Содержание учебного предмета

Основу курса математики в 3 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000.

Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

 При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.

Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.

Особое внимание в рабочей программе заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.

Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 3 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.

Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь.       

Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.

Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.  

Серьезное значение уделяется обучению реше­нию текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим зна­ниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.

  Включение в программу элементов алгебраической пропедев­тики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, спо­собствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Содержание программы

Тематическое планирование Количество часов Основные виды учебной деятельности обучающихся
1 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 8 Выполнятьустно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравниватьразные способы вычислений, выбирать удобный. Применятьалгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнятьэти действия с числами в пределах 1 000. Контролироватьпошагово правильность применения алгорит­мов арифметических действий при письменных вычислениях. Использоватьразличные приёмы проверки правильности вы­числений. Различатьтреугольники по видам (разносторонние и равно­бедренные, а среди равнобедренных — равносторонние) и на­зыватьих. Выполнятьзадания творческого и поискового характера, при­менятьзнания и способы действий в изменённых условиях. Работатьв паре. Находитьи исправлятьневерные высказы­вания. Излагатьи отстаиватьсвоё мнение, аргументироватьсвою точку зрения, оцениватьточку зрения одноклассника
2 Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление 56 Применятьправила о порядке выполнения действий в число­вых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислятьзначения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использоватьматематическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использоватьразличные приёмы проверки правильности вы­числения значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализироватьтекстовую задачу и выполнятькраткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделироватьс использованием схематических чертежей за­висимости между пропорциональными величинами. Решатьзадачи арифметическими способами. Объяснятьвыбор действий для решения. Сравниватьзадачи на увеличение (уменьшение) числа на не­сколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколь­ко раз, приводитьобъяснения. Составлятьплан решения задачи. Действоватьпо предложенному или самостоятельно составлен­ному плану. Пояснятьход решения задачи. Наблюдатьи описыватьизменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вноситьизменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении. Обнаружи­ватьи устранятьошибки логического (в ходе решения) и вы­числительного характера, допущенные при решении. Выполнятьзадания творческого и поискового характера, при­менятьзнания и способы действий в изменённых условиях. Оцениватьрезультаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализироватьсвои действия и управлять ими. Воспроизводитьпо памяти таблицу умножения и соответству­ющие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применятьзнания таблицы умножения при вычислении зна­чений числовых выражений. Находитьчисло, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнятьзадания творческого и поискового характера. Работатьв паре. Составлятьплан успешной игры. Составлятьсказки, рассказы с использованием математиче­ских понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геоме­трических фигур, математических терминов. Анализироватьи оцениватьсоставленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собиратьи классифицировать информацию. Работатьв паре. Оцениватьход и результат работы.
3 Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление 27 Воспроизводитьпо памяти таблицу умножения и соответству­ющие случаи деления. Применятьзнания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравниватьгеометрические фигуры по площади. Вычислятьплощадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнятьделение 0 на число, не равное 0. Анализироватьзадачи, устанавливатьзависимости между ве­личинами, составлятьплан решения задачи, решатьтекстовые задачи разных видов. Чертитьокружность (крут) с использованием циркуля. Моделироватьразличное расположение кругов на плоскости. Классифицироватьгеометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю "величины и величину по её доле. Сравниватьразные доли одной и той же величины. Описыватьявления и события с использованием величин времени. Переводитьодни единицы времени в другие: мелкие в более круп­ные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнятьзадания творческого и поискового характера. Дополнятьзадачи-расчёты недостающими данными и решатьих. Располагатьпредметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осущест­вляющей выбор продолжения работы. Оцениватьрезультаты освоения темы, проявлять личностную за­интересованность в приобретении и расширении знаний и спосо­бов действий. Анализироватьсвои действия и управлять ими.
4 Числа от 1 до 100. Нумерация 13 Читатьи записыватьтрёхзначные числа. Сравниватьтрёхзначные числа и записыватьрезультат срав­нения. Заменятьтрёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочиватьзаданные числа. Устанавливатьправило, по которому составлена числовая по­следовательность, продолжать еёили восстанавливатьпро­пущенные в ней числа. Группироватьчисла по заданному или самостоятельно установ­ленному основанию. Переводитьодни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравниватьпредметы по массе, упорядочиватьих. Выполнятьзадания творческого и поискового характера: чи­татьи записыватьчисла римскими цифрами; сравниватьпо­зиционную десятичную систему счисления с римской непози­ционной системой записи чисел. Читатьзаписи, представленные римскими цифрами, на цифер­блатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализироватьдостигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и спо­собов действий
5 Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание 10 Читатьи записыватьтрёхзначные числа. Сравниватьтрёхзначные числа и записыватьрезультат срав­нения. Заменятьтрёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочиватьзаданные числа. Устанавливатьправило, по которому составлена числовая по­следовательность, продолжать еёили восстанавливатьпро­пущенные в ней числа. Группироватьчисла по заданному или самостоятельно установ­ленному основанию. Переводитьодни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравниватьпредметы по массе, упорядочиватьих. Выполнятьзадания творческого и поискового характера: чи­татьи записыватьчисла римскими цифрами; сравниватьпо­зиционную десятичную систему счисления с римской непози­ционной системой записи чисел. Читатьзаписи, представленные римскими цифрами, на цифер­блатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализироватьдостигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и спо­собов действий
6 Числа от 1 до 100. Умножение и деление 16 Выполнятьустно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений. Сравниватьразные способы вычислений, выбирать удобный. Применятьалгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнятьэти действия с числами в пределах 1 000. Контролироватьпошагово правильность применения алгорит­мов арифметических действий при письменных вычислениях. Использоватьразличные приёмы проверки правильности вы­числений. Различатьтреугольники по видам (разносторонние и равно­бедренные, а среди равнобедренных и равносторонние) и на­зыватьих. Выполнятьзадания творческого и поискового характера, при­менятьзнания и способы действий в изменённых условиях. Работатьв паре. Находитьи исправлятьневерные высказы­вания. Излагатьи отстаиватьсвоё мнение, аргументироватьсвою точку зрения, оцениватьточку зрения одноклассника
7 Итоговое повторение 6  

Итого: 136 часов.

 

Объём учебного времени отведённый на реализацию рабочей программы соответствует учебному плану. Объём учебного времени, отведённый на изучение отдельных разделов (тем) рабочей программы по математике соответствует объёму учебного времени.




double arrow
Сейчас читают про: