Крылова Наталья Сергеевна

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕНОСТИ

Фоминых Татьяна Владимировна,

учитель-логопед

МБДОУ «Д/с «Антошка»

Г.Абакан

Крылова Наталья Сергеевна,

учитель-логопед

МБДОУ «Д/с «Антошка»

 Г.Абакан

Аннотация: Работа по физическому воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи, направлена на преодоление всех специфических особенностей в развитие детей с речевой патологией. Систематическое использование специальных методов позволяет добиться положительных результатов.

В нашем дошкольном учреждении функционируют группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В этих группах реализуется Адаптированная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения, разработанная на основе образовательной программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитии речи) с 3 до 7 лет (Автор Н.В.Нищева). В данной программе прописаны основные задачи образовательной деятельности по физическому развитию детей:

- становления у детей ценностей здорового образа жизни;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);

 - развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;

 - приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;

- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения подвижными играми с правилами.

Дети с ТНР, как правило, отличаются ослабленным соматическим здоровьем и очень часто имеют неврологические диагнозы. Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Следует отметить, что двигательная активность детей с ТНР на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников.

Коррекция особенностей моторного развития детей с ТНР в нашем дошкольном учреждении, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания через различные формы работы:

Физкультурное занятие (ООД) (3 раза в неделю) В организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию мы постоянно контролируем физическое состояние детей. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями. Предметом особого внимания служит работа над осанкой. Для детей с общим недоразвитием речи автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
Утренняя гимнастика (ежедневно) Утренняя гимнастика — это обязательная часть целого комплекса гимнастик, которые ежедневно проводятся с детьми групп компенсирующей направленности в нашем дошкольном учреждении.
Дыхательная гимнастика (ежедневно) Дыхательная гимнастика по Стрельниковой, проводится сразу после утренней гимнастики в хорошо проветренном помещении. Она направлена на укрепления общего здоровья организма, увеличивает объем легких, способствует обогащению кислородом всего организма, в том числе клеток головного мозга (упр.: «Погонщики», «Ладошки», «Кошечка», «Обними себя» и др.). Дыхательная гимнастика для развития речевого выдоха позволяет сформировать длительный речевой выдох, необходимый для правильной речи (упр. «Задуй свечу», «Листопад», «Ветерок» и др.).
Артикуляционная гимнастика (ежедневно) Артикуляционная гимнастика направлена на развитие мышц речевого аппарата: шеи, щек, губ, языка (артикуляционные сказки «Колобок», «В гостях у кролика», «Зоопарк» и др.).
Фонетическая ритмика (ежедневно) Фонетическая ритмика способствует формированию речевого выдоха, развитию голосового аппарата, улучшает артикуляцию. Одновременное произнесение звуков с движением усиливают коррекционное действие (пропевание звуков с движением)
Су-Джок терапия (ежедневно) Су-Джок терапия хорошо развивает мелкую моторику рук (пальчиковые игры: «Черепашка», «Ежик», «Игрушки» и др.).
Хореография (1 раз в неделю) Занятия хореографией имеют особое значение для наших детей. Согласованное действия всех частей тела в определенном ритме и с определенной скоростью, которую задает музыкальное сопровождение, развивает координацию и пластику.
Логоритмика (1 раз в неделю) На занятиях логоритмикой освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.
Физкультминутки и подвижные игры (ежедневно) Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с ТНР необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.
Спортивные развлечения и праздники (1 раз в месяц) Во время спортивных праздников и развлечений целенаправленно создается ситуация, которая помогает детям почувствовать себя ловкими и сильными: «Папа, мама, я – спортивная семья». «Спортивный марафон», «Зарядка с чемпионом» и др.

 

Применение таких методов позволяет достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов у детей, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

В результате систематической работы по физическому развитию детей с ТНР:

• В ДОУ создано единое воспитательно-образовательное пространство для физического развития детей с ТНР

• Возрастают физические умения и качества детей, формируется поведение здорового образа жизни.

• Возрастает качественная речевая активность детей, что является очень важным результатом работы.

Список литературы:

1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.

2. Кириллова Ю.А. Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 5 до 6 лет. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 128с.

3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на омнове фонетической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64с.

4. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 624с.

5. Система лечебного дыхания по А.Н. Стрельниковой/т.-сост. Б.Бах – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2008.- 61с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: