Методика создания сценариямероприятия

КАК НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ

методическая разработка

по предмету «Сценарное мастерство и основы драматургии»

для студентов специальностей

«Народное художественное творчество»

«Социально-культурная деятельность»

 

 

        

 

                                  Автор:

                                 преподаватель Волкова Д.В.

 

 

Ульяновск, 2018

 

Утверждено на заседании Предметно-цикловой комиссии «Социально-культурная деятельность» ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» Протокол №______________ от___ _______________2018 г. Председатель ПЦК «Социально-культурная деятельность» Фадеева А.С.________ Утверждено на заседании Методического Совета ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства» Протокол №______________ от___ _______________2018 г.

 

АННОТАЦИЯ.

 

Немаловажным для каждого организатора массовых мероприятий и праздников является владение технологией написания сценариев. Почему возникает такая необходимость? Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной местности. Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: отчетов и др. аналитических материалов. Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.

Данное пособие раскрывает этапы написания сценария мероприятия.

Данные методические рекомендации рекомендованы для студентов и преподавателей специальностей «Народное художественное творчество», «Социально-культурная деятельность».

 

 


ВВЕДЕНИЕ.

Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия.

Для сценария любого мероприятия необходимо главное условие интерес, оригинальность, разнообразие. 

На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. И если у организатора массовых мероприятий работает фантазия и развито образное мышление, то может показаться, что ничего сложного в этом нет. Некоторые думают, что достаточно "насобирать" выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их - и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария (уже не говоря о его воплощении) невооруженным взглядом становится видно, что эпизоды при монтаже в таком сценарии притягиваются друг к другу "за уши", не выдерживается характер и стилистика речи действующих героев и так далее, и тому подобное. Что же делать, чтобы не допускать такие ошибки? Для начала - познакомиться с методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею. Хотя общеизвестно, что нельзя дать рецепты, гарантирующие высокий результат, так как это зависит не только от степени мастерства педагога, его творческой натуры, но и от авторской смелости, остроумия, творческого озорства. Знание хотя бы основ сценарного мастерства и стремление к созданию "технологически" грамотного сценария необходимо организатору мероприятий и праздников в его работе.

 

ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ?

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena -- сцена). Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенное для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованные представления, праздники, массовые зрелища, игровые программы и т. д. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

ВЫБОР ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА

ДЛЯ СЦЕНАРИЯ.

 

Одной из задач сценариста (организатора мероприятий) является создание оригинального художественно-просветительского произведения путем соединения различных выразительных средств: стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее. Художественность будущего мероприятия определяется сценарием. Форма мероприятия - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Особенные черты: каждое мероприятие становится своеобразным ответом на «социальный заказ» общества, откликом на то или иное социальное явление. Драматургии культурно-досуговых программ присуща оперативность отклика на события в реальной жизни, связь используемых в сценарии фактов, документов, событий, как с проблемами мирового, глобального характера, так и с местным материалом. Сценарий должен рассматриваться как программа педагогического влияния на аудиторию, формирующую общественные настроения и сознание участников. Определенность и ясность выбранной темы связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос «Что я хочу сказать зрителям? Какое отношение у зрителя сформируется от увиденного и услышанного?»

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.

Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, педагогу-организатору (сценаристу) следует еще постепенно подвести участников и зрителей мероприятия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому при выборе сюжета акцент нужно сделать на основном событии. Следующим шагом является продумывание композиции сценария (организации действия и соответствующее расположение материала), то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

 

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ.

Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

Завязка - начало конфликта.

Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.

Развязка - разрешение конфликта.

Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.

Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим.

Классическую структуру любой программы должны составлять  следующие элементы:

Пролог - композиционный прием, показ или демонстрация идей автора сценария, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

Основное развитие действия - здесь фактически укладывается весь основной сюжет программы. Подчеркивая решающее значение замысла в творческом процессе создания сценария, его нередко сравнивают с архитектурным проектом в строительстве, в котором предусматривается целостный образ всего сооружения и соотношение его отдельных частей, расчеты его "несущих" конструкций.

В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН – это режиссерская запись сценарного развития любого мероприятия во времени, фиксирующий порядок действий основных исполнителей, приглашенных гостей мероприятия, работы различных площадок и служб.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН включает в себя: 

Название мероприятия;

Место проведения;

· Организатор праздника;

· Дата проведения;

· Оформление;

· Начало мероприятия;

· Время проведения;

· Описание действия;

· Ответственный за мероприятие.

*В зависимости от уровня мероприятия, сценарный план должен быть утверждён: руководителем учреждения; заместителем директора; режиссёром. (Смотреть приложение).

Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, с технических оснащением, перечнем реквизита.

Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических средств, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.

Композиция (соединение, расположение, составление) - построение художественного произведения.

Драматургическая основа программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, хореография и другие. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей целому, контрастность, подчиненность всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Для того чтобы сценарий не распадался на отдельные эпизоды,  необходимо в качестве стержня найти единый сюжетный ход. Ход, двигающий развитие сюжета, является основным связующим моментом при монтаже сценария.

Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть проблематику, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность.

Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Автор сценария создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей. Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. Предусмотрев в сценарии зрительские активизации.

К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, игровые моменты, коллективное исполнение песен, вопросы из аудитории, обмен мнениями и т.д.

Успешное воплощение в жизнь принципа документальности, удачное использование местного художественного и публицистического материала создают возможность импровизации в массовых действиях, которая пробуждает инициативу людей, создает атмосферу творчества и непринужденного общения и как бы снимает барьер между зрительным залом и сценой. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯМЕРОПРИЯТИЯ.

 

В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить следующие этапы:

Отклик на "социальный заказ" общества, сбор и поиск материала.

План творческой деятельности. Определение тематической основы будущего сценария, изучение интересов аудитории, постановка педагогических задач.

Кристаллизация плана- обрастание содержательным материалом, поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, поиск реальных героев.

Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.

Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.

Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.

Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Окончательный отбор выразительных и изобразительных средств, для воплощения замысла.

При подготовке детских программ и концертов необходимо очень серьезно подходить к подбору литературного материала. В нем не должно быть сложных фраз, слов, научной терминологии, иначе дети не поймут смысла и драматургии сценария. Так же нужно включать в сценарий игровые моменты, детские и тематические стихи, поговорки, цитаты из известных произведений, как поэтических, так и прозаических. Материал можно брать из книг по организации досуга и культурных мероприятий, книг по проведению праздников, стихи, прозаические произведения. Немаловажную роль играет музыкальное оформление мероприятия, так как оно оказывает свое эстетическое влияние на зрителей в аудитории. В сценарии так же необходимо это учитывать и указывать, находить подходящую к драматургии музыку, которая ярко отражала ее.

СЦЕНАРИЙ И РЕЖИССУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: