Порядок составления безопасного маршрута движения школьника

 

1. Карту микрорайона дома и школы, которая станет основой для этой схемы, можно получить, например, с помощью карт из Интернета. После этого в любом нанесите на основу названия объектов (школа, стадион, кинотеатр, супермаркет, сквер, детская площадка, кафе и т.п.), светофоры, дорожные знаки, пешеходные переходы, места остановок маршрутных транспортных средств с указанием маршрутов и др. – всё, что поможет школьнику ориентироваться в дорожной обстановке. Необходимо выделить наиболее безопасные подходы к школе и другим объектам, изображённым на схеме. Места, требующие повышен­ного внимания ребёнка, следует обозначить особо.

2. Вначале родители вместе со школьниками проходят путь от дома до школы
и обратно и намечают наиболее безопасный (рекомендуемый) вариант, отмечают более опасные (нере­комендуемые) варианты.

При выборе безопасного варианта выбираются места перехода улиц наиболее легкие и безопасные для ребенка. Пешеходный переход со светофором более безопасный, чем пе­шеходный переход без светофора, улица и участки, где не затруднен осмотр проезжей части (нет густых кустов, деревьев, стоящих машин, особенно крупногабаритных), более безопас­на, чем улица со стоящими машинами и другими предметами, закрывающими обзор и т.д.

3. Выбрав вариант движения ребенка, родители наносят его на схему расположения улиц от дома до школы. В случае, если в маршрут входит поездка ребенка на автобусе и т.п., в схеме приведено расположение улиц вблизи дома (место посадки в автобус) и расположение улиц вблизи школы (место выхода из автобуса
и движения в школу).

 

Образец схемы безопасного маршрута «дом–школа–дом»

 

4. Далее на схеме выделяются участки повышенной опасности, требующие более под­робного описания.

Это, как правило, на пути «дом–школа–дом»:

· выход из дома и первый переход проезжей части;

·переход через улицу и перекрестки;

· посадка в общественный транспорт (остановка) и выход из него (если ребенок пользу­ется автобусом или маршрутным транспортом);

·последний переход проезжей части и вход в школу.

На пути «дом–школа–дом» участки те же, но отмечается выход из школы
и последний пе­реход проезжей части и вход в дом, кроме того, выделяются участки повышенной опасности на не­рекомендуемых вариантах движения, чтобы объяснить,
в чем их опасность и почему они не рекомендуются.

А) Если переход не регулируется светофором, то в описание перехода вносят слова: когда приближается грузовик или автобус, сзади него может быть не видна другая машина! Машину лучше пропустить и, пропустив ее, подождать, пока она отъедет подальше. Ведь ког­да машина близко, за ней могут быть не видны встречные машины.

Б) Если переход улицы регулируется светофором, необходимо записать: идти можно только на зеленый сигнал. Если горит красный или желтый – идти нельзя, даже если машин нет. Надо уважать правила так же, как их уважают водители. При переходе на зеленый сигнал светофора надо тоже наблюдать за обстановкой, замечать машины, которые в этот момент готовятся к повороту направо или налево, пересекая путь движения пешеходов.

В) Для каждой улицы, которую приходится переходить, дается
ее характеристика: ин­тенсивность движения машин, возможность появления машин из-за поворота; предметы, ме­шающие осмотру улицы; кусты, деревья, стоящие машины и т.д.

Г) В местах посадки в общественный транспорт делается запись: при подъезде авто­буса стоять, отступив от края тротуара, т.к. автобус может занести, особенно в дождь, снег или гололед. Пока автобус не остановился, к двери
не подходить!
В последний момент при отправлении автобуса в автобус не садиться – может прищемить дверьми. Особенно опасна передняя дверь – после защемления дверьми можно попасть под колеса!

Д) В местах выхода из общественного транспорта делать запись: заранее подготовиться к выходу. Не опаздывать при выходе – может прищемить дверьми. Аккуратно выходить, что­бы не поскользнуться и не упасть. Если после выхода
из общественного транспорта надо пе­реходить проезжую часть, делается запись: подождите, пока не уйдет автобус! Из-за автобуса выходить крайне опасно. Подойдите к перекрестку (пешеходному переходу) и внимательно осмотрите проезжую часть дороги!

Е) Перед переходом улицы, на которой стоит школа, можно встретить товарищей и отвлечься от обзора за дорогой. Делается запись: перед переходом проезжей части внимательно осмотреть улицу. Переходить только шагом, разговоры прекратить!

Ж) У выхода из школы. Делается запись: переход только шагом! Большая часть проис­шествий возникает во время выхода детей из школы. Поэтому будьте особенно внимательны!

З) Отдельного описания требует переход улицы, на которой стоит дом. Часто дети бе­гут к дому, плохо осматривая улицу. Есть возможность увидеть родных или знакомых, что способствует пересечению дороги бегом. Не спешите к дому! Переходите только шагом. Внимательно осмотрите улицу. Будьте особо осторожны, если есть кусты, деревья, стоящие машины.

И) При оформлении маршрута на бланке сплошной линией со стрелкой
и цифрой «1» над линией обозначается путь движения из дома в школу, путь из школы домой обозначается также, только над линией ставится цифра «2».

Не рекомендуемый (но возможный) путь движения обозначается пунктирной линией.

Для каждой улицы, которую приходится переходить школьнику, делается две записи «Характеристика улицы» (с точки зрения ее опасности) и «Советы по переходу проезжей части».

5. После составления маршрута родители, сопровождая сына или дочь в школу и обрат­но (в первые месяцы посещения школы для первоклассника и несколько раз – для учащихся старших классов, которые ранее уже ходили в школу самостоятельно), добиваются практи­ческого овладения школьниками методами безопасного движения по маршруту, понимания ими всех опасностей, которые указаны в описанном маршруте.

                    А) Сопровождая школьника, родители отрабатывают привычку заблаговременного вы­хода из дома, отсутствия спешки, перехода улицы только шагом, строго под прямым углом, не наискосок, тщательного осмотра дороги перед переходом, даже если она пустынна.

Отрабатывается сдержанность и осторожность при движении через дорогу для посадки на автобус – никакой спешки!

Отрабатывается осторожность: при посадке и при выходе из автобуса особая осторож­ность – при возвращении домой, если дом на противоположной стороне улицы.

Крайне важно добиваться, чтобы любой предмет, мешающий осмотреть улицу, сам по себе рассматривался школьниками как сигнал опасности.

Движение в школу используется как учебная программа по отработке навыков наблю­дения и оценки обстановки.

Б) Доверить школьнику самостоятельное движение в школу и обратно можно лишь по­сле того, как будут выполнены «Требования к знаниям и навыкам школьника».

Особенно тщательно необходимо готовить к самостоятельному движению
по улице детей с дефектами зрения, в частности, пользующихся очками. Главная сложность улицы в наблюдении: заметить машину или мотоцикл. Оценить скорость
и направление движения не так просто, как кажется на первый взгляд.

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: