Краснокамский городской округ
Управление системой образования администрации города Краснокамска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «КАЛЕЙДОСКОП»
Мастер-класс для родителей коррекционной группы детей с ОВЗ (ЗПР)
«Как изготовить лэпбук»
Воспитатели: Гребенникова Татьяна Михайловна
Улитина Мария Евгеньевна
2020г.
Мастер-класс для родителей
«Как изготовить лэпбук»
Слайд 1. Тема: «Как изготовить лэпбук».
Слайд 2. Цель мастер класса: научить родителей коррекционной группы создавать лэпбук, для формирования познавательной и речевой активности детей с ОВЗ (ЗПР).
Слайд 3. «Чудо – папку открываю, все что знаю, вспоминаю».
Итак, давайте разбираться вместе:
- что такое лэпбуки;
- зачем они нужны;
- как сделать тематический лэпбук своими руками.
Лэпбукинг, или создание лэпбуков своими руками, — для отечественных родителей явление пока малознакомое, а вот американские мамы и папы используют его давно и с удовольствием. Собственно, именно от американцев пришло к нам само понятие «лэпбук», образованное от английского lapbook (наколенная книжка), что указывает на требования к формату изделия: возможность разложить его на коленях для увлекательной работы с содержимым.
Лэпбук — это методическое пособие, изготовленное в виде книжки или папки. Важное условие — интерактивность. В папке-лэпбуке обязательно содержатся материалы, предполагающие активную самостоятельную работу ребёнка.
Тематические лэпбуки — наглядно-практический метод на закрепление и систематизацию пройденного материала, а также надёжный инструмент для оперативного восстановления в памяти ключевых моментов темы.
Слайд 4. Зачем нужен лэпбук?
Учитывая психофизические особенности наших детей, коррекционная работа ведется практически во всех видах деятельности, в соответствии с лексической темой. Основной вид детской деятельности это игра. Рассматривая и играя с лэпбуком, ребенок больше запомнит информации по лексической теме, не прикладывая усилий.
1. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими руками книжку.
3. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Слайд 5. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает:
• возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
• разнообразие игровых заданий;
• интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
• возможность разнообразить самую скучную тему;
• научить простому способу запоминания;
• объединить группу детей ( всю семью ) для увлекательного и полезного занятия;
• компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке );
• вариативность использования заданий;
• возможность добавлять новые задания в «кармашки ».
Слайд 6. Сейчас мы с вами познакомимся с этапами изготовления лэпбука, что поможет вам создать познавательное и красочное пособие.
Слайд 7. Этапы создания лэпбука для занятий с дошкольником
· Выбор темы: Это наши лексические темы на неделю «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Профессий», «Цвета», «Геометрические фигуры», и т. д. В общем, выбор тем огромен. Есть где разгуляться.
· Создание плана. Тему выбрали? Чудесно. А теперь возьмите лист бумаги, ручку и хорошо подумайте, каким содержимым вы будете наполнять лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему. Особенно важно это для наших дошкольников. К примеру, для лексической темы «Животные» план может выглядеть таким образом:
· домашние животные;
· дикие звери;
· кто что ест;
· кто где живет;
· мамы и детёныши;
· стихотворения о животных;
· загадки про животных;
· игры (разрезные картинки, пазлы, лото);
· раскраски.
Начинаем собирать материал для лэпбука. Поиск сюжетных картинок, репродукций картин, картинок, фотоснимков, стихотворений, загадок, пословиц, примет, пальчиковых игр и др. по выбранной теме. Распечатываем, вырезаем.
- Макет. Мало решить, ЧТО будет содержать ваш лэпбук. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничка и т. д. и т.п. Потом все это надо нарисовать на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. Как говорит мудрый народ: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
· Оформление.
Слайд 8. Что нужно для создания лэпбука своими руками
• основа (плотная бумага формата A3 или папка из картона);
• ножницы (обычные и с узорчатым краем);
• листы белой офисной бумаги;
• декоративная бумага (фактурная, цветная, бархатная и т. п.);
• инструменты для рисования (карандаши, фломастеры, мелки, краски);
• клей;
• двухсторонний и обычный скотч;
• степлер;
• природный материал (ракушки, засушенные листья, веточки, жёлуди, семена);
• ткань (фетр, атлас, шерсть);
• пуговицы, бусины, бисер;
• подходящие картинки (вырезки из журналов, собственные рисунки, распечатки из интернета, наклейки).
Слайд 9. Оформление папки
1. Для изготовления самой папки можно использовать: готовую папку, складывающееся пополам картонное поле для настольной игры, ватман формата А3.
2. Обклеиваем папку цветной бумагой.
Слайд 10-12. Элементы лэпбука.
(показываются как складывать все элементы и предлагается родителям за педагогом их изготовить самим.)
• Кармашки простые и фигурные. Делаем карманы нужной величины и нужного количества. На большой карман можно наклеить кармашек поменьше. В форме корзинки, машинки, ранца.
• Конверты простые и фигурные.
• Вращающиеся круги.
• Книжки обычные, в фрме кругов, листьев.
• Книжки-гармошки.
• Блокнотики разрезные, листочками.
• Лист, сложенный вдвое.
• Лист, сложенный вчетверо.
• Полоска гармошка.
Слайд 13. Наклеиваем на папку кармашки, вырезаем условные обозначения или надписи, наклеиваем их на кармашки, чтобы знать, что где будет находиться. Раскладываем, что у нас приготовлено, в кармашки папки.
Слайд 14. Заключительный этап.
1. Уделите внимание не только содержимому, но и обложке «наколенной книжки». Чем красочней оформление, тем выше интерес ребёнка к пособию.
2. По возможности, привлекайте малыша к работе над лэпбуком. Такая деятельность — отличный вариант совместного досуга, а также прекрасный тренажёр для воображения и творческих навыков
3. Закончив все работы, на несколько часов отложите готовый лэпбук в сторону. Это необходимо, чтобы все детали хорошо приклеились, и книжечка прослужила как можно дольше.
4. Шаблоны для тематических лэпбуков вы можете найти в интернете, но не бойтесь фантазировать и придумывать что-то своё, авторское.
Слайд 15. Творите на радость и пользу себе и малышу. Пусть ваше родительство будет счастливым. До новых встреч!