Источник речевого звука – колебания голосовых связок

Если колебания равномерные и периодические, то это тон. Если колебание неравномерное и непериодическое, то это шум. Гласные – только тон, сонанты – больше тона, чем шума, звонкие согласные – наоборот, глухие согласные – только шум.

Акустические характеристики – частота, сила, (спектр,) длительность. Психоакустические (субъективные) – высота, громкость, тембр.

Частота – количество колебаний в секунду, герц (Гц). Обозначается f (frequency). Чем выше частота колебаний, тем более высоким кажется звук. Диапазон восприятия – от 16 до 20 000 Гц. Ниже – инфразвук, выше – ультра-.

Сила (интенсивность) – количество энергии, проходящей за 1 сек через 1 см площади, расположенной перпендикулярно направлению воздушной струи. Зависит от амплитуды колебания.

Для тона 1000 Гц определяют шкалу уровня громкости с диапозоном от 0 до 130 децибел (дБ). 0 дБ – порог слышимости, (110 дБ – порог осязания,) 130 дБ – порог болевого ощущения.

Длительность – протяженность звука во времени, милисекунда (1/ сек, мс). Минимум – около 40 мс (глухие щелевые согласные); согласные: 40-70 мс, гласные: 500-700 мс (самые длительные - ударенные).

Тембр – специфическая окраска звука, образуется дополнительными тонами (резонансными характеристиками, резонаторы в речи – полости рта, носа, глотки) и определяет качественное разнообразие звуков речи.

Практическая значимость: усовершенствование средств связи, автоматическое распознование речи, автоматический синтез речи, акустическая классификация звуков.

Акустическая классификация фонем

Разработали американские исследователи Фант, Халли и Якобсон в 1962 г.

Всего выделили 12 акустических признаков, из них 9 применимы к русскому языку

Плюс – согласные и гласные, в отличие от артикуляторной классификации, характеризуются по одним и тем же признакам

Минус – не для широкого употребления, потому что для определения признаков необходимы специальные приборы

Вокальные/невокальные

Все, где есть голос/глухие шумные

Консонантные/неконсонантные

Все, где есть шум/гласные

Высокие/низкие

Гласные переднего ряда, зубные и губно-зубные, передненёбные, j /гласные непереднего ряда, губные, заднеязычные

Диффузные/компактные

Гласные верхнего подъема, губные, зубные/гласные неверхнего подъема, нёбные

Бемольные/небемольные

Лабиализованные гласные, лабиализованные аллофоны согласных/все остальные

Диезные/недиезные

мягкие согласные, гласные с и-образными переходами [ i ·u· ·e· ·a· ·o· ] /остальные

Прерванные/непрерывные

Смычные (кроме носовых)/остальные

Резкие/нерезкие

Дрожащие, аффрикаты/остальные

9. Звонкие/глухие

Сонорные, гласные, звонкие шумные/глухие шумные

Билет 16

Перцептивная фонетика. Два типа перцептивных характеристик звуков

Перцептивный аспект (лат. perceptio — восприятие) изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными. Восприятие происходит не органами слуха, а через мозг (зона Вернике).

Перцептивная база – набор перцептивных образов всех звуков языка.

Два типа перцептивных характеристик звуков – универсальные (характерные для всех языков, напр., различение гласных и согласных) и специфические.

Практическая значимость – лингводидактика и нейрофизиология.

 

Билет 17

Фонология. Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме

Фонология (лингвистический или функциональный аспект) – изучение звуковой стороны языка с функциональной точки зрения. Занимается, в частности, фонемой, рассматривая еë как абстрактное представление о звуке.

Понятие фонемы в современном смысле термина, а также теория фонологии впервые разработаны И.А. Бодуэном де Куртенэ в 70-80-х гг. 19 в. Сам же термин «фонема» появился раньше, во французской лингвистике; этот термин предположительно ввел А. Дюфриш-Деженетт и использовал Ф. де Соссюр, у которого термин «фонема» был заимствован казанскими лингвистами в новом, бодуэновском осмыслении.

Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (Казанская ФШ) включало следующие понятия:

Фонема – это:

§ психически живая фонетическая единица.

§ психический эквивалент звука.

§ единый неделимый в языковом отношении антропофонический образ, возникший из целого ряда одинаковых и единых впечатлений, ассоциированных с акустическими и произносительными представлениями.

§ единое фонетическое представление, возникшее в душе путем психического слияния впечатлений, полученных от произнесения одного и того же звука.

Таким образом, Бодуэн де Куртенэ рассматривал фонему с двух сторон:

Некая психическая единица, психологическая значимость.

Экспонент, часть морфемы.

Билет 18

Вклад Л. В. Щербы в учение Бодуэна о фонеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: