Наука и научное исследование
Глоссарий: наука, гипотеза, теория, научная деятельность, научная работа, прикладные научные исследования, фундаментальные научные исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, грант.
Наука – сложное социальное явление, особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, основанное на получении и освоении новых знаний и использовании их для решения практических задач.
Наука выполняет две основные функции: познавательную и практическую. В соответствии с этими функциями можно говорить о науке как о системе ранее накопленных знаний, то есть информационной системе, которая служит основой для дальнейшего познания объективной действительности.
Наука как общественная, социальная система, обладающая относительной самостоятельностью, складывается из трех неразрывно связанных элементов: накопленных знаний, деятельности людей и соответствующих научных учреждений.
Система научных знаний запечатлена в научных понятиях, гипотезах, законах, эмпирических (основанных на опыте) научных фактах, теориях и идеях, дающих возможность предвидеть события, зафиксирована в книгах, журналах и других видах публикаций. Этот систематизированный опыт и научные знания предшествующих поколений обладают рядом признаков, главнейшие из которых следующие:
а) всеобщность, то есть принадлежность результатов научной деятельности, совокупности научных знаний не только всему обществу страны, в которой эта деятельность протекала, но и всему человечеству;
б ) проверенность научных фактов; система знаний только тогда может претендовать на наименование научной, когда каждый факт можно проверить для уточнения истины;
в ) воспроизводимость явлений, тесно связанная с проверенностью; определенный закон природы существует и открытое явление входит в систему научных знаний, если исследователь каким-либо методом может повторить открытое другим ученым явление;
г) устойчивость системы знаний, быстрое устаревание знаний свидетельствует о недостаточной глубине проработки накопленного материала или неточности принятой гипотезы.
В XVII веке английский философ Фрэнсис Бэкон разработал первую классификацию наук, принятую французскими просветителями Дидро, Ж. Даламбером, Гольбахом, Монтескье, Вольтером, Руссо. Все существующие и возможные науки Ф. Бэкон разделил соответственно трем способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению – поэзия, рассудку – философия как наука о природе и человеке.
Современная классификация наук производится по разным признакам:
– по отраслям знаний: естественные науки (о природе), общественные (об обществе), технические (науки о целенаправленном преобразовании природных тел и явлений в технические объекты, о функционировании механических объектов в системе общественного производства);
– научным дисциплинам: математика, физика, сопротивление материалов, теоретическая механика и т. д.;
– результатам научной деятельности: публикации (книги, статьи), патенты, конструкторские разработки и т. д.
Комплексность – важнейшая черта современной науки, необходимейшее условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект, охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи. В современной науке изучаемый объект рассматривается, как правило, не с точки зрения отдельных, относительно обособленных его сторон, а именно как единое целое. Здесь требуется единство анализа и синтеза. Значит, все науки без исключения, изучая какой-либо объект с разных сторон, должны все время исходить из его целостности, учитывать нераздельность и взаимовлияние всех его аспектов и проявлений.
Развитие любой науки связано с развитием общества в целом. Наука, с одной стороны, отвечает на запросы общества, а с другой – формирует новые запросы и потребности общества. Но в той или иной мере движение научного познания сопряжено с понятием «польза».
Усиление связей науки с практикой влияет и на развитие самой науки, порождая новые отрасли знания на стыке общественных, естественных и технических наук. Наука дает знание, воплощаемое в новые технологии, материи, свойства, которые изменяют условия жизни и определяют новые потребности. Наука оказывала, оказывает и будет оказывать огромное влияние на развитие общества.
Приведены выдержки о датах научных событий, а вы сами оцените их значимость для сегодняшней жизни:
1945 г. - осуществление манхэттенского проекта принесло Земле первые атомные бомбы;
1953 г. - начало эры пластмасс;
1954 г. - в г. Обнинске (СССР) начала действовать первая в мире атомная электростанция;
1955 г. - начало эры цветного телевидения;
1957 г. - в СССР запущен первый искусственный спутник Земли;
1961 г. - полет в космос первого в мире космонавта Юрия Гагарина;
1967 г. - в ЮАР сделали первую операцию по пересадке сердца человеку;
1971 г. - в США создали первый персональный компьютер;
1980 г. - начало производства телефаксов;
1983 - на рынок поступил первый мобильный телефон;
1991 - Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете;
1997 - Рослинский институт совместно с биотехнологической компанией PPL Therapeutics объявили о клонировании 5 овец;
1998 - Д. Томпсон и Д. Герхарт выявили бессмертную линию эмбриональных стволовых клеток (ЭСК);
2001- Расшифрована структура генома человека;
2002 - Искусственная сетчатка глаза, проекционная клавиатура, аэрогель, нанотехнологические водо- и грязеотталкиваюие покрытия;
2004 - Нейро-компьютерный интерфейс, гибкие солнечные батареи, первый нейтронный микроскоп, полевой транзистор на углеродной нанотрубке;
2005 - Начато строительство нейтринного телескопа IceCube;
2008 - Произведён официальный запуск Большого адронного коллайдера.
Будущее человечества тоже определяется развитием науки. Судьба будущих поколений землян зависит от эффективности и оперативности научных исследований по решению различных проблем, например, следующих:
-обеднение озонового слоя Земли ("озоновые дыры");
-потепление климата ("парниковый эффект", сближение Земли и Солнца и др.);
-ухудшение экологической обстановки на Земле;
-ухудшение качества генофонда человечества;
-стремительный рост численности населения на Земле;
-исчерпание резервов роста сельскохозяйственного производства продуктов питания;
-исчерпание трудновосполнимых ресурсов: металлических руд, нефти, природного газа, каменного угля и др.
Организация научной деятельности
Научная деятельность, научная работа или научный труд – это творческая деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию новых научных знаний, результаты которой характеризуются следующими основными признаками:
а) новизной и оригинальностью;
б) уникальностью и неповторяемостью (результаты научной деятельности не могут быть серийными, повторенная работа теряет новизну, поэтому обязательным требованием к исследователю является его информационная осведомленность об объекте и предмете исследования);
в) вероятностным характером и риском (всегда трудно предугадать, успешно ли закончится задуманное исследование и будет ли получен предполагаемый результат);