Глава II. Внутренняя и внешняя политика Владимира Красное Солнышко

                                                                            И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон —

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!..

(А.К. Толстой)

Князь Владимир I Святославович – один из самых неоднозначных и легендарных правителей Древней Руси. Явился великим реформатором духовной жизни русского народа, человеком, "крестившим Русь", за свои многочисленные заслуги причисленный к Лику Святых. Владимир Святославович, святой, великий князь Киевский, политический и религиозный деятель, вошел в историю православия как «равноапостольный» князь, потому что придал христианству на Руси статус государственной религии и таким образом консолидировал страну, и поставил на уровень самых развитых европейских стран, которые не хотели даже торговать с «варварским», то есть нехристианским государством.
Князь Владимир внёс вклад в дело территориального расширения и укрепления политических позиций русского государства. После смерти Святослава между членами династии Рюриковичей началась борьба за власть. Олег и Владимир не хотели признавать великим князем киевским своего старшего брата Ярополка. В свою очередь, тот, подстрекаемый старым воеводой Свенельдом, служившим еще Игорю и Ольге, решил обуздать братьев и стать единовластным обладателем Движении. В 977 г. Ярополк отправился с войском в Древлянскую землю, чтобы отобрать ее у Олега. Олег проиграл битву со своим старшим братом и погиб. Владимир, который в это время правил в Новгороде, чтобы не повторить трагической судьбы брата, бежал в Швецию. Оттуда он вернулся с сильной варяжской дружиной и двинулся на Киев. Вследствие непродолжительной войны между братьями Ярополк погиб, и великим князем киевским стал Владимир.

При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, в 981 году присоединил к русскому государству так называемые "Грады Червенские" - земли на юго-западе, захваченные ранее польским князем Мешко I. Таким образом, формирование территориальной структуры государства Русь завершилось в конце X века. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств. Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдьи - объездах, исходящих из Киева. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями-вассалами киевского правителя, получили название волость. В целом же в X в. государство именовалось "Русь", "Русская земля". Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям.

В своей деятельности Владимир прилагал много усилий для развития государственности Киевской Руси. Около 988 г. он совершил административную реформу. Князь низложил местную племенную знать и посадил в княжении наместниками своих десятерых сыновей. С тех пор в жизненно важных ячейках Руси находились проводники воли великого князя киевского со своими женами. Князь провел также судебную реформу, введя «Устав земляной» - новый свод норм устного обычного права, которое базировалось на древних обычаях и традициях восточных славян.

Почти непрерывная борьба Владимира с печенегами, которые нападали на Русь, обусловила необходимость осуществления военной реформы. Вместо наемников-варягов князю стали служить «мужи лучшие» из восточнославянских союзов племен. Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси, а также сплошная стена (частокол) на земляной насыпи, называемый Змиевы валы. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси. Таким образом, Владимир Красно Солнышко решил извечную проблему – защитил Русь от набегов кочевых племен, разорявших и ослабляющих ее.[3]

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Владимир Красное Солнышко был истинным правителем своего времени. Он был жесток, коварен, бескомпромиссен. Иначе и не могло быть в суровой действительности Древней Руси. Здесь побеждал тот, кто сильнее. Как видно, князь Владимир не останавливался перед убийством брата или сына. Я считаю, что Ярославу просто повезло. Если бы отец не умер, неизвестно, чем бы все это обернулось для него. Причем на Ярослава великий князь пошел уже будучи крещеным человеком. Что же заставило этого яростного язычника вдруг так резко переменить свои убеждения и принять новую веру — христианство? Ответить на этот вопрос мы попытаемся в следующей главе нашего исследования.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: