон | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной. Мёртвые души, живой труп, горячий снег. |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов.[4] | Он пришёл – пришёл он. Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням. (ср. «он стрелой взлетел мимо швейцара»). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления: 1)Прямой параллелизм; 2)Отрицательный параллелизм (в нём подчёркнуто совпадение основных признаков сопоставляемых явлений). | 1) Травой зарастают могилы ─ давностью зарастает боль. 2) То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит – То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит. |
Эллипсис | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста. | Мужики – за топоры![5] «Как на вкус было новое блюдо?» — «Ничего»[6]. |
Парцелляция | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения. | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. Он тоже пошёл. В магазин. Купить чаю. |
Риторическое восклицание | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств. | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
Риторический вопрос | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. | Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят» Почему так жесток снег…? |
Риторическое обращение | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. | Прощай, немытая Россия! Мечты, мечты! Где ваша сладость? |
Многосоюзие (полисинде-тон) | Однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами. | Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога. |
Бессоюзие (асиндетон) | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов. | Швед, русский колет, рубит, режет… |
Умолчание | Намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу. | Но слушай: если я должна Тебе… Кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена. |
Парадокс | Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению. | Трус умирает много раз, храбрец - только однажды. Торопись медленно. Чем хуже, тем лучше. |
Прочитайте текст и выполните задания 26. |
Пример задания [7]
(14) [8] Иначе говоря, о совершенном и безукоризненном произведении.
(17) Разве не шедевр этот клик журавлей и их величавый перелёт по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам?
(22) Они наполнены, как и стихи, жаром его души. (23) Он сетовал, что безнадёжно растратил этот жар в великой пустыне своего одиночества.
(33) Наоборот, мы окружены шедеврами.
(41) Жажда достигнуть всё более высоких пределов, жажда совершенства движет жизнь. (42) И рождает шедевры.
(45)Но стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи неподвижные воды, начнёт перешёптываться с последней листвой, облетающей непрерывно и днём и ночью. (46)И блеснёт неожиданным светом звезды, прорвавшейся сквозь ночные волнистые туманы.
(По К.Г. Паустовскому)
26 |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
«Изображая красоту родной природы, К.Г. Паустовский широко использует такой троп, как (А)_______ («величавый перелёт» в предложении 17, «волнистые туманы» в предложении 46). Синтаксическое средство – (Б)_______ (в предложениях 14, 33) – помогает передать философские размышления писателя. Эмоциональности повествованию придают троп – (В)_______ («жаром… души» в предложении 22, «в пустыне… одиночества» в предложении 23) и приём – (Г)________ (предложения 41–42, 45–46)».
Список терминов:
1) лексический повтор
2) фразеологизм
3) эпитет
4) восклицательные предложения
5) вводные конструкции
6) противопоставление
7) метафора
8) парцелляция
9) градация
А | Б | В | Г |
Ответ:
(Продолжение на следующей странице ►)
Критерии оценивания
За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу.
Ответ: 3578
[1] Не географ. термин, а устар. знач.: пустое место.
[2] Территориальный диалектизм.
[3] Социальный диалектизм.
[4] Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол-сказуемое + дополнение (напр. Осеннийдождьгромкостучалпо крыше)
[5] Пропущено слово «взялись».
[6] Подразумевается: ничего плохого, не к чему придраться.
[7] Основана на Демонстрационном варианте ЕГЭ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2020 г., утверждённом ФГБНУ «ФИПИ».
[8] Даны только отрывки из текста, необходимые для выполнения задания 26.