Цель самоподготовки: раскрыть изменения, произошедшие в мире в новое время в обществе, в экономике, в науке.
Дать характеристику развития в это время анатомии, хирургии.
Этапы самостоятельной работы
Характеристика эпохи. Зарождение патологической анатомии. УчениеДж.Б. Морганьи, М.Ф.К. Биша, К. Рокитанского, Р. Вирхова.
Открытие эфирного и хлороформенного наркоза, методов асептики и антисептики, групп крови.
Начало анатомических вскрытий в России. Основание кунсткамеры (1717 г.). Преподавание анатомии в России. П.А. