Встреча с сахаджа йогой

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

Бог игрив. Он играет в прятки с нами. Он играет также и во многие другие игры, но время идет, а мы не улавливаем ни этой игры, ни её правил. И вообще, мы действуем по-детски. Мы просто не понимаем Его. Мы либо игнорируем Его полностью, либо обвиняем Его за наши бомбы, наши семьи, за наших попов и наших аятолл. Многие из нас пускают слезу, пытаясь найти Его. Но самой распространенной ошибкой является обвинение Его за наши же выходки, ибо нашей любимой уловкой является делать пародию из Его игры. Мы ошибочно думаем, что для того, чтобы вновь повернуться к Нему, мы должны одеваться в черное, как католические священники, или в желтое, как буддистсткие монахи, или отращивать длинные волосы, как сикхи, или обривать головы, как тибетские ламы. Мы ошибочно думаем, что нам нужно ехать в Индию, чтобы подхватить там гепатит, или получать крещение путем полного погружения в плавательный бассейн, для того чтобы получить второе рождение. Наше понимание Бога приходит от специалистов, которые описывают Его в книгах. Но Он - то здесь, то там, неуловимый. Некоторые люди верят в Карла Маркса, но такие довольно редки сегодня. Другие не верят ни во что. Что касается меня, то я действительно не безгрешен. Но бывали и светлые времена, иные, когда у меня были предчувствия.

Искатель Истины может иногда позволить себе быть немного ловкачом, петляя в этом мире, в котором правит Обман. Гурджиев, который был весьма умен, дал нам пример этой ловкости. Оказавшись в Самарканде на мели, почти без денег, он ловил воробьев, красил их краской индиго, а затем продавал как "американских канареек" по два рубля за каждого. Хотя я никогда не обнаруживал в себе никакой такой жилки изобретательности, тем не менее я понял, что мне нужно разработать систему трюков и уловок, чтобы выжить и, если можно, даже процветать. Однако со временем я обнаружил: ломать комедию скучно, и в итоге сбросил эту маску.

Когда я вспоминаю себя в то время, я нахожу, что во мне тогда был первозданный голод. И это именно то, что справедливо в отношении меня. Я всегда знал, что мы живем, выражая только долю нашей реальности. Я хотел жить со стопроцентной насыщенностью. Я настроил свой ум на это, когда мне было 14 лет, но я не был полностью уверен в том, как осуществить это. Вытекающие из этого испытания и ошибки отмечали мое вступление в совершеннолетие. Это целая история.

Мне посчастливилось родиться в очень обеспеченной семье. Учась в женевском университете, где самым главным было веселье, я тратил много времени на поиск сиюминутного наслаждения и удовольствия. Мое сердце - но было ли оно действительно моим сердцем? - работало с перегрузкой, и я влюблялся часто и серьезно. Я влюблялся в "Венеру" Ботичелли, в "Елену" Буше и, вскоре, в реальных женщин из плоти и крови, с которыми я сталкивался на живописных тропах моих эскапад на греческих островах, на юге Франции и в других местах.

Между прочим я получил также юридическое образование, но это не имело значения. Важным для меня в жизни было испробовать столько ароматов и удовольствий, сколько можно, и искать наслаждения, используя любой удобный случай, стоило им только подвернуться. Я танцевал кадриль под сводами дворцов. Я катался на лыжах под фиолетовыми небесами высоко в горах. Я сталкивался с прекрасными тенями, когда они проходили мимо меня на улице, но все они убегали.

На этом пути я пытался создавать из своей жизни поэму, но всегда использовал плохие исходные материалы. Мир удовольствий и образов является также миром разочарований. Красота проходит, удовольствие мелькает и исчезает. Я хотел испробовать все плоды, и я хотел удержать их вкус во рту. Разумеется, я потерпел неудачу.

В красоте женщины, или идеи, или статуи я мог видеть как бы навевание единой вселенской красоты, всегда недостижимой. Но, следуя образцу, я терялся в набросках. Высшая степень иронии состояла в том, что я ощущал самого себя похожим на какой-то торопливо и плохо сработанный набросок, относительно которого можно только догадываться - что является пыткой, - какая картина может быть за этим наброском.

В то же время религия "официального толка", распространяемая на Западе, больше никого не интересует. Воспоминания о школьных днях захватывают меня на какое-то время: епископ монотонно, нараспев читает григорианские псалмы из-под своей смешной сутаны с капюшоном, в то время как сонм братьев клириков церемонно подпевает, - тогда, прежде всего, он был духовным отцом моего сознания. Горгульи, которые поддерживают своды соседней базилики, с удовольствием подсмеиваются над всем этим.

Я смотрел свысока на тех, кто думал, что нашел истину, разрушая старого золотого тельца и воздвигая новых: Бога, Патриотизм, Технологию, Революцию, Молодость. Однако я не принадлежал к группе легкомысленных циников, о которых Ницше, мой брат по предвидению и мукам, писал: "Именно то, что человек думает, что он живет просто так, делает его вульгарным". А что же делает жизнь достойной того, чтобы жить?

Я не нашел ничего стоящего, если не принимать во внимание, вероятно, сам поиск чего-либо стоящего. Тем не менее я должен был найти ответы на различные вопросы, которые имели величайшую важность, несмотря на их предельную простоту, и которые я не мог выбросить из своей головы: "Как быть счастливым? Как сделать кого-либо другого счастливым? Что есть истина?" В отличие от Понтия Пилата у меня не было чаши воды, чтобы умыть руки.

Иногда я пытался как-то систематизировать свои вопросы: "Либо Бог существует, либо нет. Если Он не существует, пусть все летит в тартарары. Но если Он существует, Его определенно следует искать дальше." Временами я был непосредствен, как дитя. Настолько лучшим, - если бы это самое ценное осталось. Не было ничего, что могло бы удерживать меня в стенах моей комнаты, поэтому я сбежал. У меня была подруга из Голландии, которая любила тюльпаны и гашиш, особенно гашиш. Она была так добра, что приобщила меня к своему пристрастию. Но на самом деле все эти казавшиеся мне спасительными побеги, которые мы планируем столь изощренно и тщательно, не спасают нас. В действительности - не более чем игра, которую мы называем "любовью", или движения, которые мы называем "ласками", посредством которых мы пытаемся прикрыть тот неотвратимый факт, что другой всегда остается другим.

Было ли мое сознание более развитым, чем у других? Если и так, то это мало помогало мне. Я ощущал давление жестокого, скучного и безрадостного общества. Я видел вполне отчетливо этих людей вокруг меня, пытающихся плавать в густом тумане, погружающихся в то, что Паскаль называл "восстановлением сил, развлечением", гоняющимися за политическими убеждениями, или успехом, или любовью, без особого понимания механизма, дающего им силы. И если даже я смотрел с более глубоким пониманием, на самом деле я не был лучше других. Меня даже не извиняло то, что я не знал об этом.

Итак, я научился смеяться над собой, чтобы иметь право смеяться над другими. На этом пути я проходил через социальные ритуалы, которые нужно знать для того, чтобы успокаивать других членов общества. Я делал то, что люди из истеблишмента считают наиболее респектабельным: получение классического образования в Европе и США и должности международного гражданского служащего. Я производил впечатление на тех людей, которые были менее респектабельными, тем, что принимал наркотики, жил в коммунах хиппи и посещал секты Страшного Суда. В общем и целом, я не намного лучше других понимал, что следует делать, и чего следует избегать. Я надеялся выиграть время. Подобно маленькому соломенному Фаусту, я заключил пари с Мефистофилем, думая, что я невинен настолько, насколько коварен дьявол, и поэтому я не буду побежден им. Я смело опалял свои перышки в различных огнях ада.

Обнаружив, что индуистская философия прошла долгий путь в вопросах, касающихся происхождения Вселенной, о связи между Духом и материей и о поисках Собственного Духа, я сфокусировал на этом свое внимание. Но, познакомившись с некоторыми из этих импортированных восточных "учителей" поближе, я обнаружил, что они являются ордой жуликов и базарных мистиков, отбирающих у своих последователей все их богатство и имущество, а также их духовное и умственное здоровье. Некоторые из обманутых таким образом невинны, как ягнята по отношению к убийце, другим, увы, кажется, что они нашли Мессию, - они действительно обмануты, полагая в своем высокомерии, что могут купить Бога, оплачивая технику медитации и принимая на веру ложь, что они являются организацией новой избранной расы. Я продолжал говорить себе, что смирение является единственным оружием тех, кто пытается приблизиться к Богу. Сам того не зная, я открыл одно из правил этой божественной игры, хотя часто мне не удавалось применять его.

В Болонье, где мне пришлось учиться в течение года, я с удовольствием бродил по улочкам и маленьким площадям, которые превращались в декорации шекспировской сцены каждое воскресенье, когда первые шоки от нефтяного кризиса очищали их от автомобилей. Эта старая страна, Италия, была переполнена эстетами и интеллектуалами, которые учили меня, что эстетика и интеллект, предоставленные самим себе, ведут в никуда. Вкус декаданса возбуждает вкусовые рецепторы, бедная Европа. Где же тогда будет расцветать весна?

Как результат учебы и различных переживаний, в моей голове начал созревать вопрос, ставящий в тупик. Я предпринимал попытку за попыткой найти ответ. Я шел по следам великих искателей прошлого: Арджуны, Эхнатона, Канта, Ленина. Синтез никогда не будет иметь места, сказал Маркузе, предлагая великий отказ. По-видимому, он не знал о Патанджали, учителях Дзен-буддизма и всех тех, кто говорил, что синтез можно испытать через трансформацию сознания личности. Этот маленький мозг еще раз стало лихорадить, когда я начал распознавать очертания этого загадочного вопроса.

В 1974 году, когда я жил в Вашингтоне, я начал догадываться, что только беспрецедентное историческое событие могло бы остановить скольжение нашей экосистемы в направлении полного самоуничтожения: только такое событие могло бы разорвать цепь путаницы и напряжения, которая тянет нас в направлении растущего дисбаланса. Подобно столь многим другим, я пришел к заключению, что это событие произойдет в области человеческого сознания и что знамения времени - так же, как и положение планет, - указывали на то, что это событие надвигается. Я не знал, однако, где и когда оно произойдет. Возможно, оно уже происходит?

Этот вопрос можно было бы сформулировать таким образом: "Как развить новое измерение сознания вне интеллекта, представляющее в сознании эволюцию, а не регрессию?" - Возвращение к инстинкту не было бы решением проблем нашей цивилизации, потому что термины "инстинкт" и "цивилизация" не выражают ничего, кроме великого человеческого противоречия, которое не может быть разрешено шараханьем назад и вперед между такими противоположностями. Более того, типичное психическое состояние западного человека представляет собой весьма развитый и приобретенный уровень рациональности. Что касается этого приобретения, то эти инстинктивные попытки выходить за пределы думающего ума могли бы считаться регрессом. Попыток делать это сегодня множество: наркотики, секс как освобождающая сила и как взгляд на жизнь, вовлечение в псевдомистические и псевдомагические парапсихологические опыты. Существующий цирк "новых церквей", ложных гуру, основанных на научной фантастике религий, колдунов и их учеников - все подтверждает, что ожидаемый прорыв в области сознания носится в воздухе. Действительно, как в XIX веке наблюдался прорыв на материальном уровне при промышленной революции, так почему бы второй половине XX века не принести подобный переворот на духовном уровне с внутренней революцией? Если бы мы действительно хотели посвятить себя тщательному религиозному, литературному, артистическому и поведенческому анализу самых передовых обществ, то этот, в чем-то гегельянский, путь толкования направления в истории не казался бы слишком неестественным.

Даже в этот момент, когда я пишу эти слова, сотни авторов и деятелей кино всех мастей ставят перед собой задачу об окончательной отработке основы этой гипотезы. Но это основа, которая остается великолепной в своей пустоте. Как я сказал себе десять лет назад, что до тех пор пока мы действительно не испытаем этот прорыв в нас самих, все эти гипотезы будут не чем иным, как дымовой завесой. Это я мучительно осознавал.

Откровенно говоря, следует признаться, что я также не ощущал под собой почвы. Я был сыт по горло друзьями, у которых стрелка постоянно указывала на "секс". Я заблудился в своих играх, потому что желаемый объект, девушки, или, скорее, радость от пребывания с кем-то вместе, покинула меня полностью. Мы все думали, что "свободная любовь" дает максимальный шанс для счастья и удовлетворения: это стало основой мировоззрения в нашем образе жизни. Но сколь многие из нас действительно наслаждались нашими случайными встречами? Зачем такая ненадежность? Как отдавать себя кому-то, кто может завтра исчезнуть с другим партнером, чьи физические данные лучше или чей автомобиль больше? Даже когда я был с моей подружкой, мое внимание направлялось к другим девушкам. Это беспокойство не давало мне наслаждаться тем, что я имел. Я хотел прервать это безрассудное, подобное порханию бабочки, поведение и быть в состоянии испытывать, если нужно, спонтанность в дружбе и любви без этих мыслей о сексуальности, которые заполняют наши умы и разъедают наше внимание. Но я не знал, как это сделать.

Я был сыт фабриками университетов и их продукцией, идеями. Роль моих профессоров сводилась к тому, чтобы во имя аналитической мысли расщеплять волоски до бесконечно малой толщины, - и все это за счет налогоплательщиков. Нет там более ничего всеобщего относительно знания о том, что вращает приводные ремни Вселенной. Этот хаотический мир, разделенный в большей или меньшей степени на отсеки; каждое академическое учреждение поглощено заботой о своем собственном маленьком садике без какого бы то ни было соединения с целым. Несмотря на это, я пользовался лучшим, что было в этом мире, чтобы с легкостью подбирать себе учителей в политических науках. Затем без дальнейших хлопот я вскочил в "пакард" выпуска 1954 года и направился в Нью Орлеан и Лос Анджелес. Я люблю путешествовать. Жизнь снова была забавой, наслаждением восходом солнца над пиками Долины Монументов, купанием в свежих водах Тихого океана.

Когда я прокручиваю в уме ленту событий в том путешествии, то становится любопытным, как все вокруг подталкивало меня туда-сюда, чтобы привести к запланированной встрече. Например, когда я странствовал по Аризонской пустыне, планета Венера обычно необъяснимо появлялась в поле зрения окошка палатки, где бы я ни ставил палатку! Я прибыл в Большой Каньон в проливной дождь. Тем не менее помолился о великолепной радуге, и она появилась в течение пяти минут! Казалось, это доставляло удовольствие какому-то невидимому божеству, - даровать мне исполнение каждого желания наиболее любезным образом. Последовательность совпадений и символов, вместе с большой долей юмора, привела меня в итоге в Беркли в дом студента экономического факультета по имени Раджеш. Раджеш был смышленым парнем, а также и чутким. Наши долгие беседы длились целыми ночами в обсерватории, которая нависала над заливом Сан-Франциско. В конце концов через неделю с большими предосторожностями и с некоторой робостью, что сделало это событие почти торжественным, он показал мне фотографию индийской женщины с загадочной улыбкой, царственно сидящей в священной и защищающей позе.

- В настоящее время Она живет в Англии, вблизи Лондона, - сказал он мне, - и я знаю, что Она ожидает тебя. В прошлом Она принимала рождение много раз, и статуи, отражающие Её в тех рождениях, имеются всюду на Земле. Как было обещано, Она пришла снова, и Она находится здесь для нашего освобождения. О, ты не можешь знать..., тебе нужно поехать и встретиться с Ней!

- Но, Раджеш, как ты можешь говорить такие вещи?

- Ты можешь ощутить это сам, - ответил Раджеш, - ты действительно можешь ощутить это. Ты можешь ощутить фантастическую энергию, которая исходит от Её тела в форме прохладных вибраций, и ты входишь в новое состояние сознания! Ты должен ехать туда и увидеть это сам. Очень немногие из нас сделали так. В этом нет ничего похожего на ту псевдодуховную чепуху, которой ты пытался заниматься.

Трудно поверить в проявление чего-то, что ты искал столь долго, трудно поверить в такую грандиозную новость. Равным образом трудно поверить, что Существо, которое может действительно помочь другим, может жить в этом мире, будучи не известным нам, принимая пищу и спя просто как один из нас, работая над осуществлением новой духовной революции. Тем не менее Раджеш не был ни мечтателем, ни фанатиком, ни глупцом. Знамения времени указывали на надвигающиеся перемены. Нас окружают лжепророки Апокалипсиса, скрывающие свой обещанный приход в безумном шлейфе наркотиков и культов. Неуправляемая психическая активность и сексуальное отклонение угрожают единству семейной ячейки. В развитых странах технология физического выживания человеческого рода стала темой математических моделей со все более пессимистическими прогнозами. И если всегда эта сцена устанавливалась для глобального изменения направления, то сейчас это было для многих из нас.

Итак, был только один вариант, чтобы проверить это. Я поехал в Чикаго и двумя днями позже, наполненный чувством оптимизма, сел в самолет, который летел в Англию.

Такова вкратце история первых 25 лет моей жизни. Я должен признать, что мне очень повезло. Я не был скормлен львам или распят на кресте. Мне не предлагали выпить цикуту, я не был разрушен наркотиками. Я не должен был даже быть отправлен в сибирский ГУЛАГ. В конечном счете я утешился открытием того, какими неоригинальными в действительности были мои поиски. Я шел по стопам многих монахов и сумасшедших, поэтов и философов, королей и святых, которые ломали головы над теми же вопросами. Истинно извечными вопросами, которые всегда переживали свои ответы. Каким должен был быть ответ этой загадочной особы, к которой поспешал я, летя в самолете? - Я знал только Её имя: Шри Матаджи Нирмала Деви.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО.

 

Быть сдержанным в высказываниях - это признак хорошего тона, но автор проявляет смешную смелость, используя такие громкие слова, как космос, эволюция Вселенной, рок, Самореализация, Бог, дьявол, которые могли бы привести в замешательство читателя: как он осмелился! Более того, все, что может быть рассказано на этих страницах о Сахаджа Йоге, о Шри Матаджи или о коллективном сознании, будет преподноситься настолько возвышенно, что у читателя будет искушение смотреть на автора этой книги как на яркий пример такого рода авторов, которые справедливо становятся непопулярными, то есть таких, которые пишут без реального знания того, о чем они пишут. Тем не менее, если вы любезно примете гипотезу о том, что этот писатель действительно знает свой предмет, тогда возникает вопрос: "Кто имеет право рассказывать о Царстве Небесном, о котором он говорит?"

Я не буду воздерживаться от таких слов как Бог и предназначение, поскольку эти мощные слова нашего языка точно включаются в предмет рассмотрения этой книги. И если вы будете задавать вопрос относительно действительной глубины моих знаний, то позвольте мне ответить, позаимствовав цитату из Кена Упанишад:

"Я не думаю, что я знаю Бога хорошо, но нельзя сказать, что я не знаю Его вовсе. Тот среди нас, кто знает Его лучше, есть тот, кто понимает значение слов: "Я больше не утверждаю, что знаю Его" ".

Определенно, упомянутые выше слова истерты, избиты и искажены в мастерских "кузнецов слова", и что касается меня, я не знаю, как вернуть им их первоначальное значение. Но здесь я обращаюсь к тем людям, которые чувствуют, что их преследует Лазурная Синева, которые вовлечены в этот древнейший поиск и которые часто изнемогают от своих долгих поисков, решив, что это бессмысленно, что не существует никакого Святого Грааля. Это изменение сознания, внутренняя трансформация, было в конце концов только фантазией, которая преследует наше несознательное. В то же время оно интенсифицирует и наказывает нашу безнадежную ностальгию по Богу.

Таким образом, не имея никакого права это делать, я все же берусь за перо. Но в итоге я увидел этот Океан, в который стекаются все наши ручейки. Я искупался в нем, растворился в нем, потерял и нашел себя снова в нем, и со всей очевидностью для всех моих чувств, всеми фибрами своего существа я понял, что этот опыт "великой трансформации" является доступным именно сейчас для целого поколения искателей. И что бы все эти новейшие лжепророки ни болтали на каждом перекрестке, обещая рай по дешевке, мой долг перед Истиной - говорить, и даже кричать, только бы вы услышали меня, - что мы должны теперь полностью войти в Царство Бога. Эта вводная книга в Сахаджа Йогу Шри Матаджи Нирмала Деви откроет путь и ворота в это Царство.

Но с самого начала давайте не забывать, что именно Океан воды содержит в себе каплю, а не наоборот, даже если эта капля имеет человеческий мозг, битком набитый концепциями и целым аналитическим аппаратом. И когда Океан является неизмеримой любовью, которая вибрирует в каждой галактике, так же как и в каждом протоне, концепции и слова, в которые они облачены, должны быть отброшены на его берегу.

Тем не менее если бы я предложил вам книгу с чистыми страницами, я бы не смог дать вам ту информацию, которая вам нужна. Поэтому я заполню словами каждую страницу и начну с комментария относительно моего метода.

Я говорю о том методе исследования сознания, применявшемся Сократом пока он расхаживал взад и вперед по Агоре, за который он заслужил в награду столь типичную благодарность рода человеческого своим представителям - чашу цикуты.

Итак, чем бы Истина ни была, она по сути такая, какая есть, в себе и сама по себе независимо от моей интеллектуальной способности понять её. Если где-то существует дерево и река, то они существуют независимо от того, знаю я или не знаю об их существовании. Но такой мирный ландшафт вскоре отразился бы в спорах философов. Фактически было сказано следующее: "Что касается этого дерева и этой реки, я не вижу их, следовательно, я не знаю о них. И если я не знаю о них, вы можете говорить все, что угодно об их существовании для самих себя, но они не существуют для меня, а это означает, что для меня они не существуют вообще". Ошибка, которой здесь следует остерегаться, содержится в заключении: все, что не существует для меня, не существует вообще. Но попадая в такого рода ловушку, философы творят в будущем восхитительные дебаты для своих благородных коллег...

Разумный, умеющий разобраться человек скажет: "Я не вижу этой реки или дерева, но это не означает, что они не существуют. Это означает, скорее, то, что я не знаю, существуют они или нет". Поддерживая суждение, подобное этому, можно достичь уровня, достигнутого Иммануилом Кантом в его работе "Критика Чистого Разума", положения, отстаиваемого Сократом, Буддой и Лао Цзы, которое дает основу для научного подхода: "Понимай, что ты знаешь и чего ты не знаешь. И понимай, что ты знаешь то, что ты знаешь, и ты не знаешь того, чего ты не знаешь". Можете ли вы любезно признать этот самородок здравого смысла в его неотшлифованном виде? - Это позволит мне предложить вам следующее.

Поистине, я буду говорить вам об изумительной реке и о дереве, отягощенном удивительными плодами. Я буду рассказывать вам о реке жизненных вод, которые, согласно святому Иоанну, текут через сердце Нового Иерусалима, и о Древе Жизни, чьи плоды будут исцелять целые народы. Но, вероятно, вы не отваживались отправиться в ваш собственный сад, где их следует искать, и поэтому вы, возможно, не захотите поверить мне. И вы будете правы! Однако не отвергайте все же то, что я говорю. Как можно? Проникли ли вы внутрь этого секретного сада? Можете ли вы сказать со всей уверенностью, что вы нашли его, и что он соответствует всем тем возвышенным описаниям, сделанным великими духовными лидерами главных религий мира? Будьте осторожны! При ответе на этот вопрос желательно не использовать опрометчивого многословия и теологических фигур в речи. Открытие, о котором я говорю, является настоящим событием, живым событием огромной важности.

Если бы я мог просто побудить вас вытащить себя из этого комфортного кресла и пойти в правильном направлении, чтобы увидеть самим эту реку и дерево, тогда бы эта книга достигла своего назначения, потому что это является её целью - пригласить вас испытать самим все это на своем опыте. Вера или отсутствие таковой является не более, чем бессмысленным судорожным дерганием психики, которая не может стоять лицом к реальности и не может погрузиться в безмолвную очевидность её собственного сознания. Только грандиозное событие нашего второго рождения, или нашего истинного крещения, известного также как наша Самореализация, может дать нам подлинность просветленного сознания, которое является целью наших поисков. Я жил там. Мне было сказано: "Эта святыня ожидает всех твоих братьев и сестер, которые истинно ищут её".

В игре слов правила требуют, чтобы, как только предмет дискуссии выброшен на публичную арену, он немедленно становится объектом спора. Я не отвергаю это правило. Но, чтобы избежать потери слишком большого времени в этих битвах, могу ли я напомнить вам, что эта книга предназначена не более, чем для того, чтобы установить светофоры? Не является ли она просто установкой светофоров на вашем пути, дорогой читатель? Неужели, прожив бесчисленное количество жизней, как и я, вдыхая запахи порочных цветов, вы и сейчас намерены не проявить интереса к Древу Жизни, Древу Добра?

Итак, все время в этой книге некто все еще не представленный, будет приглашать вас испытать внутренний путь освобождения. Этот путь, как проповедовал Будда, ведет в наиболее сокровенный сад в самой глубине каждого из нас, где цветы и плоды Божественной любви исполняют самые заветные обещания всех великих святых прошлого. Там все есть красота. Кристально чистая красота невинности, свежести, радости и любви. Это то место, где течет Река и где стоит Дерево.

Фактически этот недоступный рай находится, как вы возможно догадывались, внутри каждого из нас. Священное Древо оказывается тонким механизмом (янтрой, на санскрите), который управляет духовным восхождением человека и, более того, - непосредственно всеми психосоматическими процессами в каждом из нас. То, что я уполномочен рассказать вам, это исходит не из досконального копания в пыльных эзотерических томах, а из выводов о пережитом на практике, которое я буду просто называть: "практика именно сейчас".

Постарайтесь твердо представить горизонтальную линию, лежащую между прошлым (хранящимся в нашей психике в качестве условностей, суперэго) и будущим (которым занят другой ставень нашей психики, называемый эго). Где-то на этой линии лежит неуловимая геометрическая точка, называемая настоящим, которая разделяет эту линию на отрезки, называемую прошлым и будущим. Настоящее является невидимой точкой, которая не может быть измерена в единицах времени. Тем не менее вызывающим раздражение человека парадоксом является то, что действительно существует только несовместимость настоящего. Прошлого нет больше, а будущее еще только должно наступить.

Чтобы иметь дело с этим настоящим моментом и испытывать его вкус, вы должны быть в состоянии войти в эту невидимую точку во времени путем проекции своего внимания из пространства психики, а не из эго или суперэго. Тогда ваше внимание будет наполнять настоящее точно так же, как накачиваемый воздух наполняет воздушный шар. Тогда прошлое и будущее можно уменьшить. Проникая в эту невидимую точку на горизонтальной линии, вы входите в пространство вне традиционных измерений человеческого опыта. Выходя за пределы эго и суперэго, вы можете наслаждаться важностью настоящего момента и установить себя в Царстве Бога, в этом мистическом саду, столь близком и в то же время столь далеком.

 

 

Итак, где же вход в него?

Писатели-мистики (которых я вовсе не считаю глупыми), пытались описать это путешествие вне времени. "Это царство находится внутри, - говорят они, - как и обещанные узкие врата, ключ к ним и путь". Но сначала вы должны вытащить шипы.

Теперь я действительно должен прекратить испытывать ваше терпение этими метафорами, которые так или иначе являются избитыми, поскольку они идут из древних текстов. Поэтому без дальнейших церемоний я предлагаю вам Самореализацию в качестве гипотезы. Я обещаю, что вы получите (с этим столь полезным привкусом сократовской мудрости) это фантастическое знание, которое дарит Некто, кто высоко надо мной. Это знание было прежде секретным, но теперь оно должно быть раскрыто. Бесценный час, обещанный час, освобождающий и решительный час пред нами. Поэтому читайте дальше с открытым умом, ни признавая, ни отвергая мои тезисы, и, подобно мне, вы будете наблюдать рассвет новой надежды. С этого момента мы будем использовать для обозначения некоторых понятий слова из санскрита.

Секретным проходом, путем посвященного, является тонкий канал (Сушумна Нади), который проходит по сердцевине позвоночника, формируя ствол Древа Жизни. Потенциальная энергия Святого Духа (Кундалини) в каждом человеческом существе спит в косточке Сакрум, - треугольной косточке в основании позвоночника. Будучи пробужденной, она начинает свое восхождение через центр Сушумна Нади, который построен в виде нескольких концентрических труб, расположенных вдоль позвоночного столба. Но этот канал прерывается зазором между солнечным сплетением и блуждающим нервом парасимпатической нервной системы. Кроме того, как мы увидим далее более подробно, этот канал может повреждаться или блокироваться, например вследствие наших внешних действий (карма), болезней, нервных расстройств и других проблем. В этом случае мы должны очистить этот проход, но мы не можем сделать это самостоятельно, ибо наше внимание не может проникнуть в Сушумна Нади. Мы можем сейчас лучше оценить роль истинного духовного учителя (гуру). Он обладает силой пробуждать в ученике спящую Кундалини, Семя Жизни, орошая его потоком божественной вибрационной энергии (Вода Жизни), который истекает из него, подобно реке. Когда эти вибрации охватывают тело ученика, они заполняют зазор в его Сушумне. Кундалини, приглашенная вибрациями личности (гуру), чьи полномочия она распознаёт, будет подниматься, проходя через этот зазор, пронизывая тонкие центры (чакры), которые расположены вдоль Сушумны и представляют собой плоды Древа Жизни.

Вначале эта водная река является течением вибраций, излучаемых Изначальной Энергией Бога (Ади Шакти). Их проявление идентифицируется, например, как "прохладный ветерок Святого Духа" или "мировой разум", или "пневма", означающая "дыхание, дуновение" в терминологии гностиков; или их символом является священная река Ганга, которая истекает из головы Господа Шивы. В действительности, в момент Самореализации вы ощущаете прохладный поток этих вибраций или, в зависимости от их силы, вы чувствуете прохладную реку, текущую через пальцы, в руках, а со временем, через все тело. В более развитом состоянии Вода Жизни, отсюда называемая "нектаром" (амрут), ощущается как ливень, который падает с верхушки головы и заполняет автономную и центральную нервные системы неописуемым блаженством.

Узкие врата - это шестая чакра (Агия чакра) на пути Кундалини, расположенная в центре лба. Иногда её называют "третьим глазом". Как вы увидите и узнаете позже, существует особенно тесная связь между этой чакрой и космической ролью Христа. Ключом, который открывает эту чакру, является не что иное, как абсолютная и спонтанная непосредственность ребенка, о которой сказано:

"Истинно говорю вам. Кто не примет Царства Божия, как дитя малое, тот не войдет в него". (Лука XVIII, 17)

Это "Царство Небесное" заключает в себе намек на королевскую чакру, которая коронует голову (Сахасрара Чакра). Когда Кундалини пересекает её, эта чакра становится местом просветления. Отсюда в высокореализованных душах распространяется по всему телу духовный экстаз, не имеющий равных, и каждая клеточка физического тела наполняется блаженством. Эта чакра, чья система энергетического сознания (мандала) описана великим индийским реформатором религии Шри Шанкарачарьей, становится по терминологии Господа Будды "тысячелепестковым лотосом", или "неопалимой купиной" и "языками огня" у библейских провидцев.

Позвольте мне описать с помощью схемы захватывающую картину нашей реализации.

До осуществления Самореализации на уровне Агия чакры внимание попадает в ловушку прошлого и будущего. Настоящее находится вне достижимого (рис. А).

 

Восходящая Кундалини поднимается по Центральному каналу (рис. Б) и переносит внимание в область непрерывного настоящего, без постоянного попеременного движения между эго и суперэго. Я вернусь к этому движению далее.

Теперь вспомните, что эта книга написана не для того, чтобы сделать из вас верующих, а скорее, чтобы дать толчок вашей практике: дать возможность прийти этому Царству, потому что Эпоха Водолея, в которую мы только что вступили, является эпохой, когда каждый должен понять смысл жизни. От святого, сидящего в медитации под благотворным баньяновым деревом, в келье затворника или на вершине в Гималаях, вдали от разложения городской жизни, сегодня мало проку. Но поистине великими являются души, которые вернулись, чтобы родиться в этом мире, чтобы стать инструментами этой великой трансформации, которую делает возможной именно сейчас Сахаджа Йога. Сомневающийся читатель, ты можешь быть одной из таких душ...

Одно заключительное предупреждение. Когда Персиваль, Рыцарь Круглого Стола, как будто случайно вступил в замок Короля Рыболова и, наконец, остановил свой взгляд на Святом Граале, он не смог осознать, что его поиск окончен. Забыв задать решающий вопрос, он был выброшен на долгие и мучительные годы в новый цикл поисков. Предупреждение, данное в этой знаменитой легенде о Граале, должно навести на размышления. В наших поисках мы часто выбираем неправильный путь. Но мы также - и это более серьезно - можем оказаться возле той нужной двери и небрежно пройти мимо неё и потерять себя снова.

ВСТРЕЧА С САХАДЖА ЙОГОЙ.

 

Для человеческого ума научное открытие состоит в понимании явлений физической вселенной, как правило, через законы. Но, в зависимости от точки зрения наблюдателя, одно и то же явления может быть воспринято по-разному. Ньютон и Эйнштейн смотрели на вселенную не одними и теми же глазами. Ответы науки никоим образом не являются окончательными, но они постоянно обновляются. То, каким человек видит свое отношение к глобальной экологии мира, изменяется по мере открытий, которые он делает.

Великий ученый из Женевы, Жан Пиаже пишет: "Поскольку следующие одно за другим революционные изменения на физическом уровне сменяют некоторые из наших глубочайших интуиций на лучшие не со сравнительно скептической точки зрения, а из относительной объективности, которая является все более и более ценной, то общая тенденция науки состоит в том, чтобы всегда была возможна ревизия идей и принципов и даже самих проблем. На протяжении всей истории ни одна фундаментальная научная идея не осталась неизменной, и эти модификации привели к последовательным реформированиям логической мысли как таковой. Несомненно, напрасно стараться прочертить статические границы между одной группой идей, считающейся абсолютно научной, и другой, которую мы называем философской."

Легко представить себе, что даже сегодня многочисленные законы, которые управляют функционированием нашего явно реального мира, должны быть еще открыты на всех уровнях - физическом, психическом и духовном. Эволюция человеческого сознания, следовательно, состоит в осознании этого потенциального знания так, чтобы могли быть развиты эти новые отношения между Человеком и им самим, и между Человеком и Вселенной. Знание о них дает нам ключ к трансформации. Когда это есть знание о материальном мире, Человек может трансформировать последний, используя эти вновь открытые законы относительно гравитации, электричества, атомной энергии и т.п. Когда это касается психико-духовной области, сам акт знания осуществляет внутреннюю трансформацию. Таким образом, решающим моментом является то, где мы хотим проводить наши исследования. Рост нашего сознания вносит вклад в то же самое время и в исторический рост коллектива, и в индивидуальный рост исследователя. Такая личность, если взять предельный случай, может достичь такого уровня сознания, о котором Шри Кришна сказал:

"Одним единственным солнцем освещается весь этот мир; его собственным исследователем освещается это Поле". (Бхагавадгита, XIII, 34)

Для Уильяма Блэйка и некоторых других познавать Бога - это становиться Богом. Абсолютное знание или вступление в живую истину предполагает абсолютную трансформацию, или, в соответствии с учением Христа, крещение Духа. Послание тысячелетней традиции, признаваемое многими сегодня, говорит: "Познай бесконечность - и ты станешь бесконечностью". Однако решающий вопрос, который мы продолжаем стараться разрешать, это: "Как это может быть? Как это может произойти со мной? Потребует это секунду времени или столетие? Что в действительности имеет место? Можно этим поделиться с другими или нет?"

Только на основе солидного опыта можно ответить на эти вопросы. В прошлом искателями были развиты все виды спекуляций относительно внутренней трансформации сознания; теперешние же искатели, по-видимому, очень часто теряются в словесных джунглях. Если в этих словах скрывается Истина, пусть она обнаружится. Если изменение возможно, пусть оно произойдет.

Итак, я был в Лондоне в августе 1975 года. Город был довольно таки бурлящим в теплые летние ночи. И мое сердце билось с немного большей частотой, чем обычно, я находился в одном из этих причудливых сине-желтых английских поездов на пути в Хэрст Грин, Сэррей, где жила Шри Матаджи. Я шел пешком через городок, изысканные сады которого напоминали мне об очаровательной английской сельской местности. Я остановился перед её домом и позвонил в дверной звонок. Меня впустили в прихожую, где я ожидал несколько минут. Открылась дверь и появилась Шри Матаджи. Она была в белом сари. Я выразил Ей свое почтение, преподнеся цветы, которые купил на станции "Виктория". С этого момента и далее все стало удивительно простым.

Мы прошли в гостиную. Я окинул взглядом комнату: индийские произведения искусства прибавляли определенное восточное богатство к обычному английскому комфорту. Хозяйка принимала меня с учтивостью и легкостью высокопоставленной леди, как будто мы были старыми друзьями. Её спокойствие передалось мне и вскоре я расслабился. Я рассматривал Её в непосредственной близости. Трудно было поверить, что можно быть столь счастливым. Мы начали легкую беседу почти ни о чем. К моему великому удивлению, я обнаружил, что нахожусь лицом к лицу с кем-то, кто уже знал меня очень хорошо. Если это было правдой, что Она присматривалась ко мне, то Она делала это с совершеннейшей осмотрительностью и с огромной добротой и теплотой. Находясь в возбуждении, вызванном нашей встречей, я не осознавал, что просто сидел на стуле, и завладел вниманием Шри Матаджи, как будто по притче о возвращении блудного сына. Но меня принимала мать, а не отец, и я чувствовал глубоко внутри Её неописуемую материнскую нежность, которая обволакивала меня в свои защищающие покрова. Я не испытывал также чувства вины. Я начал рассказывать очень сбивчиво обо всех тех вещах, которые близки моему сердцу. Шри Матаджи загадочно улыбалась. Я не знал Её, и в то же время я действительно знал Её. Я чувствовал себя превосходно.

Она задавала мне вопросы о моей семье и моем здоровье и спрашивала о том, почему я, рискуя схватить простуду, не носил майку. Я отвечал на Её вопросы. Я говорил Ей также, что я искал что-то, вероятно Истину, но до сих пор я не нашел её, и что я начал уставать от поисков. Со свойственной ей особой улыбкой Она ответила: "Я должна буду подвергнуть вас испытанию". Я разразился смехом: "Начинайте же!", - сказал я. Странно, но у меня не было страха. Серебряные ложечки звякали о стенки китайских чашек; солнечный свет падал через глубокие оконные пролеты подобно клубам золотой пыли. Потихоньку тишина этого дома передалась также и мне. Быстрое течение моих мыслей замедлилось; ошеломленный, но столь удовлетворенный, я ощущал такой покой внутри себя, которого я никогда не знал до этого. Она начала рассказывать мне о действительной цели нашего поиска - Самореализации.

О-о-о! Это было то, что мне нужно! Она сделала это, Она рассказывала мне о группе молодых английских искателей, с которыми я скоро встречусь. О-о-о! В этом спокойном окружении моя прошлая жизнь казалась мне в ретроспективе похожей на совершенно дикий цирк. Я был тот, кто неспособен остановить свои собственные вертящиеся мысли, - я потерял надежду когда-либо стать способным сделать это, - здесь же я находился в состоянии покоя, а Она при этом даже не пошевелила своим маленьким пальчиком. Разве это возможно - управлять мыслями только лишь взглядом? Кто вы, Шри Матаджи?

Память об этих драгоценных часах жива в моем уме. Я должен следовать своим ежедневным записям в дневнике, чтобы сохранить точную последовательность событий. Я помню, что в одно мгновение разговоры перешли в практические действия. Беседовать об Истине - что могло быть интереснее для меня? Но когда этот великий момент, которого я столь горячо желал, наступил, я был в агонии: "Вероятно, я слишком разрушен для этого? Будет ли работать это для меня?" В течение нескольких беспокойных мгновений я видел себя висящим на нити между пропастью и спасением. Однако еще раз эта невероятная энергия материнской любви помогла мне снова обрести уверенность в себе. Говоря о тех искателях, которые потерялись, Шри Матаджи сказала: "Вы шлифуетесь как бриллиант, вы будете снова сверкать во всем вашем блеске". Что касается меня, то грязь казалась гораздо более очевидной, чем бриллиант, но пришло время проверить истинность Её слов. И без невероятного сострадания, проявленного самой Шри Матаджи, это было бы действительно трудно выносимым временем.

Мы перешли на второй этаж, в комнату, которую статуи танцующих, улыбающихся богов превращали в подобие храма. Я сидел перед Шри Матаджи и следовал Её указаниям, я направил к Ней руки ладонями вверх. "Прежде всего, чувствуйте себя удобно. Ваше тело должно быть полностью расслабленным". Я последовал Её совету. Не теряя своей царственной, но тем не менее расслабленной осанки, Она, казалось, ушла в состояние глубокого сосредоточения. Она делала какие-то движения руками, как будто стараясь поднять что-то из моего пупка к макушке головы. Иные жесты заставляли меня думать, что Она несла невидимые оружия, или напоминали мне священные действия какого-то чрезвычайно древнего ритуала. Я не претендовал на то, чтобы понимать какой бы то ни было из них, но это мало занимало меня, так как я был очарован абсолютной красотой этой сцены. Я отмечал совершенный и точный ритм во всем, что Она делала. Её движения, в свою очередь, были живыми и энергичными, но всегда очень точными, а Её лицо светилось величественностью и скромностью, - комбинация, никогда не встречающаяся в обычной жизнедеятельности людей. Однако довольно скоро мои мысли были отвлечены тем, что происходило внутри меня. Я чувствовал покалывания в руках, которое постепенно переходило в прохладу. Несмотря на мой скептицизм, я отметил необъяснимое ощущение, несколько похожее на прохладный бриз, хотя дверь и окна были плотно закрыты. Я не вспоминал тогда, что гностики идентифицировали проявление Святого Духа с пневмой, - дуновением, потоком. Не знал я тогда также, что Тагор сказал своему создателю: "Твои бесконечные дары приходят ко мне только на эти очень маленькие руки мои. Века проходят и все еще есть пространство, которое может наполняться". Мое сложное положение только усилилось, стимулируя мой интерес. Что-то происходило, что находилось внутри меня. Я начал узнавать о чувствительных точках внутри моего тела, очевидно, впервые. Как будто определенные точки в моем теле приходили в соприкосновение с моим сознательным умом. И что меня действительно поразило, так это то, что Шри Матаджи внимательно отслеживала этот процесс во мне на каждом шагу: "Это в чакре сердца". Я действительно чувствовал легкую боль в груди. Держа руку, направленной подобно копью в мое сердце, Шри Матаджи объясняла: "Это - духовный центр, который дает нам уверенность и безопасность". Через несколько мгновений боль исчезла, чтобы вновь появиться в области гортани. Шри Матаджи встала и надавила на мой последний шейный позвонок своим указательным пальцем. Слезы побежали из моих глаз и я ощутил жжение во лбу. Она нанесла туда немного кум-кума, этого красного порошка, которым индийские женщины украшают свой лоб в точке, называемом третьим глазом: "Этот кум-кум излучает позитивные вибрации, которые рассосут негативные вибрации, блокирующие вашу Агия Чакру. Думайте о Христе, который пролил свою кровь за спасение человечества". Постепенно давление в моей голове уступило ощущению внутренней тишины, явная плотность которой предотвращала любую умственную деятельность. Я мог бы сравнить это состояние с прохладной ванной или с интенсивным состоянием бытия, пребывая в котором я находил себя расслабленным и просветленным, и каким-то образом обновленным. Я закрыл глаза. Когда я открыл их снова, казалось, я получил новое зрение. Пространство вокруг Шри Матаджи начало вибрировать и я отметил белые вспышки в воздухе, подобные электрическим разрядам. Они взлетали во всех направлениях, как будто атмосфера была разложена на энергетические частицы, которые все были вполне видны невооруженным глазом.

Аура Шри Матаджи растаяла в золотой пыли, которая кружилась вокруг Её тела. Я не знаю, как описать их, но благодаря Её действиям, когда Она продолжала разговаривать со мной, через Её выражение лица проходили разные личности. Прежде всего это была Мадонна, чьи глаза выражали такую глубину, такую любовь, что у меня появилось очень сильное желание никогда не забывать эту картину живого сострадания. Я также видел молодую девушку с бьющей ключом радостью, которая смеялась, как дитя, и которая смеялась своими глазами, - но такая великая сила реверберировала в этом смехе. Шри Матаджи нарушила молчание: "Кундалини поднимается, ваша парасимпатическая нервная система активизируется. Для этого вам ничего больше не нужно делать, кроме как наслаждаться этим переживанием безо всяких усилий. Процесс вашего второго рождения является сахаджа - самопроизвольным". Она стала задумчивой: "Ваша Кундалини является вашей собственной духовной матерью. Вы являетесь её единственным ребенком. Она находилась с вами на протяжении всех ваших прошлых жизней, регистрируя все ваши поступки, хорошие и плохие. Последствия ваших ошибок бьют рикошетом по вашим чакрам, повреждая их. Вам нужно время, чтобы устранить повреждения."

Я не упустил ни йоты из того, что видел или слышал. Я не находился под гипнозом и не был жертвой самовнушения, потому что чувства моей собственной личности были и сильнее и полнее, чем когда бы то ни было. Мысль: "Я существую" была неопровержимым доказательством этого. Более того, я был свободен покидать это состояние тишины и мой интеллект продолжал сохранять всю свою свободу спорить: "Действительно ли это оно? Кто Она? Как Она делает это? Могу ли я сохранять это состояние?" Я осознавал, что вошел в состояние, весьма отличающееся от того, в котором пребывал до моей встречи со Шри Матаджи, и которое казалось отошедшим по времени на несколько столетий. Эта энергия, которую я ощущал в своих руках как прохладу, привела меня в новую сферу сознания. Физически я ощущал себя в высшей степени живым. Новое и более совершенное измерение сознания открылось во мне, глубина мира, благодаря которому внимание оставалось чутким. Это - как будто простой факт жизни стал лучом физического благополучия и радости. Без какой бы то ни было боли я обнаружил себя на другом берегу той реки, которую тщетно пытался переплыть. Это новое состояние сознания немедленно дало почувствовать свое присутствие моим органам чувств и уму и с таким интегрированным ощущением, что я не мог более сказать, ощущалась ли радость физически и благополучие физически, или иначе. Как написали бы древние писатели, все мое существо находилось в состоянии блаженства.

"Это сделано", - сказала Шри Матаджи со счастливым смехом, когда сделала последний жест, поднимая Кундалини и завязывая её над верхушкой моей головы. Вся комната пульсировала чистой энергией, которая наполняла меня чувством священности. " Иса васьям сарвам - все облачено в Бога", утверждение первой строки Иса Упанишад. Её стеклянные браслеты звенели, и этот звук, который доносился до меня через полную тишину, отдавался в моих ушах как звон колоколов. Снова я посмотрел на Неё. Она казалась одновременно близкой и тем не менее столь далекой, таким соединением воедино силы и мягкости. Она казалась очень довольной: "Уже поздно, давайте чего-нибудь поедим". Конечно, я потерял всякое представление о времени. Качество еды, которую мы ели, говорило о том, что Шри Матаджи расточала "небесную пищу" и "земную провизию" с одинаковой щедростью.

В течение дней в Сэррее, которые затем последовали, я осознал, что выскользнул из этого чудесного состояния и что я был не способен постоянно оставаться в нем. Туманность, жара, неугомонность сменялись кристальной ясностью, миром и прохладой, которые я познал за такое короткое время. Старые сомнения, старые страхи охватывали меня. Я испытывал телесные боли и ощущения жгучего света, которые часто приходили с мыслями или от близкого физического присутствия кого-то. Но счастливая удача, это переменчивое божество, которое Шри Матаджи, казалось, знала очень хорошо и командовала им как домашней собачкой, была на моей стороне. И у меня была возможность провести неделю в Её обществе. Это было такой счастливой удачей, в которой я действительно нуждался. Я страдал физическим и умственным разрушением из-за моего неумеренного образа жизни. Я позволял своему вниманию блуждать по всем видам грязных закоулков и щелей. Я совсем не был уверен относительно того, как очищать себя. Моя голова шла кругом от вопросов: "Буду ли я способен преодолеть все это? Кем именно является Шри Матаджи?" Ответ на второй вопрос был ключом к первому, так как я вполне ясно понимал, что ни один обыкновенный человек не мог бы трансформировать меня и спасти меня. Однажды в поезде между Хэрст Грин и Лондоном я задал именно этот вопрос: "Расскажите мне, Шри Матаджи, - сказал я, - кто вы есть на самом деле?" С бесконечным величием Она закрыла свои глаза. Снова глубокая и полная тишина наползла на меня. Мои веки закрылись сами собой. Я растворился в глубоком состоянии существования, очевидности - действительно - моей собственной божественности. Только тряска нашего поезда напомнила мне, что я был стеснен физической телесной оболочкой. Это было гораздо позже, перед тем как я снова открыл глаза. Шри Матаджи смотрела прямо на меня. Я научился хранить в памяти нежный взгляд Её глаз: "Это ответ на ваш вопрос. Я есть тишина ". Я оставался в молчании на всем пути следования поезда до вокзала Виктория. На вокзале суматошная толпа, которая группами ходила кругами и кругами, казалась отделенной от меня невидимым барьером. Я чувствовал себя так, как будто я шел на расстоянии нескольких дюймов над землей, и тем не менее никто, казалось, не замечал меня. Мое лицо, вероятно, выглядело нормально, думал я. Я просто выглядел подобно любому другому человеку. Я чувствовал себя переполненным любовью ко всем этим людям. А что же они? Откроют ли они также секрет своей собственной глубины?

Снова перечитывая эти строки, я могу почти поверить, что это было так: "Я прибыл и здесь я буду жить". Это означает, что я достиг своего предназначения и утвердился там, но этого не было в данном случае! Я был, вероятно, одним из труднейших случаев, когда-либо представавших перед Шри Матаджи. Имея право голоса, моя умственная гимнастика началась снова. Рай утрачен, рай вновь обретен и рай утрачен снова. Когда я обнаружил это, я почувствовал себя довольно удивленным и сказал себе: "Как это может быть таким легким?" Однако из-за этого вопроса, из-за этого сомнения я потерял это опять. Шри Матаджи все знала об этом: "Вы подобны человеку в лодке в бушующем море, который так мечется с места на место, что в любой момент это грозит лодке быть перевернутой. Вы должны помочь мне. Вы должны успокоить себя." Да, действительно, я хотел способствовать всем, чем только мог. Я понимал, что Шри Матаджи старалась освободить меня, разрезая невидимые связи, которые держали меня в заключении. С того времени, как моя Кундалини была поднята, я десятикратно увеличил свою способность обращать внимание внутрь себя. Но я едва осмеливался делать это, так как чувствовал внутри себя темные пятна, покрытые порочными вещами, что пугало меня. Каждый раз, когда я спугивал их в их берлогах, они прыгали в мое сознание подобно ощетинившимся диким котам, прыгающим мне в лицо.

Тогда урывками я начал видеть кровавые или мрачные образы: лицо лжегуру, мерзость всего, что я прочитал в моем собственном прошлом, всплывала на поверхность. Идеи приходили в мою голову: идеи о смерти и самоубийстве, сомнения и страхи, которые старались впиться своими зубами в меня. "Это дерзко с твоей стороны - хотеть воссоединиться с Собственным Духом", - говорили они. Но я не позволял себе быть обескураженным. Сохраняя голову ясной, я знал, что в эти моменты беспокойства и тревог я не был полностью самим собой. Я чувствовал себя захваченным чем-то грязным, чем-то пытающимся разрушить меня, чем-то, что контрастировало как ночь и день с ясным и радостным состоянием моего преображенного собственного духа всякий раз, когда поднималась моя Кундалини. В эти моменты действительно было так, что моя настоящая личность, моя настоящая истина, украшенная качествами доброты, светилась. Я не мог идентифицировать себя с теми темными тенями внутри меня, с теми пагубными, беспокойными вещами, появлявшимися не знаю откуда, которые расхаживали с напыщенным видом как неумолимые жнецы, наводящие ужас на меня, атакующие меня и трансформирующие мою психику в поле битвы.

Когда я снова обрел уверенность с помощью небольшой доли юмора (и поощряемый в этом Шри Матаджи, чья помощь и доброта были неизменными), я увидел себя немного похожим на одно из тех великих представлений средневековья с воротами Неба и Ада по флангам. Я был одновременно сценой, декорациями и бродячим актером. К счастью, я начинал понимать эту роль.

С моим вхождением в абсолютное сознание, я обнаружил в себе самом всё, что нужно было искать - Небо и Ад. Моей первой большой победой на этом поле битвы было осознание того, что это только требует моего внимания - поначалу весьма фрагментарного, - чтобы твердо отождествиться с добротой Собственного Духа, и я одержал победу.

Посредством моей Самореализации я экспериментировал со святостью, с абсолютностью самого себя и более всего с реальностью. Да, это было действительно то, чем я был. "Я вижу бриллиант в вас", - таково было пророческое поощрение Шри Матаджи. Я не был теми темными тенями, которые ухитрялись ранее, подобно паразитам, жить за счет моей психики, и которые хотели погрузить меня в свою грязную болотистую топь. Я не был также и грязью.

Шри Матаджи следила за каждым шагом в этой моей внутренней битве. Она объясняла особенности места боевых действий и определяла стратегию: " Быть реализованной душой - это подобно включению света в темной комнате. Как только свет включен, то настолько легче видеть, каким является состояние комнаты, и привести в порядок её и очистить её ". Или в другой раз Она сказала: " Когда вы являетесь отождествленным с Собственным Духом, то вам гораздо легче видеть, что плохого в вас, и исправить это без какого бы то ни было порицания. Вы не должны более отождествлять себя с вашими недостатками или с несчастными случаями на этом пути. Когда на костюм посажены пятна, вы снимаете его и чистите. Сегодня вы можете проделывать то же самое с вашей психикой. Нет необходимости плакать из-за этого!"

Это - Кундалини, являющаяся водой, вымывает дочиста, или вибрации, чья возрождающая свежесть очищает. Шри Матаджи дала мне несколько сеансов "вибрационной терапии". Она направляла энергию в те центры, которые больше всего нуждались в ней - печень, желудок и горло.

Я помню один из самых ужасных моментов во время этого процесса искупления, случившийся в крохотном храме на втором этаже дома Шри Матаджи. Вибрации не приходили и я чувствовал себя поистине удрученным, изнуренным, как заложник в когтях адских демонов. Шри Матаджи сказала: "Просите прощения у Шри Ганеши". Я лежал, распластавшись, на животе на полу перед деревянной статуей Ганеши, которая принадлежала Шри Матаджи. Я протянул руки, раскрыл ладони и просил у него прощения. Я в конце концов осознал, что это было следствием неуважения моего собственного целомудрия и целомудрия других, с которым я обращался очень плохо. Это был момент, когда, висящий между пропастью и спасением, я очень действенно ощущал всё балансирование своей судьбы. Поначалу очень медленно прохладные вибрации начали течь от статуи. Я был прощен!

Часто, даже теперь, я чувствовал, что, подобно разбитой чашке, неспособен удержать Воду Жизни, которая омывала атмосферу вокруг Шри Матаджи. Но с того дня я в большей степени снова обнаружил уверенность в себе. Если я осознавал, что невидимые силы зла действительно существуют, то я открыл для себя, что в невидимом мире также существуют защитные силы, чтобы помогать человеку в его восхождении.

В одно прекрасное утро Шри Матаджи решила показать мне свои сари. (Это является одной из характерных особенностей Её неподражаемого стиля чередовать совершенно произвольно возвышенное с тем, что кажется нам самым обыденным и тривиальным). Открыв свой гардероб, Она разворачивала их на своей кровати широкими взмахами рук: хлопковые, набивные, из блестящего шелка, желтовато-коричневые или золотисто-коричневые, усыпанные тысячами узоров, иллюстрирующих фантазию и изящество их создателей, - скромных художников из индийских деревень. Там были красные сари, тканные золотой нитью, - достояние замужней женщины; белые сари, окаймленные красным, символизирующие учителя, которые Шри Матаджи носила во время своей медитации; зеленые или бирюзовые сари, переменчивые, как море; сари, которые соединяли в себе глубокий фиолетовый цвет и шафраново-желтый, или оранжево-розовый с серебряным, и все комбинации тканей, узоров и цветов, какие только можно представить. Поглощенный удовольствием, которое я получал чисто эстетически, я не осознавал, что каждое сари, когда оно разворачивалось, посылало мне волны вибраций. Я покинул комнату в полном безмыслии, почти опьяненным.

Таким образом, то, что я сейчас называю моим вторым рождением, сопровождалось славной битвой. Я не был осведомлен о её жесткости. Определенные её эпизоды были просто восхитительными. Часто я поднимался над этой битвой, непривязанный и действительно вечный свидетель, потерявшийся в тишине осознания. И в этом состоянии свидетеля, ясность которого очищала все аспекты моей внутренней жизни, я сделал колоссальное открытие.

Я заметил, что в моей жизни, и даже после Самореализации, моим доверием пользовался некто, который, как я думал, является моим наиболее верным другом. Однако при более близком рассмотрении стало ясно, что этот индивид сражается не на моей стороне, а на своей собственной, и при этом его цель является очень простой - занять мое место. Это является тонкой игрой, замаскированной с мастерским чувством камуфляжа, при помощи чего этот мошенник частенько почти заставляет меня верить в то, что его цели являются моими. Вы, вероятно, уже догадались: я сорвал маску с его светлости лорда Эго, моего собственного. Именно того, кто заставляет меня бежать, кто заставляет меня быть доминирующим или агрессивным, кто несомненно скорее сам проклянёт, чем будет спасен кем-то другим. Он воспринимает Божественную Милость, как "другое". Все, что является важным для него, это неугомонное "Я". Эго является его собственным богом. "Оно действительно колоссальное, Мать", - сказал я. Я был воистину поражен этим. Шри Матаджи рассмеялась: "До тех пор пока вы видите его, для чего оно существует, оно не представляет опасности для вас. Подсмеивайтесь над вашим эго мягко, и оно будет уменьшаться. Однако никогда не воюйте с ним."

Это открытие помогло мне понять мои реакции и реакции тех столь многих интеллектуалов моего поколения относительно Сахаджа Йоги. Наш метод выискивания и выспрашивания всего подтверждает примат эго. Именно эго направляет анализ и вычерчивает заключения, жестко надзирая за нашим интеллектом. Но сталкиваясь с переживанием, подобным Самореализации, эго становится в тупик. Этот луч света принадлежит Собственному Духу и это переживание происходит благодаря Шри Матаджи, а не благодаря эго. С момента Самореализации эго старается снова занять место водителя, отвергая факты, избегая практику, отрицая роль Шри Матаджи. Вследствие моего семейного воспитания, моего темперамента и образования я принадлежал к группе людей, которые наиболее сильно отождествляются со своим эго, к тем, кто говорит: "Я сам и только я. Все это делаю я". В течение долгого времени мое эго пыталось подавить мое новое духовное восприятие, над которым оно не имело контроля, и плавало, задавая вопросы и сомневаясь, подобно ропщущей завесе между моим вниманием и Собственным Духом. Опять голубое небо заволокли тучи. Несомненно, это было главной причиной того, что я столь медленно стабилизировал свою Самореализацию. Мое продвижение в Сахаджа Йоге - это то, о чем мне осталось рассказать, - сопровождалось ритмом, который был несколько неустойчивым: четыре шага вперед, два шага назад, три вперед, четыре назад...

Когда я был неспособен вернуться в реализованное состояние, я задавал вопросы. И постепенно я начал восхищаться широтой знаний Шри Матаджи. Она действительно знала не только о моих личных трудностях, но ни одна из проблем современного общества не ускользала от неё. К Её бесконечному знанию о Духе и Космосе прибавлялось понимание Человека в его повседневных тяжких трудах, с его рюкзаком, полным тяжелых, как камни, вызовов и мелочных забот, и со всем столь тщательно и подробно детализированным. Она объясняла исключительную важность исторического времени, в которое мы живем. " Пришло время, - говорила Она, - для многих людей совершить прыжок в это новое измерение ". Но одно, с чем я не мог свыкнуться: "Матаджи, как может это быть столь простым?" Она ответила: " Все, что происходит в природе, является простым. Как, например, росток, который выбивается из земли весной, как цветы на дереве, которые трансформируются в плоды. Была ли у вас когда-либо мысль, что могучее дерево вырастет из зернышка? Это фантастическое чудо. Процесс Жизни является "сахаджа" - спонтанным. Если бы вам нужно было ходить в школу, чтобы научиться дышать, очень немногие бы из вас выжили. Если бы птенец должен был искать в ученых манускриптах, как научиться летать, он бы никогда не раскрыл своих крыльев. То же самое происходит с вашим вторым рождением. Сейчас это время вашего второго рождения. Сейчас это время, чтобы получать вашу Самореализацию. Это является стадией вашей эволюции, о которой пророчествовали все Божественные Инкарнации, все великие Пророки. Когда цыпленок движется в яйце, готовый пробить его, мать, курица, помогает ему разбить скорлупу своим собственным клювом. Я делаю не меньше для вас. Примите свою Самореализацию... и летите!"

- Но, Шри Матаджи, вы говорите о силе Природы. Является ли она той же самой силой, которую вы проявляете в этих вибрациях?

- Задайте во


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: