Оп. 10. Стилистика делового русского языка

Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10.  СТИЛИСТИКА ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Для студентов специальности

46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

 

 

Екатеринбург

2019 г.


 

       Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса»

 

Разработчики: Шлыкова Е.В., преподаватель. ВКК

 

 

Рассмотрена на заседании методического совета

 

Протокол № от ___________

 




СОДЕРЖАНИЕ

 

   
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   3
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. условия реализации программы учебной дисциплины 11
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины 12

 



Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.10. СТИЛИСТИКА ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные  дисциплины вариативного цикла

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

            Целью освоения дисциплины является освоение студентами специфики языка деловых документов.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

Знать:

- особенности официально-делового стиля языка

- основные черты функциональных стилей русского языка

- лексические, грамматические, пунктуационные и орфографические нормы официально-делового стиля

- классификацию лексики по стилевому назначению

- нормы употребления лексики, имеющей стилевую окраску.

Уметь:

- работать со словарями любых типов

- использовать официально-деловой стиль при создании и оформлении документов

- грамотно оформлять документы

- находить и исправлять различные виды ошибок в текстах документов


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 56  часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

в том числе практических работ 20 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

 




СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в т.ч. практические занятия 20
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного   зачета   

 



Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.10. СТИЛИСТИКА ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Раздел 1 Лексические средства языка

   

Тема 1.1.  Функциональные стили русского языка

Содержание: Классификация функциональных стилей. Научный стиль: стилевые черты, особенности стиля. Официально-деловой стиль: стилевые черты, особенности стиля. Публицистический стиль: стилевые черты, особенности стиля. Литературно-художественный стиль: стилевые черты, особенности стиля. Разговорный стиль. 2 2
Практические занятия: Функциональные стили русского языка 2 3
Самостоятельная работа Подобрать 5 коротких текстов, относящихся к различным функциональным стилям. Записать доказательства Вашего выбора текстов. 2 3

Тема 1.2. Официально-деловой стиль и его особенности

Содержание: Логические особенности. Лексические особенности: полнота информации, нейтральность лексики, высокая частотность отдельных языковых форм и т.д. Грамматические особенности: использование простых повествовательных распространенных полных предложений, отсутствие восклицательных и вопросительных предложений и т.д. Лексические ошибки, связанные с выбором слова. Нарушение лексической сочетаемости слов. Стилистическая правка текста. 2 2
Самостоятельная работа Привести по 5 примеров речевых штампов, безличных предложений, конструкций с отыменным предлогом, страдательных конструкций    

Тема 1.3. Смысловая точность речи. Правильный выбор слова.

Содержание: Значение слова. Многозначность слов. Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слов: неразличение паронимов; ошибки в употреблении синонимов; плеоназмы и тавтология; использование омонимов.   2 2
Практические занятия: Лексическая сочетаемость слов (учебник, упр.1, 2,3,4,6,7)   2 2
     

 

Тема 1.4. Стилистическая окраска слов

Содержание: Межстилевая лексика. Книжно-письменная лексика. Лексика устной речи. Эмоционально-экспрессивная лексика. Специальная лексика. 2 2
Практические занятия: Употребление книжно-письменной лексики. (упр. 11,12,14,15) 2   3
Употребление специальной лексики (упр.16,18,19, 20,21,22) 2 3
Самостоятельная работа с помощью словаря объяснить значение слов: агентство, дистрибьютор, импичмент, коллегиальный, компромисс, конъюнктура, менталитет, привилегия, конверсия, оппозиция 2 3

Тема 1.5. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления

Содержание: Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствованные слова. Употребление фразеологизмов. Фразеологизмы в деловой речи. 2 2
Практические занятия: Употребление устаревших, заимствованных и новых слов. (упр. 24,25,26,27) Употребление фразеологизмов в деловой речи (упр.35,36,37,38)   2 2 3
Самостоятельная работа с помощью словаря объяснить значение слов: анкета, бюллетень, ведомость, декларация, диаграммы, директива, доверенность, заявка, извещение, инструкция, кодекс, контракт, лицензия, отчет, представление, протокол, реестр, резолюция, указ, формуляр, ходатайство, циркуляр 2 3

