Селения, где имеются храмы, но богослужения в них не совершаются

Мамадышский район: Албай, Никифорово

Альметьевский район: Калейкино

Нижнекамский район: Нариман

Лаишевский район: Ташкермень

Рыбно-Слободский район: Уреево-Челны

 

Глава-6
Прошлое и настоящее моего родословия:
Как говорят в народе: "Знай свое прошлое не от чужих уст, а сохрани свое прошлое переданное с поколения в поколение, словесное предание предков, как зеницу ока".
От себя добавлю: "Самая истинная - правдивая история, эта оставленное нам предками переданное из уст своих родителей, и нами передаваемое будущему поколению в правдивым виде"
Поэтому я излагаю вам, то чего мне оставили в наследство мои родители и то чего я увидел, услышал проживая свой век.
Истоки наших предков, их тернистый путь которое довели их до наших земель, где в современности компактно проживает народ Кряшены.
Приобретение нашими предками всех богатств:
Устройства своего быта для сосуществования в родственных общинах, преобладание своим языком для общения друг другом и с окружающими их общинами, приобретения, заимствование письменности, восполнение и приумножение своих обычай и традиций, умение вовлечь себя в общую культуру рядом проживающих общин и народов и создание своего несравнимого фольклора.
Вот таким богатым "багажом" наши предки дошли до наших земель своими бесценными "сокровищами" и наши предки смогли сохранить и приумножать, свою культуру и быть.
Наши предки не взирая, на то, что течение веков гонения и отчуждения со стороны "властвующих структур", оскорбления и унижения правящими кругами а порою своими соседями общего проживания, все свои "жемчужины наследия" донесли потомками Кряшенам.
Не смотря на общую богатую наследию, мы потомки "Божьего народа" Кряшен, православный народ и "не крещенные кряшены", порою противоречим друг, другу, мы позволяем себе, иногда одобрять или отвергать свою мифические истории написанные из вне. Мы, сами кряшены пытаемся воссоздать свою историю в истине, но нам в этом противостоять из вне, но мы сами пытаемся доказать свою правоту разрушая мифы о кряшенах.
Мы потомки Кряшен, вышедшие из древних народностей, которые течении веков одарив все преграды переселения и прохождения всю стадию своего развития и в последствии этого ставшего самостоятельным народом, отдельным этносом, должны чтит своих предков "протокряшен" и донести все сокровища наших предков приумножая все это нашим потомкам Кряшенам и всему кто желает нас видеть слышать и кто нас признает как Народ "КРЯШЕН"!

1. Прадеды и родные деды:
Мои предки потомки Булгар-протокряшен, мое родное село Кряш Серда, в архивных записях упомянуто боле 400 лет тому назад как Верхняя Серда, этот факт зафиксирован писцовых записях Российской империи.
Но, кроме архивных записей, есть еще другое мнение, что Кряш Серду первоначально называли Старой Сердой. Селение "старо кряшен- черных кряшен язычников" пересилили выше по реки Серда и назвали Верхней Сердой а в современности Кряш Серда.
Мои предки Кряшены и за тот период которого я знаю на моем роду не было не одной "капли татарской крови", так-как "ученые всех мастей", не желают меня признать и мой народ не желают признать как отдельный народ-этнос, вот этот факт боле четырех вековой истории моего родства разрушает все мифы о кряшенах, якоба кряшены всего то субетнос "народ вы народе".
Формирование этноса процес долговременный которому влияет все внутренние и внешние факторы, даже если игнорировать историю протокряшен язычников несторян, выходцев из Болгарского царства и их тысячелетнюю историю, но факты православного периода доказывает что Кряшены в полном мере сформировались как отдельный народ-этнос.
Мои предки Кряшены:
Казанской Губерни, Лаишевского Уезда, Русской Кызыльской Волости, боле 400 лет тому назад имея царскую грамоту на землевладение в местах проживания старокряшен обосновались три сими из числа "служивых". В эти далекие времена, никого из людей не определяли по национальным признакам и поэтому эти люди значились как служивые, ясачные крестьяне и они стали полноправными владельцами земляных паев селения "Верхняя Серда", о чем имеется запись в Московских архивах.
Вновь переселившийся "новокряшены государственные крестьяне" со знаниями православных учений смогли слиться "кланом старокряшен язычников" Такый, Ишмий и Маряс которые были знакомые учениями Христа несторианского толка с языческими уклонами ведения своего быта. Потомки этих протокряшен, современные Кряшены на эти земли наших предков имеют право собственности постоянного владения этими землями по закону Российской Федерации.
Так-как мы, не именем возврата в прошлое и поэтому живем современном правовом государстве исходя из этого, не вникая глубь истории, руководствуясь архивными "писцовыми" записями и современной реалии, самосознания самих жителей села, которое зарегистрирована актами закона на общем реестре Российской Федерации с обозначением село Кряш Серда Пестречинского района Республика Татарстан, по волю изъявления сельчан а так же всеми уроженцами этого села можем констатировать что это селение Кряшен и все уроженцы из этого рода наших предков КРЯШЕНЫ.
Не смотря на то что, каждый период нашего существования, а пока что речь идет из периода завоевания Иваном Грозном, вся история Кряшен "деформирована" не в пользу самих кряшен а наоборот сфальсифицирована и опорочена, С начало то было искажено царскими властями, потом сфальсифицирована советскими властями, а в современности перед нашими глазами "национал радикал демократами", которым безразлично судьба Кряшен, а всего лишь нужна увеличение числа татарского народа, чтоб оставаться вторым по численности среди народов Российской Федерации исковеркивают фальшивую историю Кряшен.
Вот по этим и иным причинам всякая власть Кряшен, "подминает под себя":
Первое что придумали миф о кряшенвх, что они старо крещенные татары, хотя в этот период татарского народа как таковой помимо не было, а потом новокрещенные татары, но в этот период татарами называли всех иноверцем казанского ханства, затем в целях оправдания жестких миссионерских деяний православной церкви насильственного крещения татар мусульман, Кряшен язычников с учениями Христа несторианского толка, после принятия ими православия, их прозвали крещенными татарами, а в современности из за увеличения численности татарского народа Кряшен сделали субэтносом "народ в народе и держат в составе татар".
Где логика, кряшены до завоевания казанского ханства были кряшенами несторанами и их якобо перекрестили от греха по дальше со всеми иноверцами и они превратились в татары, но зато крещенные. Спрашивается, если бывших мусульман поновой Исламизировали что будет?
Так зачем из Кряшен делать "козлов отпущения", хотите будьте сами такими, бегайте с из одной религии в другую.
Так, вы видели, что кряшены продавали свою веру?
Логика позволяет доказательную базу, что кряшены остались в Христианской вере, просто они самовольно а может в каком том мере безвольно из несторианства перешли в православию.
Чего тут удивляться, у християнства много течений разными толкованиями, а Ислам это религия очень разнообразными видами аж до экстремистскими.
Вот в чем логика вопроса Кряшен: Кряшены народ из древности мирный, покладистый и терпеливый, но не покорный.
Кряшены перед Богом только кланяться, а не перед каждым властвующим, потому что у Кряшен как язычников не было властителей управленцев, с ними управляла "природа мат".
Чужие, не пишите нашу историю,!
Мы сами знаем свою историю, потому что нам история передается из поколения в поколения в чистом и правдивом виде, потому что это неписанные обрядовые законы язычников от и до, "кериев", "корсунь" "керәчен", "КРЯШЕН"!
Историю моего родного села много раз переписали. История меняется, каждым разом, смотря кто его пишет и в какой период это история переписана. У каждого периода историков одна задача угодить властям кому историк служит. Но есть и другие источники, это народное описание той эпохи в котором они проживали, но такая история чаше всего на бумаги не пишется а устно передается от поколения в поколению. Такая историческая правда чаше всего родовая которое описывает родовые истории. Так вот если собрать эти исторические родовых рассказов во єдину, то получится самая правдивая история любого селения в том числе села Кряш Серда которому боле 400 лет от первого упоминания в писцовых запястьях.
Кто то по указке, сверху начинает переписывать историю, что делает в первый очередь:
Любой историк, для того чтоб ссылаться на документы знакомится предыдущими историями, и нищить прошлых исторических очерках то чего соответствует духу настоящей времени, тем боле это должен соответствовать заказу.
Так называемые полевые исследователи посланные заказчикам на места, начинают искать то чем заинтересован заказчик. По пизду кому обращаются эти "черные копатели истории", первый очередь администрации местной власти, той власти которые лояльны заказчику исторической правды. Надо заметить еше один факт, все времена как начали фиксировать историю, это делала та власть которое управляла народами и по этому все записи в том числе "писцовые" должны были выполнятся по требованию властей и должны удовлетворять "власть заказчика". То чего было придумана тысячелетьями назад актуальна и по сей день.
Надо обратить внимание, то чего переписывают историю и пишут современную историю, все ссылаются на те материалы которые сочиняли историки которые были у власти и или служили той власти которое правила в те века. Что получается, ссылки одни и те же, а текстовая обработка соответствуют тоий времени какая именно власть над народом, а народ в этой исторических писанинах как пешки, подвину делает ход отодвинул назад терпить, а в основном молчит или говорит то чего им скажут.
История та, чего не было, даже современная история в котором ты живешь, удивляешься так этого же не было, а было наоборот, нет власть сидит выше ему видные, и получается современная мифология- фальсификация того чего происходило перед твоими глазами.
Так вот, где логика? В этом нет никакой логике, это называется "чистой воды фальш".
Далеко не углубляясь, перейду на то чего я сам знаю из достоверных источников, а именно от своих родителей, как я помню, наш отец рассказывал много, то чего ему передали его родители.
Так вот до прапрадеда "Ишмия не доберемся, потому что за 400 с лишним лет много воды утекло, тем боле этот период Кряшен так разворотили, перепахали, как говорится в этом историческом периоде на полях "историков, кроме сорняка ничего не растет".
Прадед мой Сергей получил Фамилию от Дементея и в церковных записях зарегистрирован Сергием сына Дементея, значить наша родовая фамилия Дементьевы пошла от Дементея. Меня не интересует то чего о моем родстве разворотили ученый из института Марджани, а моя правда родителей и церковные архивы.
Сыновья Акакия, Ермолай и Дементей, как нам отец оставил в своих рассказах, сын Акакия Сергей, предположительно наша прозвища "Кәкәйләр" произошла именно от Акакия "Акакий- Какай".
За Ермолаем остался прежняя родовая прозвища "Ишкийләр- от Ишмия.
Наш прадед Сергей отделился "Башка чыга" и построил себе дом, где в современности живет Дементьев Николай Егорович.
У Сергия были три сына, мой дед самый старший Григорий- "Горей", второй сын Трофим-"Торуш", младшей сын Иван- "Ибан"
Все сыновья женились в этом доме и жили до кончины нашего прадеда Сергея. Они построили добротный дом, с полуподвальным помещением двухэтажный дом. Внизу жили три сына со своей семей, а на верху Сергей и Маржый прабабушка наша. Так вот даже детям когда их родители были дома не разрешалась поднимается второй этаж, но их пускали на второй этаж когда их мамы уходили на поле работать.
Когда прадед был жив, по разрешению властей, Сергей со своими сыновьями построил два новых дома, один дом возле реки на низменности, а второй дом на окраине села.
По завещании родовой дом должен оставаться старшему сыну а два новых дома по поспорю "Шобага" двум младшим сыновьям.
Три брата все были мастеровыми, про них сложилась такая присказка: "Что такой беспокой- Ибан, Торыш Гɵрей кәкәй" Но эту присказку придумали Русские мастеровые которые были конкурентами моих дедов. Русской Серде была школа мастеров, я не знаю наши деды там учились или нет, но они по всей округе троем дома строили. Так вот когда три брата Григорий, Трофим и Иван, ходили по деревням искали работу, их русские встречали такими словами "Что такой беспокой, пришли Иван, Трофим и Григорий, нам русским работы никакой". Конкурентов у троих братов в Кряш Серде тоже было предостаточно, потому что наше село мастеровых. Так вот кряшены нашего села наверное хорошо понимали русский язык и сказания русских для наших дедов перевели на кряшенскмий язык, "Что такой беспокой- Ибан, Торыш Гɵрей кәкәй". "Какой" перевели очень "грамотно" "Кәкәй", потому что кряшены к этому времени хорошо общались с русскими и достаточно "хорошо" разговаривали на русском языке.
Но надо заметить один факт, что наша родовая прозвище "Кәкәйләр" для нашего рода считается уважительном, хотя кое кто может это кривотолковать. Как говорится боле 150 лет это прозвище нами не отвергнуто и всегда передается поколение в поколению, вот что такое преемственность поколения Кряшен.
Сергей по старости лет умер, и стал вопрос о разделе имущества. "Маржый әбий", наша прабабушка была очень строгая, но наверное не из за это, она немножко нарушила завещание нашего прадеда Сергея. Она распределились так, "Мин черек тɵп белән ɵйдә калмыйм" это означает что мой дед Григорий в это время был немножко не здоров. Дело было так:
Так как "Гɵрей бабай" был краснодеревщиком, под глубокой осенью когда болотистые места замерзли но снег еше не лежал, он поехал в лес за материалом. Для краснодеревщика в наших лесах это ольха. Срубив достаточных деревьев, погрузил на телегу ольховые бревна и поехал в деревню. Чтоб добраться до дому надо было перейти речушку, возле вековых деревьев под названием "Чирмеш зираты". А там как раз большой спуск и высокий подъем. Лошадь груз до самого верха не потянул, и телега назад покатил, чтоб не допустить беду, дед взял жердю и начел помогать лошади, но беда "под ногами", жерда сломалось, а дед чтоб лошадь не угробить лег под колеса, а задние колеса телеги поехали по груди моего деда, но зато телега остановилась и назад не покатилась. Лошадь остался цел но ребра деду легкие повредили.
Несмотря на это он сам себя вылечил, стал на ноги и продолжал работать и жить по прежнему мастерить и вел свое хозяйство сам, поднял троих детей, правда отец от деда остался малолетнем.
Вот такая причина была, чтоб моего деда по завещанию прадеда оставить на "корне".
Мой дед Горей, выдернул свои колы из родного дому, взяв свою жену и детей без никаких споров вышел на новый дом, который построил сам.
Григорий Дементьев сын Сергея, был очень верующим человеком. Когда он жил в родовом доме, там построил домашний иконостас от пола до потолка (этот иконостас первозданном виде до сех пор стоить в дое Николая Дементьева в Кряш Серде там где родился и вырос мой дед Гɵрей). Когда дед ушел из дома и вышел на новый дом, "Башка чыкканда, каккан казыкларын суырып алып чыгып китә", кроме своих книг а их насчитывался боле 150 при том многое было изданные на кряшенском языке, эти книги были так и церковно кряшенскими, старообрядческими старокряшенскими несторианского толка и современные тому времени художественная литература. Книги хранились внизу иконостаса в "буфете". Когда дед уходил из родового дома он хотел забрать вес иконостас сделанный своими руками, но бабушка иконостас разобрать не разрешила, а вот нижню часть буфет с книгами дед все таки спилил и забрал собой к себе на новый дом, вот это и являлось его "выдернутым колом" из родового дома при разделе имущества. То что касается остальной утвори, в новом доме было приобретено еше при прадеде Сергия, это касалось тому дому которой досталось младшему сыну Ивану. Трофим остался родовом доме, так пожелала наша прабабушка Маржый.
До революции дед был очень зажиточным крестьянином и мастеровым. Пре царе они организовали" кооператив". Из села Янцвар один торговец из Златоуста привозил железо. Из деревни Кибячи кузнец "Читнәй" ковал железу, мой дед заказывал и покупал у него готовое изделья доля своих "Тарантасов, "Лобогреек"-молотильных машин и прочей утвари которое применялось хозяйстве так крестьян и помещиков, естественно дед их делал либо по заказу либо продавал "Тюлячинском большом рынке, в котором разрешалось торговля такими издельями.
Кроме этого Горей бабай был очень знаменитым столяром плотником в округе. Примеру Янцеварская школа для кряшен и русскоязычного населения которое построено при царе. все филенчатые двери мой дед изготовил по заказу приказчика царских властей.
Когда переносили Азин мечеть из Казани в соседнюю татарскою деревню Чита, моего деда имам этой мечети из Казани попросил взяться старшим по строительству этой мечети Не смотря глубоко верующим в христианство, мой дед безусловно взялся за эту работу по восстановлению Исламской мечети в новом месте. Когда его попросили взяться за эту работу он свой поступок объяснил просто, "Бог один и един, кто строит божий дом тот перед бого чист, а то чего скажут люди это не суд Божий".
Когда пришла время, сдать объект, приехал сам имам из Казани. Как говорится, ну Григорий Сергеевич, сейчас будем искать причину. Ходили ходили, и поднялись на мінарет и ползли под крышу, а там на одной доски настила крыши, величиной большого пальце кора не снято, вот тогда имам сказал, вот это и есть причина и пожал руки моему деду, обусловив что объект принят. Это мне рассказывал мой отец.
После революции у деда дела шли нормально, потому что дома строить и при советах надо было, но дед за свою работу советскими деньгами не брал и работал на натур обмен, как говорится и некоторых случаях брал царские деньги хотя они уже не действовали.
В колхоз он, пока был жив заявление ни писал, хотя корову и два лошади колхоз забрал, бабушка пошла в колхоз и две дочери записались.
Колхоз деду платил натурпродуктом, то что у него покупал, лобогрейки сушильные машины, телеги для лошадей. Тарантас свой колхозу он не отдал, какой то представитель из других мест тарантас деда себе купил. Но он в советское время сколько то время продолжал участвовать в кооперации. По видимому, как исчез купец из Янсвар, который еще моего деда снабжал книгами, все прекратилось, Читней их Кибячи тоже остался без железа а у моего деда железные кованные запчасти кончились. Как рассказывал мой отец Читнәй и Горей долго общались, даже если по деловому уже не сотрудничали.
Моему отцу было 11 лет когда моего деда не стало. Первая жена нашего деда из Кряш Казыли, "Жәмейләр" звали ее "Маржый" у них родился два сына "Саңка" который не вернулся из гражданской войны, второй сын "Әндерей" который, когда ему было лет восемнадцать умер от воспаления легких. Как отец рассказывал, дед его лисил сам надеялся на Бога, на руки врачей не отдал, но Бог его забрал к себе.
Когда умерла первая жена, наш дед взял себе в жены из деревне Кибячи, ее тоже звали "Дарҗа", она родила, нашу тетю "Үринә тутей, "Наталжа түтей", к стати она вышла замуж в деревню Киибячи Тимофееву Алексею, они со времен войны и до конца своих дней проживали в городе Чистополь. Самый младшей из сыновей наш отец "Саңка", некоторые его в деревне называли " Сашка", некоторые "Лаксандыр" но моя мама "Даря" отца нашего всегда называл "Саңка"
Мама моя была очень маленького роста, ее все называли "Даря", хотя некоторые называли "Дарпжа", но моей матери это не нравилось потому что мою бабушку звали "Даржа", она все время говорила, что в одном доме одноименных женщин не должно быть, хотя у бабушки и мамы церковные имена Дария.
Дед со стороны матери, тоже был маленького роста, его звали "Ладимер"- Владимир, бабушка "Марҗый"-Мария, но я их и роднимых дедов и бабушку не веде, хотя бабушку "Маржый, чуток помню она была очень старая а я был маленьким.
Ладимер бабай хоть маленького роста, но был очень шустрым. К стати, меня братья со стороны матери всегда называли "Бака Ладимер".
Бака Ладимер как то на свей лошади поехал г.Казань, отоварился и в обратный путь. Дело было зимой и дороги замело, ночью едет себе по дороги и на встречу ему обоз. Встречные ему кричат свежей из дороги, ато вместе с лошадью в сугроб скинем. Дед промаху не дал, вы что не знаете, что в Москве есть один "липутат"- депутат, а Казани есть липутат, а в Пестрецах я липутат, ну-ка уберитесь с дорог.. Весь обоз моего деда пропускает, но кто-то из абаза замечает что этот "депутат" в сморенном тулупе, и ему в след кричить ах ты "бетле керәшен, татарларны алдадыңмы"- ох ты вшивый обманул нас, но от деда сед простыл.
Отец рассказывал как он в колхозе бригадиром работал. Правление колхоз была размещена в доме у мого "жрак бабай" Лягушкина Владимира, а он сам был в должности охранника. Отец на работу рано приходил, а его любимый "тесть охранник" встречал его каждый ден у порога.
Значить сидит дед на руках газетой, а отец спрашивает, что в газетах пишут, эй, зять не спрашивай, "опять война".
Так вот это привычка у отца наверное сохранилась на многие года, если как будто готовишь уроки, и не читаешь книги, отец все время говорил "опять война", и замечание делал, верх ногами книгу держишь как "жырак бабаң"
На счет того, что газету Ладимер бабай читал верх ногами, потому что он читать и писать не умел, а вот как он стен газету верх ногами прикрепил, это уже история. Приходит утром в правление отец, как всегда тесть встречает, отец говорить, а че "опять бойна" что ли, дет говорить отец,не знаю говорит дед, сегодня читать газет не было. А это что на стене висить, а дед говорит, вон "Темәпей", "ЧАЯН" нарисовал, а я человека как положено ногами вниз повесил, человек по небу ходить не может, а что там написано пока еше ни читал. Так ведь это карикатура пьяный "Ычтапан в луже верх ногами лежить", так бы и сказал этот ваш художник, я бы правильно газету повесил. Да, бабай мог бы народ удивить если газету верх ногами увидели бы, "опять война" было бы. Жырак Бай был шустрым, "в карманы за словами не заходил",не бойся кияү, если что у меня в сараи вилы есть, воевать так воевать"
Вот такие у меня интересные были прадеды и деды.

2. Родители

Своим родителям доверяю полностью, примеру мой отец был очень начитанным, к шести годам владел Кряшенским языком, которого получил от своего отца глубоко верующего и очень просвещенного в религиозном и литературных областях и владеющего учениями кое какими другими науками. Отец в зрелости, изучил всю богословию из библиотеки унаследованный от моего деда, к тому же был очень грамотным по любым сферам деятельности и к тому же всю жизнь был очень справедливым коммунистом и очень т Нам отец рассказывал, что у нашего деда, «протестанта евангелиста», который не ходил церковь, была целая библиотека на новокрещенской издании на кириллице и старо письменные книги несторианского толка.
Почему то мой дед, моего отца обучил на кряшенский язык на а основе кириллицы, а старописьменные книги с сундука не вытаскивал. К сожалении отец эти бесценные книги сжег в печки, из за преследования советских властей.
Кто-то может возразить, мол кто такой твой отец, бывшей коммунист. Но я скажу одно, он был очень начитанным из детства, потому что, не однократно вычитал библиотеку своего отца. Просвещенности к богословию его заставляла сама жизнь, потому что он с малых лет остался без отца а наша бабушка читать и писать не умела.
Отец, каждый день, для нашей бабушке и для собравшихся бабушам-старушкам ежедневно читал евангелию, как говорится всю богословию с детства на кряшенском языке изучил наизусть..
Кто-то может сомневается о просвещенности моего отца, как обычного колхозника, сына обычного сельского столяра плотника, православного христианина глубоко верующего.
Можете удостоверится о просвещенности обычного колхозника, проверив каталог прочитанных книг из архива, Кряш Сердинской библиотеки и на почте, подняв архивы выписке газет и журналов. Так вот Александр Григорьевич Дементьев 1923 года рождения, к 88 годам своей жизни выписывал три- четыре центральных, одну Республиканскую
газету и конечно же районную газету, и литературный журнал России.
Он до 67 лет работал пилорамщиком в колхозной пилораме.

Мой отец, будучи коммунистом вот, что говорил про Бога:

«Бог есть, это сверхъестественная сила, но это естество каждый человек понимает по своему и воспринимает или отталкивает от себя, только исходя из своего понимания и интеллекта».

Мои понятия о боге:
Бог, это сверхъестественная сила, энергия подтверждающая и подчиняющий себе все законы мироздания, которое поддерживает гармонию сотворенного мира в вечности.
Божество состоит из триединства: "Отец - Сын - Святой дух"

Я не ни имею высшего образования и поэтому у меня гуманитарных учёных степеней нету.
Мое высшие призвание Рабочий, который подтверждается сорока шести летним беспрерывным трудовым стажем, мой рабочий «титул, академик рабочих наук».
Родился я в СССР в деревне в семье крестьянина. Был Октябренком, Пионером, стал Комсомольцем, партию не вступал.
Учился нормально учебники и художественные литературу читал очень редко. Образование средние плюс ПТУ (в аттестатах кроме Родного и Русского языка все отлично и хорошо). Семья дети, своей семьей дорожу. Работаю, свою работу люблю она очень интересная творческая. Друзья они лучше меня. Верю, Бога считаю себя православный Христининым. Религию атеизм и науку воспринимаю сознательно. Верил в строительство Коммунистического общества по принципам построения равноправного развитого общества. Моральный «кодекс» строителя Коммунизма считаю образцом воспитания. Не согласен с теми, кто этим лавировал, лавирует и дискредитирует тех, кто верил в это.

Язычество кряшен это не многобожие и не однобожие, а придание естеству природы и жит законами природы. У Кряшен как таковой бога не было, для них было триединство "Солнце-Земля-Духи предков". Тенгрианство, это у степных народов кочевников "Небесный бог тэнгри". Для Кряшен из древности "богом" был сонце и не боле другое. Последствии того что кряшены по первоначальному учению христа имеют несторианство, у них позже обозревалось Божество, но они некогда не расставались своим язычеством. Часовни, это конечно староверчество, но в них никакого тенгиризма нету. Обратите внимание, на то, что кряшены на кресты вешают полотнище а не рваные тесемки. У кряшен это большой грех не по православию, а по язычеству, потому что они верят, если рвать полотнище то они разрывают связь с предками через их духи.
Тенгеристы, потомки степных народов, татары, монголы татары и так же кипчаки, по сей день свои обряды совершают совершенно по другому, и никакого языческих элементов в них нету. Все эти группы тюрков, теннисистов для совершения обряда, рвут полотнище на куски и эти тесемки привязывают как они называют священными деревьям. В отличии от язычества этот обряд, рассевание своих недугов, болезней на ветер, и при этом просить своего небесного бога "тэнгре", об своем выздоровлении и чтоб оберег их от этих недугов.
В Белярах, в землях предков, которого все народы называют своим, хотя это селение исконно кряшенская, все деревья взвешены рванными тесемками, которое являются обрядом тенгиризщма. Но не один понимающе свои языческие обряды на деревья не вешают рванные тесемки, наоборот все часовни взвешены платками и полотнищами.
Чувствуют разницу в поверьях тегеристов и язычников, ту только не чувство а непросвещенному ясно мы не татары а кряшены.

Мои родители были очень, добродушные, у отца был строгий взгляд, он всем нам детям и людям был строгим, но очень справедливым. Про маму могу писать всю жизнь, все ровно не смогу описать её доброту. Моя мама была маленького роста, не смотря пережитые тяжелые периоды в юношестве, она была жизнерадостная. Стремилась благополучию в семьи, семейный бюджет был в ее руках, бюджет семьи распределяла умеренно целенаправленно. Откровенно говоря, заработанные деньги нашим отцом держала в руках крепко и надежно. У нее всегда в "домашнем банке" были сколько-то, чтоб семью прокормить и на перспективу накапливала. Наш дед был мастеровым и сильно верующим человеком, он нашего отца с малых лет научил грамоте, но дедушка рано ушел из жизни, отцу всего было одиннадцать лет. Отец свою жизнь наладил сам самостоятельно. Не докончив школу, уехал в город Казань поступать ФЗУ. Как он рассказывал, ему сначала экстренно пришлось сдать экзамены на окончание школьный программы, а потом вступительные экзамены. Не закончив ФЗУ, он добровольцем ушел на фронт. После войны в молодости без посторонней помощи самостоятельно отремонтировал дом, который досталось по наследству от нашего деда. Отец наш всегда был сильным работоспособным, работал в колхозе с утра до вечера, а по ночам умудрялся что-то помастерить, пилил, строгал, делал оконные рамы, двери, своими руками мастерил домашнею мебель. Когда старшие сыновья немножко подросли, совместно с ними поставил свой первый дом. Второй добротный дом поставили мы пятеро братьев под руководством отца, которое по завещанию отца осталось по наследству самому младшему из братьев. Не зря наша мама была "домашним банкиром", потому что когда, что-то строишь, нужны деньги. Отец всегда был уверен, что у матери всегда в сундуке были в наличные деньги и достаточные, купить что-то или начать "грандиозную стройку". Папа у нас был очень строгим, но справедливым, он много работал и был очень грамотным человеком, он много читал. Отец наш прошел всю Отечественную Войну, домой вернулся 47году живым и здоровым и сразу же женился на нашу маму. Нашу Маму во время Отечественной воны, часто отправляли на разработку и заготовку дров в леса. Одной таких лесоповалах, Маму придавило деревом раздобрив все бедренные кости, она чудом вернулось с "того света", выздоровела. Вот эта женщина моя Мама с нашим Отцом создали семью, родили и воспитали семерых детей.

 

7. Глава
Язык Кряшен:
«Сначала было слово». Иӊ беренче сүз булган, аннары аваз, аннары Ана теле-туган тел!
Как о русском языке говорять предки Славян:
СЛОВА-ПЕРЕВЕРТЫШИ или КАК от ЧАРОМУТИЛИ Русский Язык.
НАШИ древние пращуры, СОЗДАВАЯ свой язык, не использовали законов грамматики, которые придумали современные лингвисты. Мало того, они не использовали при этом законов современной логики. ЖИЗНЬ наших пращуров протекала в тесном контакте с природой и ПОДЧИНЯЛАСЬ не умозаключениям, а ВИЗУАЛЬНЫМ ОБРАЗАМ, возникающим в сознании при произнесении того или иного звука.
Поэтому им не нужны были толковые словари, так популярные в современности. В любом слоге они ВИДЕЛИ какой-то вполне определённый образ, который вызывал в теле особые вибрации и чувства. Современный человек привык оперировать не образами слов, а их понятиями, которые внушаются во время обучения.
И всё бы ничего, если бы стараниями отечественных лингвистов-нерусей (известно ведь, что академиками в России были выходцы из Европы) многие слова, как и законы словообразования были искажены, чтобы русские люди перестали понимать язык своих предков. Это был грандиозный план по уничтожению корней, питающих русский народ осмысленностью существования и управления собственной судьбой.
Истина о языке Кряшен.
Выясня вопрос, почему Ильменский в своих трудах Кряшен назвал крещёнными татарами:
Первое, что он работал по воле императора России, а для царя все кто проживал Казанской губернии обозначались татарами.
Второе это, великий учёный, прежде чем работать над алфабитом для Кряшен изучил много языков в том числе и татарский, из за схожести деадектов татарского и кряшенских языков, Ильменскому было легче изучить деадект Кряшен.
Многие путают одно с другим, что кряшенский язык берет своё роданачаоло от татарского языка.
Изучая труды Ильменского, убеждаешься в том, что кряшенский язык это совершенно отличается от татарского и является отдельно сформированным языком.
Первые кряшенские школы стали образцовыми для школ других народов, у них перенимали не только учебно-методические пособия, но и манеру преподавания, и бытовое устройство
http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/i..
Почему кряшенский язык потерял, свою актуальность, тем боле в авторской аналитике, нет не одного объяснения, что язык кряшен это их исконно свой родной, тем боле этот язык как у других народов формировался именно самими кряшенами.
Но статья для Кряшен, основном написана в положительном ракурсе:
А то что, язык ушёл из лексикона кряшен, это государственная политика,
принудительно администрирования, разговаривать на языке «большого брата».
Верно подмечено, что молодёжь полностью или почти утратил свой родной кряшенский язык, этому только одна причина, это 100 лет тому назад пытались искоренить материнский язык кряшен, просто на просто не давали возможности разговаривать, с начала нашим дедам, отцы наши хоть и родились кряшенами, но они почти некогда не разговаривали по кряшенский, а мы их дети точно от роду не говорили на своём родном языке, а вы молодёжь может знать и не знаете, как ваши прадеды разговаривали по кряшенский и поэтому у вас уже сложилась ассоциация татаризованности.
Почему до сих пор не искоренен язык кряшен, ибо язык правительством не устанавливается, а язык это от матери, язык передаётся от поколения в поколение на генетическом уровне.
Попытка, кем то или какой-то системой, упразднить, родной Кояшенский материнский язык, увенчан провалу.
Тем более, выискивание, от родного языка начало чужих корней это абсурдно.
Язык народов и общин, безусловно формируется, влиянием других общин народов, но у каждого народа специфика диалекта отличается от других. Из за того, что диалектика схожи, абсурдна считать однокоренными языки разных народов.
Любой народ, либо сами себе придумывают, так или иначе обозначать то чего ими изваедана, либо заимствуют то чего кем то уже обозначена.
Кряшены народ очень своеобразны и по этому у них есть много заимствованных слов от других народов, но в многих случаях Кряшены чужие слова переделывают под свой лад.
Кто профессионально занимается со своим родным кряшенский языком, должен иметь очень хорошую логическую мышление и не в коем случаи не поддаваться провокациям «супер лингвистов», потому что они, за свои «титулы» и за «деньги под заказ все докажут»....
Ведущим языком у старшего поколения – наших бабушек и дедушек – является кряшенский с характерными для него особенностями. От кого еще услышишь “гүпче”, “бакчый”, “арумысез”, “кенәгә”, “сыпкы”, “тәҗел”, “гомбакты” и прочие слова? Молодёжь использованием в речи лексического богатства кряшен похвастаться не может. Куда же уходит знаменитая преемственность поколений? Почему молодёжь не владеет языком, которым пользуются их предки?
http://tuganaylar.ru/news/etnografichsekaya-mozaika/z..
Петра Михайлович Минеев. Взгляд из-за пределов Татарстана. "Кряшены в Татарстане подвергаются этноциду такому, что численность их сократилась от 300 тыс. до 25 тыс. Закрыты все кряшенские школы, фактически уничтожены училища по подготовке кряшен-учителей и многое другое. Кряшены вынуждены были отречься от своего родного языка под давлением правительства Татарстана". https://vk.com/doc77049381_457874460?hash=754cfa5e43a..
Лингвисты которые не из числа нагайбаков и кряшен о кряшенском языке очень ошибаются или говорят неправду. А вот сами кряшены и нагайбаки считают свой языки своеобразными, без причастия татарского языка, отдельными языками.
У Нпгайбаков язык кряшенский, созвучьем казачьими напевами. Вы когда нибудь слыхали, что татары поют казачьими напевами? Или слыхали как поют чистые кряшены, которые не успели ассимилироваться, татарским языком?
Вот этих спецов лингвистов, надо бы отправить на длинную и при длинную командировку, чистым Нагайбакам казакам и чистым Кряшенам, чтоб эти лингвисты пахали и сеяли месте нагайбаками и кряшенами, вот тогда эти спецы точно запоют на старинном кряшенского языке!
Почему то Французы доказывают, что у кряшен есть свой язык. Мусульмане России признали что кряшены это православный народ, которые нечего общего мусульман татарами не имеют, они все это обосновали тем что религиозные каноны того или иной религии противоречат тому, что эти два народы имели общих корней
Россия, наконец то признал, кряшен, этому свидетельство снятый фильм о кряшенской свадьбе в селе Кряш Серда где проживают боле 400 лет одни кряшены. Высший орган власти Татарстана признал кряшен как этнос, это прозвучала из кустов Председателя государственного Совета Мухаметшина, на празднике Кряшен "Питрау" Нигэдер, керэшен «белгечлэре», без керәшен халкын, татарлардан чыкканны дип исбат итмэкче булалар. Но почему то, так "называемые лидеры кряшен" все еще в своем единственной газете, а именно новостей "Туганайлар" на соц. сетях, которое подчиняется "Татмедиа" пропагандируют, о том что кряшены это есть татары, "татаризируя" народ кряшен.
Народ правду гласит: Жизнь проходит, но кто его проводит только в пользу чужих, в последствия своим некогда не станет"

Кряшенский язык древний язык.
Язык Кряшен, как у всех народов формировался при формирование собственного этноса.
Только не надо утверждать, что кряшенский язык это заимствованный или как бы, является всего лишь диалектом обще татарского языка. То, что язык кряшен является их собственным языком, а не заимствованный или, как утверждают некоторые специалисты, что является всеобщим татарским языком, опровергаю те факты, что современный татарский народ, был окончательно сформирован из сообществ и народностей с одинаковыми религиозными взглядами, всего лишь в советский период. Тем боле татарский язык якобы это касается всех этнических групп татар всей России и боле того всего миря является абсурдном.
Кряшен будучи отдельным народом и имеющей свой индивидуальный язык, принудительном порядке включили в вновь образованный укрупненный татарский этнос и получили так называемую татарскую нацию, при этом искоренив родную речь и письменность народа Кряшен.
Но ведь все знают, но всяческий игнорируют, что до алфавита кириллицы, у Кряшен в обиходе уже был письменность, которым они прошли свой тернистый путь сначала до Булгарских земель, а потом и до ново освоенных земель Российской империи.
Наши предки Кяшены, свой язык вместе своими приобретённые христианство несторианского толка и свои традиции, уклады языческого быта и обычая и свой бесценный, своеобразный фольклор смогли донести до нас.
Надо заметать тот факт, что до того, как Ильинский составил алфавит кириллицы для Кряшен, с начало он тщательно изучил татарский язык, а потом только с помощью кряшенской элиты, которые были просвещенных от татарского литературного языка (загляните в труды Мадж ани и других просветителей восточной культуры востока татарам). Ильинский всего лещ смог частично освоить древний кряшенский зык. Причина этому были разные, а именно, труднодоступность древне кряшенских письменностей, которые тщательно скрывались "кряшенами староверами язычникам". По этим и другим причинам, церковно кряшенском языке оказались много слова с татарским диалектом, это результат просвещенности элиты кряшен тех времен в татарской среде. Дело усложнялось тем, что старо кряшенские письмена для просвещения “элиты кряшен» были запретными. Может эти письмена под грифом секретности сохранились в архивах, а может и нет, но это не факт.
Дело в том, что православная церковь тех времён, эти учения кряшен отвергал и делал жесткие гонения и преследовал на "староверческие учения". Если были бы заимствованы все кряшенские изречения "старого толка", это не соответствовала православным канонам ведения церковного просвещения кряшен, из-за того, что эти учения христианства несторианского толка противоречили канонам православной церкви.
Так вот, в советский период, эти так называемые «черносотенцы-протестанты» из числа кряшен начали восстанавливаться в своих «правах», но советская пропаганда окончательно раздавила прошлые "религии языческих народов несторианского и других толков религий".
Нам отец рассказывал, что у нашего деда, «протестанта евангелиста», который не ходил церковь, была целая библиотека на "новокрещенских издании" на кириллице и "старо письменные книги несторианского толка".
Почему то мой дед, моего отца к 6 годам обучил на кряшенский язык на основе кириллицы, а старописьменные книги с сундука не вытаскивал. К сожалении отец эти бесценные книги сжег в печки, из за преследования советских властей.
Кто-то может возразить, мол, кто такой твой отец, бывшей коммунист. Но я скажу одно, он был очень начитанным из детства, потому что, не однократно вычитал библиотеку своего отца. Просвещенности к богословию его заставляла сама жизнь, потому что он с малых лет остался без отца, а наша бабушка читать и писать не умела.
Отец, каждый день, для нашей бабушке и для собравшимся бабушам-старушкам ежедневно читал евангелию, как говорится всю богословию с детства на кряшенском языке изучил наизусть..
Знаете, что говорил про Бога мой отец, ярый коммунист: «Бог есть, это сверх естественная сила, но это естество каждый человек понимает по своему и воспринимает или отпрыгивает от себя, только исходя из своего понимания и интеллекта».
Кто-то может сомневается о просвещенности моего отца, как обычного колхозника, сына обычного сельского столяра плотника, православного христианина глубоко верующего.
Можете удостоверится о просвещенности обычного колхозника, проверив каталог прочитанных книг из архива, Кряш Сердинской библиотеки и на почте, подняв архивы выписке газет и журналов. Так вот Александр Григорьевич Дементьев 1923 года рождения, к 88 годам своей жизни выписывал три- четыре центральных, одну Республиканскую
газету и конечно же районную газету, и литературный журнал России.
Я не стану своего отца сравнивать с богословом, сыном сельской муллы Марджанием, потому что мой отец в "Бухаре не обучался и московскую патриархию тоже не посещал", он до 67 лет работал пилорамщиком в колхозной пилораме и к тому же был праведным коммунистом.
Я сын этого всесторонне провешенного человека, который мальчишкой в тринадцать лет первый раз пробовал сесть за штурвал трактора и сорок шест лет работает простым рабочем на заводе. Не смотря на то, что я всю жизнь находился, "татарской и русских средах просвета" и при этом не забыл свой родной материнский Кряшенский язык.
Могу утвердить, что мой отец, с детства, изучил от и до кряшенский язык, а потом научился читать и писать на латыни, обучался на татарском языке, и владел Татарскими и Русские языками в совершенстве.
Так что, утверждать, что кряшенский язык всего лишь одна из диалектов татарского языка, и основой кряшенскому языку является Татарский языковой словарь абсурдно.
Никому не секрет, что в свое время и со славянскими народами поступил так же, обобщая множество диалектов в одно изречения на Русский язык.
Так что, утверждать о том, что нет кряшенского языка это не логично и ошибочно!
Так как я не учёный и не языковед, а простой обыкновенный «Кряшен малай» и поэтому мне проще писать в стиле разговорной речи.
Кому то орография, что-то значит, вот примеру для меня это не важно, хотя, на кое что можно было бы обратить внимание, потому что есть умники, которые на ставленные вопросы ничего не могут ответить и поэтому переходят сразу на личность и ссылаются на орфографические ошибки и на грамматику. Надо заметать одно важное закономерность, что до внедрения татарского литературного языка Кряшенам, у Кряшен не были законов орфографии и грамматики, все письмена велись в разговорной форме изложения, это тоже касается старому татарскому письму.
Так что, если у человека нет своей "головы, а пляшет под чужие дудку, при этом строя из себя гения орфографических наук", либо это "идеальный татарин" либо "отатаринный кряшен".
Так вот, если кто-то считает себя просвещенным человеком, то должен знать, что есть разговорный речь, где, каждый собеседник исходя со своих "мозгового центра" и от способности логики мышления устанавливает свою "орфографию", инстинктивно выговаривая свои слова без правил правописания, потому что в мозгах у людей не вмонтированы машинка проверки правописания и исправитель орфографии и поэтому в "соцсетях" часто, встречаются не литературное а разговорные изложение текстов. А что касается речи кряшен, как правило они стараются вести разговор межу собой по старинному, часто игнорируя татарскую литературную речь, это объясняется, что все это от матери на генетическом уровне. Вот по этому древне Кряшенский язык передается от поколение на поколению.
В старину, у всех народов и в том числе и у Кряшен, все "писанины" излагались по разговорному речевому выражению. Но «цивилизация письма», востребовала свои правила писания, и по этому все народы и в том числе кряшены придумал себе своеобразную орфографию и грамматику, или как там, правила правописания,.
Но к сожалению, кряшены до конца не смогли усовершенствовать свое родное письмо, потому что их «воткнули татарскую среду» и с тех пор Кряшенам «моют мозги по татарский»....
У Кряшен из древности был свой язык и письменность, которого в свое время своеобразно замаскировала религия, а сейчас настойчиво скрывают и игнорируют власти.
Для понятия, что такой материнский родной язык:
(обратите внимание что великий Тукай о родном языке не изрек не одного слово татар)
Туган тел

И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.

Иң элек бу тел белән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.

И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең белән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.

И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!
Действительно к языку любого народа должен иметь научный подход и в том числе языку кряшен которое отражает их старинные и разнообразные говоры, ведь все знают а упорно молчат о сушествование языка кряшен!
Действительно у Кряшен говоры различаются дпруг от друга, это зависить от того как они расселились по землям Великой Булгари.
Все знают, что Кряшены когда-то компактно, сообщено проживали возле города Булгар, тому подтверждение бывшей кряшенский город "Биләр" (владение) ныне село "Биляр", которого так норовят сделать татарским селом.
Кряшены как все народы постепенно начали уходить в глубь, дальше от своих владений, тому подтверждение, что во всех уголках современного Татарстана сохранились Кряшенские селения раннего периода.
После того как Российская империя Кряшен, обширно расселила на свей завоеванной территории, Кряшены оказались разделены территориально, то есть они оказались там где раньше проживали их дальние сородичи "старые Кряшены", вот этот термин, былые историки ошибочно трактуют "старо крещенные" и "ново крещенные татары".
Если заглянуть на политическую карту России, то четко видно и ясно, что кряшены не спроста расселены по территории всей страны, тут лежать грамотное действие Российской империи по расселение народов во всей своей владениях. А именно Кряшены размещены таким образом, чтоб они могли ужиться на вновь освоенных территориях своими сородичами и были зашеины от мусульманство, для этого Русские взяли Кряшен под свое покровительство. К стати говоря ученые доказали, что ранний период Славянами были освоены Волжский, Камский, Вятский и даже Мешенские бассейны рек.
Современники, кряшен поделили на группы и на этом хитросплетение выискивают родство кряшен с татарами.
Ничего подобного, татарскому народу сами бы поискать среди своих, прямо скажу среди мусульманских соплеменников, которые приняли в период правления ханом Булгарского Ислам, который подчинял себе лояльных себе общин и народностей.
Как мы знаем в Великой Волжской Болгарии жили много народностей в том числе и Кряшены, которых современные историки просто игнорируют.
Четко и ясно понятно, что главенствующими народами, властвующими общинами были Булгары пришедшие из Балкан (бисермяне но их обозначают кто как, или как их в современности чуваши).
Потом пришли монголы татары и разграбил город Булгар, а хан, пропал из поле зрения или поддался татарам монголам.
Но это история, а мне туда не надо, мне нужна истина о кряшенах. А вы, спорте о том кто был ханом, которой сторожил свое ханские хоромы, которые ему построили мастера из востока внедряя в ханский дворец магометанство.
А вот, кто правил народами великой Волжской Болгарии, пусть все народы сообща, сами и определят.
Переходя на язык кряшен я скажу одно:
По пути следования Булгары не шли прямым путем до Волжских простор.
Одни обширны с начало примкнули Византию приобретая учения Христа. Другие свернули в степи обритая "тенгеризм" и "шаманство".
Третье "бродили" туда сюда, хватая все что видали по пути следования.
Но эти народы в конечном итоги оказались там где ныне проживают.
Итог, получился таковым, когда то бывшей один древний народ разделился по разным народам и каждый прибрел свой индивидуальный язык, но в некоторых случаях схожими по выражению.
Вы тут видите начальный тернистый путь одного татарина, я нет.
Так что Чуваш это Чуваш, Кряшен это Кряшен а Татары это Татары и все остальные народы, это отдельные этносы и отдельные народы!
Пример этому мною прочитанные словарник кряшенского языка, таких слов больше нет не у одного народа кроме Кряшен.
Замечу одно вещ:
Есть многочисленные попытки импровизировать кряшенские слова и термины под татарский лад, якобы корнем кряшенского говоря являются однокоренные татарские слова.
От себя могу сказать, одно, это попытка "татаризоват" кряшен.....
Словесность Кряшен, веками приобретенная разговорная речь Кряшен:
До обретения, своего этнонима КРЯШЕН, изначально были Болгарымы Карпатского происхождения. Естественно у этого сообщества народности, были сложены свои языковые свойства, характерны Балканским народам. Так, как одна из племен Балканских народов разделившись на три родовых сообществ решили "колесить мир", естественно на протяжение веков, из-за валяния из вне, языковые свойства менялись по разным направлениям, это свойства характерны всем народам мира.
Мои предки протокряшены проходя многих путей, до Волжской Булгарии возможно "прошли по южному пути" и каком то этапе своего развития пробрили свою идентичность самоназвание Кряшен. Этот тернистый пкть моих предков вполне возможно, потому что антонимы слов, "керсон", "кироит", "керчи" "керечен" очень сходны и поэтому важно проанализировать путь, которую прошли племя бывших Балкарцев, именно соприкасались с Византией, где протокряшены бывшие Булгары, приобщились христианству несторянского толка. И з того что наши предки через века домисли до нас, и их отголоски доказывает, что они из древних времен были знакомы с христианством и вели свой быт по языческим свойствам. А вот, то чего эти отделенные от Болгар общины, якобы когда то стали могола татарами, кипчаками или прямом смысле "татарами", говорить абсурдно, потому что логика происхождения или преобразования любых народов мира такому явленью противоречат. Не может, "сын родится от чужого лоно, родимая мать одна для тех у кого родная кровь в жилах течет".
Религия или самобытность ведет общество к образованию его как отдельный народ-этнос, ну и конечно влияние внешних факторов окружающих это сообщество не оспоримы.
Язык любого народов мира, это процесс преобразования адаптация тому место пребывания или долгое проживание с другими народами, и заимствование тех значений которые необходимы для общения другими сообществами и народами. Любой народ, если он само изолирован от внешнего мира, тогда они останутся скупы на языковую базу, в таком случаи, рано или поздно этот народ либо исчезнет, либо будет "проглочен " другими народами.
То чего не желая этого, наши падки всегда и везде где бы они не прибывали и проживали, общались и обретали свой язык заимствуя чужие слова видоизменяя и при этом преумножали свою языковую базу.
Чего получилось то и получилось, наши предки донесли свой своеобразный язык до нас, но Советская Власть, одним прочерком пера все вычеркнула, как "неугодный элемент" язык наших предков протокряшен. Вот поэтому в советский период Кряшены остались "закрытыми ртами, открывающемуся только с татарскими словами и разрешенными для общения с другими народами Русским языком".
В советский период, Кряшен отчуждали от своего прошлого, в языковом смысле и смысле своих традиций, навязывая нам чужую культуру и бытность, при этом "разворовывая" и приобщая эту самобытную культуру наших предков нашу бесценное наследие к ошой культуре другого народа, и нас во всех сферах нашей жизни деятельности приобщили "другим".
Машина пропаганды Советов так прошла по кряшенам, что Кряшены до сих пор разделены в два лагеря, "свои" и чисто кряшены.

 

Глава-8
Письменность Кряшен:
История письменности Кряшен
Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современноготатарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведется на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-ых годов XX века, когда на нем начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций.
Существует такой миф, что кряшены до составления Ильинским алфавита иноверческим народам и в том числе отдельно Кряшенам, кряшенский народ не были просвещены и не имели никакой письменности, и у них не было своего языка и они заимствовали, или вообще были татарами и по этому разговаривали на чужом им языке.
Так вот разрушая этот миф сочиненный не самими кряшенами, а именно татарами мусульманами и одобренными русскими правящими чиновниками пре царском режиме, констатирую следующие:
Кряшены как все народы жили, в бедности, сводя концы с концами, обрабатывая земли освоенные самими, а после завоевания Иваном Грозным Казани и в последствии освоения новых земель, Кряшены по указу Российских властей были расселены по владениям Бывшей Волжской Булгарии.
Только не говорите, что одни Кряшены были расселены по особому статусу и они только были безграмотными, а их большой брат соседи татары прям поголовно были грамотными, все писали романы и сочленяли стихи, вот якобы что они были шибко грамотными и воинственными их сначала "заточили в рабство", а потом только расселили так, чтоб им достались самые худшие из худших земель.
Бытует еще такое мнение, что все народы расселенные на новых землях пели и плясали, а у кряшен не было ничего даже своего фольклора, и так далее и тому подобное.
Так вот, на самом деле по данном статистике, до указа царя Российского, просвещение инородцев, все народы были безграмотными, если вы хорошо знаете историю, то должны знать, грамотность в России была ликвидирована по объявлению «ЛЕКБЕЗ», и того, не все люди стали грамотными. Это наша поколение, умеют читать и писать, а наши прадеды не все были просвещены, хотя среди кряшен из древности были просвещенные люди. Кряшнены из древности, просвещались от Византии и проникло этот свет им до принятия нашими дедами православия.
Так что миф о том, что кряшены были «тупыми», это «тупость» тех, кто этот фиф сочинил!
Миф о крещенно татарских школах -"школы для насильстенно крещенн татар"
Крещено-татарская школы разве переводится керәшен-татарлары мәктәбе?
Что то у ученые всех мастей, с переводами туговато.
Они просто без некокого смысла переводят прямым текстом, "кряшен-татар" "крешенные татары" в котором в переводе керәшен-татар, пишут то чего им выгодно.
Но есть одно но, вывески под названием, "крещено-татарская школы" означают, что эти школы были предназначены так кряшкнам и татарам мусульманам или просто татарам, кто пожелал обучатся в этих школах. А кряшены эти школы просто называли "керәшен ышкулы". переводится на русский язык "кряшенская школа" на татарский язып перевод будет вот так "керәшен мәктәбе", при этом надо замететь одно, до этого периода у мусульман татар не были школы, а просто они назывались "мәдрәсә", Медресе — (арабское мадраса, от дараса — изучать) мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — Мектебов...
Русскя школа:
Положение же русской школы на окраинах и в местностях с преобладанием иноплеменного населения представляется сравнительно отсталым. Планомерное развитие школьного дела в этих местностях, составляющее ныне очередную задачу Министерства Народного Просвещения, несомненно, потребует энергичных трудов со стороны ведающих этим делом органов правительства и больших затрат из государственного казначейства» (с. 193).... Школы — собирательное название в Древней Руси учебных заведений. В Российской империи — учебные заведения вне классификации либо начальные училища (Земские, церковно-приходские, коммерческие и пр. школы), школы грамоты.
Николай Ивановичу Ильинскому, императором была поставлена задача, обучать весь инородное население Российской империи, в том числе кряшен христиан инсорянского толка с языческим укладами своего быта и так называемых татар или казанских татар мусульман, чуваш и тому подобных иноверцев.
Вы почему-то зациклились именно на кряшенах и при этом, на вывесках школ для инородцев видите словосочетание "кряшен-татары", а я всего то вижу "крешено-татарское", которое в смысловом выражение означает школа для кряшен и татар
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов утверждает, что в истории каждого народа есть такая фигура, которую принято называть просветителем. «Если у татар таким был Шигабутдин Марджани (1818-1889), у чувашей Иван Яковлев (1848-1930), то для кряшен просветителем стал Николай Ильминский (1822-1891), однако имя Ильминского татарскими историками воспринимается только в негативном свете, что вполне понятно, поскольку этот просветитель стремился к укреплению этноконфессиональной идентичности кряшенского народа»
Председатель Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани Аркадий Фокинр, говорит о научно-педагогической деятельности Николая Ильминского и его роли в формировании этноконфессиональной идентичности кряшен. Поведав об Ильминском как полиглоте и знатоке языков разных народов Российской империи и стран Востока, он считает, что Ильминского можно ставить в один ряд с известным российским педагогом Константином Ушинским (1824-1871), поскольку оба внесли большой вклад в формирование подходов к организации национального образования. «Кряшены всех поколений всегда относились к Ильминскому с уважением, в глаза и за глаза называли его своим апостолом.
Преподаватель Казанской духовной семинарии о.Алексей (Колчерин) отмечает, что основными принципами миссионерствования Николая Ильминского имение успехов православной миссии среди кряшен сопутствовал тот факт, что именно Ильминский был тем, кто выступал за использование национального языка во всех сферах церковной жизни.
Настоятеля церкви св.Николая деревни Кряш-Серда Пестречинского района Республики Татарстана о.Димитрия (Сизова) рассмотревает аспекты и перспективы канонизации в лике святых Николая Ильминского.
О ценностных ориентациях современной кряшенской молодежи в Татарстане председатель Общества ревнителей истории г.Казани Василий Ордынский, приводит премеры, о социологических исследованиях среди кряшенской молодежи, и представил его результаты Так, выяснилось, что вера (религия) у кряшенской молодежи в возрасте от 18 до 35 лет занимает среди ценностей 7 место, уступая семье, друзьям, карьере (работе) и др.
Наблюдается что, по итогам прошедшей в 2010 году Всероссийской переписи населения в Татарстане оказалось всего 29 тысяч 962 кряшена (по всей стране их 34 тысячи 822 человека). При этом еще годом ранее председатель Госсовета Татарстана (местного парламента) Фарид Мухаметшин (по совместительству являющейся главой Ассамблеи народов Татарстана) заявил, что в республике насчитывается 200 тысяч кряшен. Каким образом, в Татарстане оказалось кряшен всего лишь около 30 тысяч человек пока никто из официальных лиц, включая и самого Фарида Мухаметшина, не прокомментировал. Это становится особенно любопытным, если вспомнить, что даже по переписи 1926 года кряшен было 120,7 тысячи человек.
Ссылка на материалы: https://ruskline.ru/analitika/2012/01/04/prosvetitel_kryashenskogo_naroda
Полномасштабное просвещение иноверцев расселенных на вновь завоеванных землях Российской империи, началась открытием школ для Кряшен и Татар, так называемых Крещено-татарских школ:
В названиях этих школ кроется уловка для современных кряшен, потому что, Крещено-татарская школы переводится керәшен-татар мәктәбе, а некие ученые это трактуют, как школы для крещенных татар.
Мне кажется если говорит прямым текстом, о " чукынган татар", "кряшен-татар" "крешенные татары" то в прямом смысле перевод получается керәшен-татар
Но есть одно но, вывески под названием, "крещено-татарская школы" синхронном переводе означает, "керәшн һәм татар шкулы", это означает что эти школы были предназначены так кряшкнам и татарам мусульманам или просто татарам, кто пожелал обучатся в этих школах. Сами кряшены не желая присуствия в этих школах татар мусульман, просто называли эти школы "керәшен ышкулы".
Николай Ивановичу Ильинскому, императором была поставлена задача, обучать весь инородное население Российской империи, в том числе кряшен христиан нисорянского толка с языческим укладами своего быта, староверов, которых православная цирков категорический не признавал. И поэтому школы, которые в основном были предназначены, первоначально было решено для обучения как кряшен, так называемых татар или казанских татар мусульман, чуваш и тому подобных иноверцев. Это является неоспоримым фактом.
Все ученые по просвещению иноверцев, почему-то зациклились именно на кряшенах и при этом, на вывесках школ для инородцев видият импровизированную словосочетание "кряшен-татары". Но даже не просвещенному человеку ясно, что из этих вывесок так называемых "крешено-татарское", очевидно, что в смысловом выражение, это означает школа для кряшен и татар.
Этому доказательство, из pа ущемления наз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: