Упражнение «Запоминаем слова»

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

«Что слышно?»

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

«Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине в течение некоторого времени внимательно слушать, что происходит за ширмой. По окончании данного времени (1-2 минуты) необходимо назвать как можно больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в порядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки.

Предметы, которые могут быть использованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, емкости с водой для ее переливания и создания звуков льющейся воды, стеклянные предметы и молоточек для стука по стеклу и т.д.

Упражнение «10 цифр»

Цель: развивать зрительную и слуховую память и внимание.

Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.

Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту - ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

 

 

ВОЗРАСТ: 5 лет

«Соберем букет», «Соберем урожай фруктов»

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Первый ребенок называет цветок. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет два цветка и добавляет в букет третий и т.д.

(Игра «Соберем урожай фруктов» проводится аналогично игре «Соберем букет»).

«Запоминаем вместе»

Цель: развитие слуховой памяти.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет ка­кое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку при­дется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неодно­кратно. От разу к разу будет увеличиваться коли­чество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

«Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание № 1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание № 2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

«Узнай по голосу».

Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом.

Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока.

ВОЗРАСТ: 6-7 лет

 «Гуляем по зоопарку»

Пусть ребенок закроет глаза и представит, что мы гуляем по зоопарку. «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, тюлень, лось, баран, тигр, крокодил...

Задания:

· Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

· Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых называл я.

· Найди на картинках животных, кото­рых назвал ты.

· Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

«Каскад слов»

Цель: развитие слуховой памяти

Задание: послушать и затем воспроизвести ряд слов.

1) доска;

2) окно, дым;

3) урна, кувшин, карандаш;

4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, пер­чатка;

9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодиль­ник, пуговица, ковер, антенна.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефону стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цып­ленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, ла­вочка, скатерть, арбуз, памятник.

 

«Слушай, все запоминай, на вопросы отвечай»

Цель: развитие слуховой памяти

Детям предлагается внимательно послушать текст и ответить на вопросы.

У ребят сегодня Рая отобрала самолет,

Медвежонка, попугая, паровоз и пароход...

А ребята говорят: «Забирай хоть все подряд,

Обойдемся мы без мишки, нам не нужен пароход.

Поиграем в кошки – мышки: чур я – мышка, чур я – кот...»

Все так весело играют и хохочут, и шумят,

А в углу у бедной Раи не идет игра на лад...

Не сдержала Рая слез, Рая нос повесила,

У нее игрушек – воз, а играть невесело!

(Е. Серов)

Вопросы:

Какие игрушки Рая отобрала у ребят?

Почему Рая плачет, ведь у неё много игрушек?

Почему другим ребятам весело?

В какую игру стали играть дети?

В какие игры можно играть вместе?

 

«Да и нет, не говорить»

Задача детей отвечать на вопросы, исключая ответы «да» и «нет».

Вариант 1:

Ты сегодня завтракал?

Тебе нравится твоя прическа?

Ты сегодня не опоздал в детский сад?

Сколько тебе лет?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь идти в школу?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Тебе нравится смотреть мультфильмы?

Ты любишь гулять?

Ты любишь играть?

Снег идет летом?

Солнце светит ночью?

Суп едят вилкой?

Цыплята умеют плавать?

Снегирь- это перелётная птица?

Скворечник – это домик для насекомых?

Ёлка зелёная?

 

Вариант 2:

Берлога медведя на ветке?

Яблоки созревают зимой?

Листья желтеют осенью?

Воробей это птица?

У машины 4 колеса?

Лиса живет в логове?

Понедельник- это часть суток?

Стихи поют?

Пирамидка – это школьная принадлежность?

Ты любишь читать?

Луна квадратная?

В неделе 5 дней?

Стол – это электроприбор?

Апельсин синий?

Снег тает весной?

Ёж впадает в спячку?

ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

ВОЗРАСТ: 3-4 года

Упражнение «Фигуры»

Цель: развитие осязательной памяти.

Материал: геометрические фигуры, вырезанные из твердой бумаги или картона.

Задания:

· Сначала необходимо обсудить с ребенком то, как называются эти фигуры.

В тех случаях, когда ребенок не знаком с названиями, не старайтесь заставить его учить их. Будет гораздо лучше, ее вы совместными усилиям придумаете подходящие для этих фигур названия. Например, первая фигура похожа на солнышко, вторая – на домик, третья – на окно, четвертая на пряник, пятая – на шкаф. Вариантов может быть много, но, в конце концов, надо остановиться на том варианте, который выберет ребенок.

· Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры и называет их.

ВОЗРАСТ: 5 лет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: