Используемые источники

Введение.

Немало можно вспомнить политических деятелей, личности которых по праву считаются историческими. Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I и, конечно, Владимир Красное Солнышко, имя которого должно стоять первым среди перечисленных. Все они вошли в историю как выдающиеся сыны России, благодаря преобразованиям, которые, так или иначе, отразились на судьбе страны.

Владимир Красное Солнышко, или Святой — князь-реформатор. В 988 г. он крестил Киевскую Русь. Этот шаг на долгие годы предопределил судьбу русского народа. Князь решил, что русские будут веровать во Христа, он сделал свой выбор и не ошибся. Христианство вплоть до 1917 г. было не просто государственной религией, оно лежало в основе идеологии существующего в России строя.

Актуальность работы. Изучая историю России в 6 и 10 классе, где рассматривается тема «Крещение Руси», мы столкнулись с тем, что современные учебники, по которым мы занимаемся, очень поверхностно освещают проблему крещения Руси. В учебниках нет четкого и обоснованного ответа на такие вопросы как:  Почему Владимир пришел к единобожию? Почему он выбрал именно христианство? При этом тема крещения Руси является важной и интересной, так как установление православия в Киевской Руси имело огромное значение для дальнейшего развития страны.  Наша  работа будет еще одной попыткой взглянуть на те далекие события, время правления Владимира Красное Солнышко, получившего в народе заслуженное имя Святой, и найти ответы на интересующие нас вопросы.

Цель работы: На основе изучения источников и литературы  определить обстоятельства и причины, обусловившие выбор князя  Владимиром именно христианства в качестве официальной русской религии, для наиболее полного понимания причинно-следственных связей этого явления в истории государства.

Задачи:

- Определить круг источников по теме крещения Руси. Изучить отражение этих важнейших в истории Руси событий в источниках и исторической литературе.

-Раскрыть причины принятия именно христианства на Руси, а ни какой-либо другой веры.

- Познакомить с полученными данными исследования своих одноклассников в процессе презентации своей работы на научно-практической конференции.

Объект исследования. Киевская Русь.

Предмет исследования. События, предшествовавшие принятию христианства на Руси, причины принятия именно этой веры и само её значение в дальнейшей истории государства.

Гипотеза. Переход от язычества к монотеизму был исторической закономерностью.  Христианская религия больше всего подходила славянским племенам, была ближе по их мировоззрению.

Методы исследования. Провести анализ источников и исторической литературы, а также объяснения исторических фактов в различных теориях изучения, сопоставить мнения авторов, выявить их общие мнения. На основе этого определить свою точку зрения.

Используемые источники.

"Повесть временных лет" - произведение родное для всякого русского человека. Она повествует о начале Русской земли, о начале русского народа голосом далеких и вместе с тем близких нам русских людей XI - начала XII в.

Шестоднев Иоанна Экзарха Болгарского, уникальный памятник общеславянского значения, содержащий основные положения христианского учения о бытии. Списки Шестоднева, многократно переписанные и сохраненные нашими средневековыми предками, помогают лучше понять особенности религиозно-философской культуры Древней Руси.

История Русской Церкви А.В. Карташева. Эта работа является наиболее авторитетным научным трудом, вобравшим в себя всю глубину знаний об истории Русской Церкви, накопленных русской и зарубежной историографией.

Также будем обращаться к трудам историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, Б.А. Рыбаков Б.А, где они дают трактовку событий с точки зрения исторически - религиозной.              

Современные периодические издания: Журналы "Древняя Русь", "Альфа и Омега" отражают мнения современных авторов об исследуемом вопросе.

Практическая значимость исследования. Данные исследования помогут учащимся расширить свои знания по данной теме, осознать причины принятия христианства на Руси, а также дать собственную оценку деятельности князя Владимира.

  ГЛАВА I. Происхождение князя Владимира Святославовича.

    Углубляясь в историю начала происхождения князя Владимира, мы посчитали нужным составить некое родословное дерево первых русских князей от Рюрика до Владимира, для того чтобы наглядно представить, кто является предшественником события сия.(приложение 1).

Свой рассказ мы хочу начать с трагичного и конечного эпизода царствования князя Игоря. По некоторым источником мне удалось выяснить, что князя Игоря убили древляне, за то, что он грубо нарушил договор о полюдье. После смерти князя Игоря в Киеве остался двенадцатилетний Святослав – сын Игоря, он горевал, когда с его отцом жестоко расправились древляне. Мать, княгиня Ольга отомстила убийцам мужа и хитро сожгла их город Коростень. Княгиня Ольга стала гордостью для своего сына, она показала себя воительницей. За период царствования ей удалось расширить владения государства, разделить земли на волости, получать хорошую дань с покоренных земель и установить твердые порядки. В 957 году во время Великого посольства в Византию, Ольга крестилась в Софийском соборе Константинополя, крестный отец её был - император Константин Багрянородный. Имя в православии она носила как - Елена. Ольга стала первой на Руси правительницей-христианкой. Святослав и вся языческая Русь не одобрили поступка княгини, отринувшей привычные божества, как это восстать против кумиров, отречься от того, чему поклонялись отцы, деды, прадеды? Словом, Ольга внесла не малое смятение в умы киевских граждан. Она собиралась крестить и сына Святослава, но тот не поддался искушению.                    

        В те далёкие времена почти все жители Руси поклонялись языческим богам и их деревянным изображениям – идолам, потому что такая вера была у наших славянских предков. Святославом же владели иные страсти и желания, вовсе не господни, он готовил себя к суровой жизни воина. У него было три сына Ярополк, Олег и самый младший Владимир. Как известно Владимир не был настоящим сыном Святослава, а был усыновлён им, а мать Владимира была обычной служанкой и ключницей, простолюдинка красотой пленила Святослава, её звали Малушей. Владимир сын рабыни, в молодые годы стыдился низкого происхождения матери и отца, который был обычной рабочей силой, переживал, что он незаконный ребёнок, но усыновление в то время было законно.  У Ольги было желание крестить малолетних внуков и тут ничего не вышло. Владимир вообще в детстве старался держаться подальше от бабки, его пугало, когда Ольга в своей полутёмной келье становилась на колени, целовала рисованные лики, жарко что-то шепча, крестила грудь, живот и плечи.   

 Ольга умерла 80-ти лет отроду. История назвала её мудрой, а православная церковь причислила её к лику святых. Владимиру же было присуще одно из её свойств – святость. Правда, на путь благочестия он не скоро вступил, заповеданной родной бабушкой, но зёрнышко в душу брошено.  

После смерти Святослава земли были распределены его сыновьям, Ярополку выделен Киев, Олегу земля Древлянская, а Владимиру Новгород, земли не равные, брат завидовал брату. Вскоре случилась стычка между Ярополком и Олегом. Древлянский князь – Олег стал плохо платить дань, это очень разозлило Ярополка. «Красная былинка окрасила кровью тот поход», произошла сеча, опытные воины, наголову разгромили дружину Олега, да и сам Олег погиб из-за давки на мосту, позже на дне ямы отыскали его тело. Теперь черёд идти на Владимира.       

 Шло время. Владимир слыл скромным юношей, правил по совести: не зазорно для богатых, без обиды на бедных, не жаловал он убийц, воров и клятвопреступников, часто сам их судил. Воины дружины не могли нарадоваться на своего юного князя, жрецы на его примере учили идолопоклонников, как надо поклоняться кумирам. Владимир же приносил жертвы к их стопам.[1]

Так бы тихо и не заметно завершил свои дни, словно повинуясь велению Александра Македонского, когда бы не пошёл на Новгород старший брат Ярополк. Владимир сбежал из Новгорода, он испугался, к тому же его дружина была очень слаба, и он понимал, что от Ярополка не дождаться пощады. А подался Владимир за море к скандинавам и пробыл там 3 года. В это время Владимир просил помощи у языческих божеств, поклонялся им, приносил жертвы к их стопам, но все безрезультатно. Находясь за морем, он не отказывался принимать участие в набегах викингов.

Владимир окреп и стал мужественнее. Он выглядел старше своих лет. Вернувшись в Новгород, он изменился характером. Убегал на чужбину робким, малодушным юношей, а явился суровым мужем. Владимир впервые сменил посадника и разогнал всех киевских вельмож. И собирался идти на Киев! Ну, никак он не мог простить Ярополку его опустошительного похода на Новгород. По пути к Киеву, расположился лагерем в Полоцке, где правил близкий друг Ярополка, князь Рогволд у него была дочь гордячка – Рогнеда, она же и была невестой Ярополка. И тут Владимиром овладела мстительная мысль: отнять невесту у брата. Но было уже поздно, да и она не хотела выходить за сына рабыни, эти слова очень разозлили Владимира. Не хотел он разорять Полоцк, но пришлось, и силком женил на себе Рогнеду. Тем самым Владимир стал проявлять свои силы и потихоньку доказывать, что он достоин звания «великий князь» как его отец и дед, а, не повинуясь ему ждать беды врагу![2]

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: