Интерес к проектной деятельности в настоящее время чрезвычайно велик. В процессе совместной работы над проектом ученика и учителя, руководителя проекта, идет воспитание ученика как творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и свободно применять их в своей деятельности, что во многом способствует формированию УУД. Происходит развитие всей системы универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Чтобы понять, каким образом это происходит, необходимо знать этапы работы над проектом. Речь идет, прежде всего, о проблематизации, целеполагании, планировании, реализации и рефлексии. Как показывает практика, наибольшее затруднение вызывает этап постановки проблемы и планирование. Этому надо учиться самому и учить учащихся. Возникает вопрос: как сделать это наиболее доступно и эффективно?
Итак, начнём!
Для начала нужно сказать, что результатом п роектирования может быть проект или исследование, но в любом, даже в самом маленьком проекте элементы исследования присутствуют, и, поэтому далее я буду говорить о проектировании, как об исследовании.
|
|
Любое исследование начинается с определения цели и задач. Цель формулируется кратко и предельно точно и начинается, как правило, с существительного: «выяснение», «выявление», «формирование», «обоснование», «проведение», «изучение». Представим себя в роли альпиниста, целью которого является покорение вершины. Успех восхождения зависит от того, как правильно рассчитает свои силы и возможности альпинист. Поэтому процесс исследования нужно разбить на отдельные этапы- задачи. Каждая задача – это ступенька к достижению цели – к покорению вершины. После формулирования цели и задач необходимо определить объект и предмет вашего исследования.
Объект исследования - это область, в рамках которой ведётся исследование.
Предмет исследования – более узкое понятие, он является элементом объекта, исследуемого в работе.
Одним из самых ответственных и важных моментов является выбор темы исследования. Удачная формулировка темы создаёт предпосылки успеха работы в целом. При определении тематики ученических исследований необходимо учитывать следующие критерии:
· тема должна быть актуальна, недостаточно изучена и важна в практическом отношении;
· она должна соответствовать интересам исследователя;
· должна быть реально выполнимой;
· обеспеченной необходимым количеством различных источников информации;
· и, последнее - она должна быть грамотно сформулирована с научной и литературной точек зрения.
|
|
На практике именно с формулировкой темы возникают затруднения.
Я предлагаю примерный алгоритм формулирования тем проектов в зависимости от их видов.
Формулировка темы начинается со слов Развитие, Исследование, Формирование, Особенности, Воспитание.
Предмет и объект исследования связывают друг с другом словами в ходе, в процессе или предлогом, например, тема «Исследование кислотности воды в водоёмах заповедника».
Объект исследования - водоёмы, а предмет – кислотность воды в них.
В некоторых работах во введении выдвигают гипотезу, которую впоследствии доказывают или опровергают своим исследованием.
Сформулировать такую тему сложнее, так как в ней необходимо указывать метод, при помощи которого может быть достигнута поставленная цель. Тема для примера: «Участие в конкурсах как способ развития творческих способностей учащихся».
Практико-ориентированные проекты отличаются тем, что итогом их является изготовление конкретных продуктов - приспособлений, устройств, приборов, моделей. Поэтому формулировку темы такого проекта необходимо начать со следующих слов: Моделирование, Создание, Изготовление, Проектирование.
Например, тема «Проектирование и создание установки для измерения уровня шума».
Формулировка темы реферативной работы связывает между собой предмет и объект исследования.
Итак, цель работы определили, следующий этап формулирование задач исследования. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
• выяснить...;
• изучить...;
• провести...;
• рассмотреть...;
• найти...;
• описать...
Задачи уточняют цель, описывают основные шаги. Рассмотрим примерное клише формулирования задач.
1.Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
2. Провести исследование….
3. Обработать и проанализировать полученные результаты…
4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …)
5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели)
6. Подготовить проект к защите…
…………………………………………………………………………………….
1. Определить источники информации
2. Выбрать из различных источников необходимые сведения
3. Определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, компьютерная презентация)
4. Оформить собранную информацию в соответствующем видеоинформационном воплощении
……………………………………………………………………………………………
1.Определить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки.
2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
3. Определить место проведения мероприятия и необходимое оборудование.
4. Разработать сценарий.
5. Провести необходимую организационную работу.
6. Провести репетиции.
7. Подготовить декорации, костюмы.
8.Ппровести мероприятие.
………………………………………………………………………………………..
1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.)
2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу
3. Определить необходимый материал для выполнения проекта.
4. Если проект групповой – распределить обязанности.
|
|
5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель и т.д.)
6. Провести испытание (презентацию, уроки с использованием полученных результатов и пр.)
Структура исследовательской работы вне зависимости от способа получения знаний и требований конкурсов универсальна и включает в себя основные три главы:
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
Основная часть состоит из нескольких глав. Это:
• Обзор литературы
• Методика проведения исследования
• Организация исследования
• Результаты исследования
Для проведения рефлексии нужны критерии. Можно выделить основные восемь критериев.
• правильная постановка цели и задач исследования, обоснование его актуальности;
• обоснованность выбора методики исследования;
• достаточность собранного материала;
• глубина проработанности и осмысления материала,
• практическая значимость проекта;
• значимость и обоснованность выводов;
• качество оформления и качество защиты проекта.
Проанализировать выполненную работу можно также вернувшись к поставленным целям: необходимо с детьми обсудить, всё ли запланированное было выполнено, где были затруднения, ошибки, и что можно сделать для того, чтобы их исправить или не допустить в будущем.
А теперь подведём итоги и сформулируем план работы над проектом:
1. Определите цель вашей работы
2. Определите объект и предмет вашего исследования
3. Определите задачи
4. Сформулируйте тему проекта
……………………………………………………………………………………………….
5. Изучите печатную и электронную литературу по выбранной вами теме
……………………………………………………………………………………………………………
6. Выберите методы исследования и практически овладейте ими
7. Проведите собственное исследование
8. Проведите анализ вашего исследования
……………………………………………………………………………………………………………
9. Сформулируйте выводы и предложения
…………………………………………………………………………………………………………..
|
|
10. Оформите ваше исследование в виде текстового документа
11. Оформите приложения.
……………………………………………………………………………………………….
12. Подготовьте текст выступления
13. Оформите для защиты проекта наглядные материалы