Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10. СТИЛИСТИКА ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Для студентов специальности
46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Екатеринбург
2019 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Организация-разработчик: ГАПОУ СО «Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса»
Разработчики: Шлыкова Е.В., преподаватель. ВКК
Рассмотрена на заседании методического совета
Протокол № от ___________
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 12 |
|
|
Паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10. СТИЛИСТИКА ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональные дисциплины вариативного цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины является освоение студентами специфики языка деловых документов.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны:
Знать:
- особенности официально-делового стиля языка
- основные черты функциональных стилей русского языка
- лексические, грамматические, пунктуационные и орфографические нормы официально-делового стиля
- классификацию лексики по стилевому назначению
- нормы употребления лексики, имеющей стилевую окраску.
Уметь:
- работать со словарями любых типов
- использовать официально-деловой стиль при создании и оформлении документов
- грамотно оформлять документы
- находить и исправлять различные виды ошибок в текстах документов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
в том числе практических работ 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
|
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в т.ч. практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.10. СТИЛИСТИКА ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел 1 Лексические средства языка | |||
Тема 1.1. Функциональные стили русского языка | Содержание: Классификация функциональных стилей. Научный стиль: стилевые черты, особенности стиля. Официально-деловой стиль: стилевые черты, особенности стиля. Публицистический стиль: стилевые черты, особенности стиля. Литературно-художественный стиль: стилевые черты, особенности стиля. Разговорный стиль. | 2 | 2 |
Практические занятия: Функциональные стили русского языка | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа Подобрать 5 коротких текстов, относящихся к различным функциональным стилям. Записать доказательства Вашего выбора текстов. | 2 | 3 | |
Тема 1.2. Официально-деловой стиль и его особенности | Содержание: Логические особенности. Лексические особенности: полнота информации, нейтральность лексики, высокая частотность отдельных языковых форм и т.д. Грамматические особенности: использование простых повествовательных распространенных полных предложений, отсутствие восклицательных и вопросительных предложений и т.д. Лексические ошибки, связанные с выбором слова. Нарушение лексической сочетаемости слов. Стилистическая правка текста. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Привести по 5 примеров речевых штампов, безличных предложений, конструкций с отыменным предлогом, страдательных конструкций | |||
Тема 1.3. Смысловая точность речи. Правильный выбор слова. | Содержание: Значение слова. Многозначность слов. Речевые ошибки, связанные с незнанием значения слов: неразличение паронимов; ошибки в употреблении синонимов; плеоназмы и тавтология; использование омонимов. | 2 | 2 |
Практические занятия: Лексическая сочетаемость слов (учебник, упр.1, 2,3,4,6,7) | 2 | 2 | |
Тема 1.4. Стилистическая окраска слов | Содержание: Межстилевая лексика. Книжно-письменная лексика. Лексика устной речи. Эмоционально-экспрессивная лексика. Специальная лексика. | 2 | 2 | ||
Практические занятия: Употребление книжно-письменной лексики. (упр. 11,12,14,15) | 2 | 3 | |||
Употребление специальной лексики (упр.16,18,19, 20,21,22) | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа с помощью словаря объяснить значение слов: агентство, дистрибьютор, импичмент, коллегиальный, компромисс, конъюнктура, менталитет, привилегия, конверсия, оппозиция | 2 | 3 | |||
Тема 1.5. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления | Содержание: Устаревшая лексика. Неологизмы. Заимствованные слова. Употребление фразеологизмов. Фразеологизмы в деловой речи. | 2 | 2 | ||
Практические занятия: Употребление устаревших, заимствованных и новых слов. (упр. 24,25,26,27) Употребление фразеологизмов в деловой речи (упр.35,36,37,38) | 2 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа с помощью словаря объяснить значение слов: анкета, бюллетень, ведомость, декларация, диаграммы, директива, доверенность, заявка, извещение, инструкция, кодекс, контракт, лицензия, отчет, представление, протокол, реестр, резолюция, указ, формуляр, ходатайство, циркуляр | 2 | 3 | |||
Раздел 2 Морфологические средства языка | |||||
Тема 2.1. Морфологические средства языка. Имя существительное | Содержание: Стилистическое использование имен существительных. Трудности в употреблении существительных, связанные с категорией рода; с категорией одушевленности-неодушевленности; с категорией числа. Падежные окончания имен существительных. Особенности образования и употребления имен существительных, являющихся названиями лиц. | 1 | 2 | ||
Практические занятия: Употребление имен существительных (упр. 40,43, 44, 45, 46) Трудности в употреблении имен существительных (упр. 47, 48,52) | 2 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа с помощью словаря выполнить упр.50 учебника | 2 | 3 | |||
Тема 2.2. Морфологические средства языка. Имя прилагательное.
| Содержание: Употребление полной и краткой форм прилагательных. Особенности образования и употребления форм степеней сравнения прилагательных. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. | 2 | 2 | ||
Практические занятия: Употребление имен прилагательных (упр. 54, 55, 56, 57) | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа Выполнение упр. 53 | 2 | 3 | |||
Тема 2.3. Морфологические средства языка. Имя числительное | Содержание: Употребление количественных и собирательных числительных. Особенности употребления сочетаний имен числительных с именами существительными. | 1 | 3 | ||
Практические занятия: Употребление имен числительных (упр.58,59,60,61,62) | 2 | 3 | |||
Тема 2.4 Морфологические средства языка Местоимение | Содержание: Особенности употребления личных, притяжательных местоимений и местоимения СЕБЯ. Употребление определительных, указательных и неопределенных местоимений. | 1 | 3 | ||
Практические занятия: Употребление местоимений (упр.63, 64,65) | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа:повторить употребление некоторых союзов и предлогов и выполнить упр.71,72 | 2 | 3 | |||
Тема 2.5 Морфологические средства языка Глагол | Содержание: Образование и употребление некоторых форм времени и наклонения глагола. Образование и употребление некоторых глаголов. Возвратные глаголы. Употребление причастий и деепричастий. | 1 | 3 | ||
Практические занятия: Употребление глаголов и некоторых форм причастий и деепричастий (упр. 66, 67, 68, 69) | 1 | 3 | |||
Самостоятельная работа: Повторить особенности употребления наречий и выполнить упр. 70 | 2 | 3 | |||
Раздел 3 Синтаксические средства языка
| |||||
Тема 3.1. Синтаксические средства языка. Словосочетание | Содержание: Предложные и беспредложные конструкции. Синонимичное употребление предлогов. Типичные ошибки в управлении. . | 2 | 3 | ||
Практические занятия: Типичные ошибки в употреблении словосочетаний (упр. 74,75, 76,77, 78) | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа: Выполнить упр. 79,80 | 2 | 3 | |||
Тема 3.2 Синтаксические средства языка. Простое предложение | Содержание: Порядок слов в предложении. Смысловые связи в простом предложении. Согласование подлежащего со сказуемым. Составное именное сказуемое. Согласование определений, приложений. Употребление дополнений и обстоятельств. | 2 | 2 | ||
Практические занятия: Смысловые связи в простом предложении (упр.81, 83,85,86, 87) | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа: Выполнить упр.82,84 | 1 | 3 | |||
Тема 3.3. Однородные члены предложения | Содержание: Ошибки, связанные с логической несочетаемостью однородных членов предложения. Лексико-грамматическая несочетаемость однородных членов предложения. Ошибки в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. | 1 | 3 | ||
Практические занятия: Употребление предложений с однородными членами (упр.88,89,90) | 1 | 3 | |||
Тема 3.4. Параллельные синтаксические конструкции | Содержание: Употребление причастных оборотов. Употребление деепричастных оборотов. Использование конструкций и отглагольными существительными. Личные и безличные конструкции. Употребление однотипных падежных форм существительных Неполные предложения. | 2 | 2 | ||
Практические занятия: Употребление причастных и деепричастных оборотов (упр. 91,92,93) Употребление параллельных синтаксических конструкций (упр. 94, 95,96) | 1 1 | 3 | |||
Тема 3.5.Сложное предложение | Содержание: Состав и структура сложных предложений. Употребление союзов и союзных слов в сложных предложениях. Прямая речь. | 1 | 3 | ||
Практические занятия: Особенности употребления сложных предложений (упр. 98, 99,100) | 1 | 3 | |||
Экзамен |