Раздел 2 Морфологические средства языка

   

Тема 2.1. Морфологические средства языка. Имя существительное

Содержание: Стилистическое использование имен существительных. Трудности в употреблении существительных, связанные с категорией рода; с категорией одушевленности-неодушевленности; с категорией числа. Падежные окончания имен существительных. Особенности образования и употребления имен существительных, являющихся названиями лиц. 1 2
Практические занятия: Употребление имен существительных (упр. 40,43, 44, 45, 46) Трудности в употреблении имен существительных (упр. 47, 48,52)   2 1 3
Самостоятельная работа с помощью словаря выполнить упр.50 учебника 2 3

Тема 2.2. Морфологические средства языка. Имя прилагательное.

Содержание: Употребление полной и краткой форм прилагательных. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения прилагательных. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. 2 2
Практические занятия: Употребление имен прилагательных (упр. 54, 55, 56, 57) 2 3
Самостоятельная работа Выполнение упр. 53 2 3

Тема 2.3. Морфологические средства языка. Имя числительное

Содержание: Употребление количественных и собирательных числительных. Особенности употребления сочетаний имен числительных с именами существительными. 1 3
Практические занятия: Употребление имен числительных (упр.58,59,60,61,62) 2 3

Тема 2.4  Морфологические средства языка Местоимение

Содержание: Особенности употребления личных, притяжательных местоимений и местоимения СЕБЯ. Употребление определительных, указательных и неопределенных местоимений. 1 3
Практические занятия: Употребление местоимений (упр.63, 64,65) 1 3
Самостоятельная работа:повторить  употребление некоторых союзов и предлогов и выполнить упр.71,72 2 3

Тема 2.5  Морфологические средства языка Глагол

Содержание: Образование и употребление некоторых форм времени и наклонения глагола. Образование и употребление некоторых глаголов. Возвратные глаголы. Употребление причастий и деепричастий.   1 3
Практические занятия: Употребление глаголов и некоторых форм причастий и деепричастий (упр. 66, 67, 68, 69) 1 3
Самостоятельная работа: Повторить особенности употребления наречий и выполнить упр. 70 2 3

Раздел 3 Синтаксические средства языка

   

Тема 3.1.  Синтаксические средства языка. Словосочетание

Содержание: Предложные и беспредложные конструкции. Синонимичное употребление предлогов. Типичные ошибки в управлении. . 2 3
Практические занятия: Типичные ошибки в употреблении словосочетаний (упр. 74,75, 76,77, 78) 2 3
Самостоятельная работа: Выполнить упр. 79,80 2 3
Тема 3.2 Синтаксические средства языка. Простое предложение Содержание: Порядок слов в предложении. Смысловые связи в простом предложении. Согласование подлежащего со сказуемым. Составное именное сказуемое. Согласование определений, приложений. Употребление дополнений и обстоятельств. 2 2
  Практические занятия: Смысловые связи в простом предложении (упр.81, 83,85,86, 87) 2 3
  Самостоятельная работа: Выполнить упр.82,84 1 3

Тема 3.3. Однородные члены предложения

Содержание: Ошибки, связанные с логической несочетаемостью однородных членов предложения. Лексико-грамматическая несочетаемость однородных членов предложения. Ошибки в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. 1 3
Практические занятия: Употребление предложений с однородными членами (упр.88,89,90) 1 3

Тема 3.4. Параллельные синтаксические конструкции

Содержание: Употребление причастных оборотов. Употребление деепричастных оборотов. Использование конструкций и отглагольными существительными. Личные и безличные конструкции. Употребление однотипных падежных форм существительных Неполные предложения. 2 2
Практические занятия: Употребление причастных и деепричастных оборотов (упр. 91,92,93) Употребление параллельных синтаксических конструкций (упр. 94, 95,96) 1   1 3
Тема 3.5.Сложное предложение Содержание: Состав и структура сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложных предложениях. Прямая речь. 1 3
  Практические занятия: Особенности употребления сложных предложений (упр. 98, 99,100) 1 3
  Экзамен    

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: