Потенциальная связь фонемы со значением

Ученик И.А.Бодуэна де Куртенэ, Лев Владимирович Щерба, создал в Ленинградском университете лабораторию экспериментальной фонетики, а его ученики, развивая идеи Л. В. Щербы, сформировали целое научное направление в лингвистике – Ленинградскую (Петербургскую) фонологическую школу (ЛФШ). Л. В. Щерба впервые и наиболее полно изложил свое понимание фонемы в магистерской диссертации " Русские гласные в качественном и количественном отношении ", опубликованной в Санкт-Петербурге в 1912 году.

Л. В. Щерба развивает мысль И. А. Бодуэна де Куртенэ о необходимости разграничения конкретных физических единиц (звуков) и более абстрактных единиц, служащих для смыслоразличения, которые он называет фонемами, при этом он опирается только на одно из предложенных И. А. Бодуэном де Куртенэ пониманий фонемы – как фонетической единицы, в которой артикуляционные и перцептивные свойства сходных звуков обобщаются на основании функционального критерия (способности к смыслоразличению).

По Щербе: Фонема – знак особого рода; мельчайшая линейная нечленимая независимая единица звуковой системы языка, потенциально связанная со значением и обладающая тремя функциями: конститутивной, дистинктивной, опознавательной. “Каждая фонема определяется тем, что отличает еë от других фонем того же языка”.

Если в каком-то случае своего употребления фонема связана со значением непосредственно, то и во всех других случаях употребления можно говорить о потенциальной связи фонемы со значением.

У каждой фонемы есть свой набор ДП.

У каждой фонемы есть свой набор аллофонов (отношения дополнительной дистрибуции).

Фонема обладает способностью различать смысл (минимальные пары).

Фонема обладает потенциальной связью со значением.

Фонема не зависит от позиции (в отличие от аллофона).

Билет 19

Фонема как предел линейного членения потока речи.

Нелинейное членение фонемы. Понятие ДП

При линейном членении речевого высказывания наименьшей выделительной единицей становится фонема (с т.з. языка; с т.з. речи - фон), относимая к незнаковому (или одноплановому, т.е. без плана содержания) уровню языка. Нелинейно же фонему можно представить как “ пучок дифференциальных признаков ” (Трубецкой).

Дифференциальные признаки (ДП)– это признаки, обеспечивающие различение фонем. Выяляются в противопоставлениях фонем (дистинктивная функция), образуют систему из особенностей артикуляции каждой фонемы.

В русском языке у гласных 3 ДП: ряд, подъем и огубленность, у согласных – 5 ДП: 2 конститутивных (место и способ образования, свойствены всем согласным), 2 коррелятивных (звонкость/глухость – кроме сонорных и j, твердость/мягкость – кроме j) и 1 относительный (сочетание шума и тона в звуке).

 

Билет 20

Фонема как независимая единица в системе языка.

Соотношение фонемы и аллофона

 

Фонема — это наименьшая независимая единица звуковой системы языка, характеризующаяся потенциальной связью со значением, образующая экспоненты языковых знаков и способная их дифференцировать. Аллофоны — это обусловленные фонетическими причинами речевые реализации фонемы, не противопоставляющиеся друг другу в тождественных позициях.

На уровне языка: фонема – абстракция, имическая единица языковой системы; это общее, существующее в своих частных проявлениях, т. е. аллофонах. На уровне речи: аллофон – это абстракция фона (звука речи), являющегося языковой реальностью.

 

Билет 21

Классификация аллофонов. Аллофон и фон. Два типа транскрипции

Между собой аллофоны находятся в отношениях дополнительной (непересекающейся) дистрибуции, т. е. для каждого варианта фонемы есть своя зона (область) употребления, которая не перескается с зонами других вариантов, и в совокупности все эти зоны для соответствующей фонемы покрывают все возможные случаи ее употребления.

Выбор каждого варианта во всех случаях обусловлен характером фонетического окружения. Объединение артикуляционно и акустически разных языков в рамках одной фонемы в качестве еë вариантов не определяется чисто фонетическим сходством: варианты какой-либо фонемы в одном языке могут являться разными фонемами в другом (напр., в корейском [r] - [l] – варианты одной фонемы).

Классификация аллофонов (по учебнику Маслова)

1. Обязательные варианты:

Ø Основные – либо в изолированной позиции, либо в условиях наименьшей зависимости от окружения (: т ак – [t]).

Ø Специфические (позиционные в шир. смысле) – видоизменения основого варианта, обусловенные специфической позицией.

o Комбинаторные – обусл. воздействием соседних звуков (т ут – [t°])

o Позиционные (в узком смысле) – обусл. другими позиционнными видоизменениями артикуляции (влиянием ударения т.п.) (: т о пор – [^])

2. Факультативные варианты – определяются произносительными привычками данного носителя языка.

Фон (звук речи) — это продукт единичного произносительного акта, поэтому он разнится от индивидуума к индивидууму, от произнесения к произнесению. Гласный в одном и том же слове неодинаков в произнесении разных индивидуумов. Это будут все разные фоны, но представляющие один и тот же аллофон конкретной фонемы.

Фоны как единицы материальные целиком относятся к речи. В них представлены языковые единицы — аллофоны соответствующей фонемы, определяемые той или иной позицией, а через аллофоны и сами фонемы. Итак, фонема представлена в каждой фонетической позиции определенным аллофоном, воплощенным в реальной речи в виде звука речи (фона).

 

Фонематическая транскрипция использует фонемы, отражая правила языка.

Фонетическая транскрипция с помощью аллофонов фиксирует реальные звуки речи, отражая, однако, только то, что значимо перцептивно.

 

БИЛЕТ 22


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: