Учимся работать над проектом

Интерес к проектной деятельности в настоящее время чрезвычайно велик. В процессе совместной работы над проектом ученика и учителя, руководителя проекта, идет воспитание ученика как творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и свободно применять их в своей деятельности, что во многом способствует формированию УУД. Происходит развитие всей системы универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Чтобы понять, каким образом это происходит, необходимо знать этапы работы над проектом. Речь идет, прежде всего, о проблематизации, целеполагании, планировании, реализации и рефлексии. Как показывает практика, наибольшее затруднение вызывает этап постановки проблемы и планирование. Этому надо учиться самому и учить учащихся. Возникает вопрос: как сделать это наиболее доступно и эффективно?

Итак, начнём!

Для начала нужно сказать, что результатом п роектирования может быть проект или исследование, но в любом, даже в самом маленьком проекте элементы исследования присутствуют, и, поэтому далее я буду говорить о проектировании, как об исследовании.

Любое исследование начинается с определения цели и задач. Цель формулируется кратко и предельно точно и начинается, как правило, с существительного: «выяснение», «выявление», «формирование», «обоснование», «проведение», «изучение». Представим себя в роли альпиниста, целью которого является покорение вершины. Успех восхождения зависит от того, как правильно рассчитает свои силы и возможности альпинист. Поэтому процесс исследования нужно разбить на отдельные этапы- задачи. Каждая задача – это ступенька к достижению цели – к покорению вершины. После формулирования цели и задач необходимо определить объект и предмет вашего исследования.

Объект исследования - это область, в рамках которой ведётся исследование.

Предмет исследования – более узкое понятие, он является элементом объекта, исследуемого в работе.

Одним из самых ответственных и важных моментов является выбор темы исследования. Удачная формулировка темы создаёт предпосылки успеха работы в целом. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:

· тема должна быть актуальна, недостаточно изучена и важна в практическом отношении;

· она должна соответствовать интересам исследователя;

· должна быть реально выполнимой;

· обеспеченной необходимым количеством различных источников информации;

· и, последнее - она должна быть грамотно сформулирована с научной и литературной точек зрения.

На практике именно с формулировкой темы возникают затруднения.

Я предлагаю примерный алгоритм формулирования тем проектов в зависимости от их видов.

Формулировка темы начинается со слов Развитие, Исследование, Формирование, Особенности, Воспитание.  

Предмет и объект исследования связывают друг с другом словами в ходе, в процессе или предлогом, например, тема «Исследование кислотности воды в водоёмах заповедника».

Объект исследования - водоёмы, а предмет – кислотность воды в них.

В некоторых работах во введении выдвигают гипотезу, которую впоследствии доказывают или опровергают своим исследованием.

Сформулировать такую тему сложнее, так как в ней необходимо указывать метод, при помощи которого может быть достигнута поставленная цель. Тема для примера: «Участие в конкурсах как способ развития творческих способностей учащихся».

Практико-ориентированные проекты отличаются тем, что итогом их является изготовление конкретных продуктов - приспособлений, устройств, приборов, моделей. Поэтому формулировку темы такого проекта необходимо начать со следующих слов: Моделирование, Создание, Изготовление, Проектирование.

Например, тема «Проектирование и создание установки для измерения уровня шума».

Формулировка темы реферативной работы связывает между собой предмет и объект исследования.

Итак, цель работы определили, следующий этап формулирование задач исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».

Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:

•   выяснить...;

•   изучить...;

•   провести...;

•   рассмотреть...;

•   найти...;

•   описать...

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги. Рассмотрим примерное клише формулирования задач.

1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

2. Провести исследование….

3. Обработать и проанализировать полученные результаты…

4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …)

5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)

6. Подготовить проект к защите…

…………………………………………………………………………………….

1. Определить источники информации

2. Выбрать из различных источников необходимые сведения

3. Определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, компьютерная презентация)

4. Оформить собранную информацию в соответствующем видеоинформационном воплощении

……………………………………………………………………………………………

1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.

2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.

3. Определить место проведения мероприятия и необходимое оборудование.

4. Разработать сценарий.

5. Провести необходимую организационную работу.

6. Провести репетиции.

7. Подготовить декорации, костюмы.

8.Ппровести мероприятие.

………………………………………………………………………………………..

1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)

2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу

3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.

4. Если проект групповой – распределить обязанности.

5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель и т.д.)

6. Провести испытание (презентацию, уроки с использованием полученных результатов и пр.)

Структура исследовательской работы вне зависимости от способа получения знаний и требований конкурсов универсальна и включает в себя основные три главы:

1. Введение

2. Основная часть

3. Заключение

Основная часть состоит из нескольких глав. Это:

• Обзор литературы

• Методика проведения исследования

• Организация исследования

• Результаты исследования

Для проведения рефлексии нужны критерии. Можно выделить основные восемь критериев.

• правильная постановка цели и задач исследования, обоснование его актуальности;

• обоснованность выбора методики исследования;

• достаточность собранного материала;

• глубина проработанности и осмысления материала,

•  практическая значимость проекта;

• значимость и обоснованность выводов;

• качество оформления и качество защиты проекта.

Проанализировать выполненную работу можно также вернувшись к поставленным целям: необходимо с детьми обсудить, всё ли запланированное было выполнено, где были затруднения, ошибки, и что можно сделать для того, чтобы их исправить или не допустить в будущем.

А теперь подведём итоги и сформулируем план работы над проектом:

1. Определите цель вашей работы

2. Определите объект и предмет вашего исследования

3. Определите задачи

4. Сформулируйте тему проекта

……………………………………………………………………………………………….

5. Изучите печатную и электронную литературу по выбранной вами теме

……………………………………………………………………………………………………………

6. Выберите методы исследования и практически овладейте ими

7. Проведите собственное исследование

8. Проведите анализ вашего исследования

……………………………………………………………………………………………………………

9. Сформулируйте выводы и предложения

…………………………………………………………………………………………………………..

10. Оформите ваше исследование в виде текстового документа

11. Оформите приложения.

……………………………………………………………………………………………….

12. Подготовьте текст выступления

13. Оформите для защиты проекта наглядные материалы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: