Практика (построить, спеть, сыграть)

Экзаменационные билеты по сольфеджио

МБОУ ДО ДШИ №7  

Билет №1

                               Теория

1. Метроритм в музыке: ритм, ритмический рисунок, длительности нот (основные, производные). Пауза. Ритмические группы: пунктирный ритм, синкопа. Музыкальный пульс, сильные и слабые доли, относительно сильные доли, акцент, такт, затакт.

Практика (построить, спеть, сыграть)

2. Си минор гармонический вверх и вниз, устойчивые ступени.

3. Тритоны с разрешением в си миноре натуральном и гармоническом                                        (ум. 5 на VII# и II, ув.4 на IV и VI).

4. В си миноре последовательность: t - D64 - t6 – s - D2 - t6 - D43 - t.

5. От звука «си» вверх: ч5, М53,  ум.VII7  с разрешением через D65.

6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.

Сделать краткий музыкальный анализ по плану:               

§ тональность (отклонение, модуляция);

§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;     

§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,   

восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);

§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторения, кульминация).

 

 Билет №2

                                Теория

1. Интервалы. Количественная и качественная величины в интервале. Простые, диатонические интервалы. Консонансы и диссонансы. Составные интервалы. Обращение интервалов.

Практика (построить, спеть, сыграть)

2. Соль минор мелодический вверх и вниз, вводные звуки.

3. Уменьшенные интервалы в соль миноре гармоническом от VII#                                 (ум.7, ум.5, ум. 4)  с разрешением.

4. В соль миноре последовательность: t - D6 - D65 – t – s – К64 (t64) -  D7 –  t.

5. От ноты «соль» вниз: м2, ч4, М6, D7  с разрешением.

6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.

 Сделать краткий музыкальный анализ по плану:               

§ тональность (возможны отклонение, модуляция);

§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;     

§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,   

восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);

§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).

Билет № 3

                                   Теория

1. Мажорный лад. Название ступеней, устойчивые и неустойчивые ступени, главные. Три вида мажора. Минорный лад, три вида минора. Параллельные и одноименные тональности. Порядок диезов и бемолей при ключе. Квинтовый круг мажорных тональностей.

Практика (построить, спеть, сыграть)

2. Ре мажор гармонический вверх и вниз, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые (вверх цифрами, вниз нотами).

3. Увеличенные интервалы в гармоническом Ре мажоре от VIb                                 (ув.2, ув.4, ув.5) с разрешением.

4. Последовательность в Ре мажоре: T- VII7  - ум.VII7  – D65 – T– S6 - D7 – T.

5. От ноты «ре» вверх: Б53, Б6, Б64, м7, D43 с разрешением.

6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.

 Сделать краткий музыкальный анализ по плану:               

§ тональность (возможны отклонение, модуляция);

§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;     

§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,   

восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);

§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).

 

 

Билет № 4

                                          Теория

1. Тритоны: ув.4 и ум.5 на неустойчивых ступенях натуральных и гармонических ладов, разрешение. Характерные интервалы: ув.2 и ум.7, ув.5 и ум.4 в гармонических ладах, особенности разрешения.

Практика (построить, спеть, сыграть)

2. Си-бемоль мажор натуральный, вверх неустойчивые ступени VII-II-IV-VI, обратно устойчивые V-III-I.

3. В гармоническом Си-бемоль мажоре ув.2 и ум.7, ув.5 и ум.4 с разрешением.

4. Полный гармонический оборот Т-S64-D6-T в Си-бемоль мажоре и параллельном миноре.

5. От ноты «си-бемоль» вниз: м2, ч4; D7 c разрешением, ум.VII7 с разрешением.

6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.

Сделать краткий музыкальный анализ по плану:               

§ тональность (возможны отклонение, модуляция);

§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;     

§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,   

восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);

§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).

Билет №5

                                      Теория

1. Аккорд как созвучие. Виды аккордов: трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Два Обращения трезвучия. Интервальный состав трехзвучных аккордов. Главные и побочные трезвучия в мажоре и миноре, Ув.53 и Ум.53.

  Практика (построить, спеть, сыграть)

2. До минор натуральный, гармонический с разрешением неустойчивых ступеней в устойчивые.

3. Тритоны в натуральном и гармоническом до миноре с разрешением            (ум.5 на VII# и II, ув.4 на IV и VI).

4. Последовательность в до миноре:     t - t6  – s – D2 – t6 – D43 – t - S64 – t.

5. От ноты «до» вверх: б6, ч8,  Ув.53, D43 c разрешением.

6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.

Сделать краткий музыкальный анализ по плану:               

§ тональность (возможны отклонение, модуляция);

§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;     

§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,   

восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);

§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).

 

 

Билет №6

                                      Теория

1. Доминантсептаккорд D7: понятие септаккорда, принадлежность к доминантовой гармонии, названия звуков, ступеневый и интервальный состав, необходимость разрешения. Обращения D65, D43, D2.- расположение на ступенях лада, интервальное строение, особенности разрешения в тонические аккорды.

  Практика (построить, спеть, сыграть)

2. Ми-бемоль мажор натуральный по тетрахордам, опевание (окружение) устойчивых ступеней неустойчивыми.

3. В Ми-бемоль мажоре все терции вверх, секунды вниз.

4. Последовательность в Ми-бемоль мажоре: T– S64 - D65–T– S6– К64(T64)–D7 –T

5. От ноты «ми-бемоль» вверх: ч5, б6, М6; D2  c разрешением.

6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.

 Сделать краткий музыкальный анализ по плану:               

§ тональность (возможны отклонение, модуляция);

§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;     

§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,   

восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);

§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).

 

Билет №7

                                    Теория

1. Вводные септаккорды: обозначение, понятие септаккорда, объяснение названия «вводный». Два вида - VII7 в натуральном мажоре и Ум.VII7  в гармонических ладах. Интервальное строение и два способа разрешения.   

Практика (построить, спеть, сыграть)

2. Фа-диез минор гармонический, мелодический вверх и вниз.

3. В фа-диез миноре Ув.53  на III, Ум53 на VII# и II с разрешениями.

4. Последовательность в фа-диез миноре: t - S64 -VII7 - D65 – t –s -К64 (t64)- D7 -  t.

5. От звука фа-диез вниз: ч1, б2, б3, ч4, ч5;  D65 с разрешением.

6. Спеть мелодию с дирижированием или сыграть с аккомпанементом.

 Сделать краткий музыкальный анализ по плану:               

§ тональность (возможны отклонение, модуляция);

§ размер простой\сложный, длительности и ритмические особенности;     

§ движение мелодии (волнообразное, скачки, секвенция,   

восходящее/нисходящее, по звукам аккордов);

§ строение мелодии в форме периода (сколько фраз, предложений, повторы, кульминация).

 

 

 Билет №8

                                         Теория

1. Отклонение. Модуляция. Сопоставление. Тональности первой степени родства. Правила определения 6 родственных тональностей для мажора и для минора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: