Освоение игры в шахматы дошкольниками-как средство преодоления актуальных проблем обучения в школе

 «Шахматы – превосходная школа

последовательного логического мышления.

Игра в шахматы дисциплинирует мышление,

воспитывает сосредоточенность, развивает память».

В.А.Сухомлинский

 

       Вы решили ввести в вашем садике обучение игре в шахматы? Это очень хорошо, и вот почему.

Ведь шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

К игре деревянных королей ребёнка можно приобщать с 3-4 лет. Так.как в этом возрасте– это уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себяутверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более1000 слов, прекрасно двигается, многое умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляяживой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх, рисует, лепит, занимаетсяконструированием. Малыш становится внимательным к слову, к его смыслу, но управлятьвниманием ребенка лучше всего в игровой форме. Постепенно у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального

обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально

наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.

.      Не все дети способны запомнить названия конкретных шахматных фигур сразу же, поэтому и узнать,и закрепить пройденный материал лучше всегов игре.

На выбор играйте в следующие игры-задания:

≪Волшебныймешочек≫. По очереди прячьте в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и просите детей на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и детям прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке.

. ≪Шахматныйтеремок≫. Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

≪Шахматныйколобок≫. Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «Дед» – король, «Баба» – ферзь, «Заяц» – пешка, «Лиса» – конь, «Волк» – слон, «Медведь» – ладья, а Колобок – шарик или клубок. Дети должны назвать все шахматные фигуры, от которых убегает Колобок. Но в конце сказки «Лиса» Колобка не съест – он от нее убежит.

≪Шахматнаярепка≫. Посадите «репку» – клубок. Около него дети по росту выстраивают белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» – это король, «Бабка» – ферзь, «Внучка» – слон, «Жучка» – конь, «Кошка» – ладья, «Мышка» – пешка.

≪Большая и маленькая≫. Поставьте перед детьми шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать ее, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

≪Запретнаяфигура≫. Поставьте шахматные фигуры перед детьми в один ряд. По вашей просьбе каждый ребёнок будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затемпоменяйтесь ролями..

≪Чтообщего?≫. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите детей «Чемони похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

≪Белые и черные≫. В беспорядке поставьте на столе по шесть белых и черных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя ее и ее цвет. Например: «Белый ферзь». Ребенок, продолжая игру, должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие) и обязательно назвать ее. Например: «Черный король». Затем другую фигуру представляете вы и т. д.

≪Угадайка≫. Спрячьте в кулаке какую-нибудь шахматную фигуру. Предложите ребенку догадаться, что это за фигура. Когда, подбирая варианты, он назовет загаданную фигуру, следующую прячет уже он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

≪Кучамала≫. Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берете

какую-нибудь фигуру и ощупываете ее. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно

называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребенка: «Так?» ребенок поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

≪Школа≫. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубление поставьте шахматные фигуры и скажите ребенку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»

≪Цвет≫. Попросите детей поставить в ряд все белые или все черные шахматные фигуры. Когда они выполнят задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две черные. Дети должнызаметить вашу ошибку и указать на нее.

≪Ряд≫. Предложите детям поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей;королей.

. ≪Поросту≫. Попросите детей по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

≪Догонялки≫. Выберите одну из белых фигур, например- пешку, имитируйте ее бег по столу. После этого предложите ребенку выбрать и назвать какую-либо черную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура ребёнка ее догонит. Потом поменяйтесь ролями.

≪Прятки≫. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Дети должны найти ихи назвать.

≪Ктобыстрее?≫. Все шахматные фигуры лежат на столе. Предложите ребенку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберет в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. «Над головой». Назовите какую-нибудь шахматнуюфигуру. Ее должен быстро найти и поднять над головой ребенок.

≪Настуле≫. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребенком. Досчитайте до трех и на счет «три» бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.

≪Уберитакуюже≫. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из них в коробку. Попросите детей назвать эту фигуру и положить в коробку такую же, только другого цвета шахматную фигуру и т. д.

.      Для индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактическиеигры-задания: «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», «Запретная фигура», «Угадайка», «Пирамида», «Прятки», «Догонялки»,

«Школа», «Полна горница».

При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: «Кто

быстрее?», «На стуле», «Над головой», «Ряд», «Белые и черные», «Что общего?», «Большая

и маленькая», «Запретная фигура», «Волшебный мешочек», «Шахматный теремок»,

«Шахматный колобок», «Шахматная репка». Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минутдостаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названияшахматныхфигур.

.

 

 

Таким образом, цель обучения игре в шахматы в детском саду – не столько дать методику

обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре,ненавязчиво помочь им самим разобраться в силе фигур и, главное, содействоватьформированию качеств, необходимых для успешной учебы; формирования психологической

готовности к школе и успешного обучения в школе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: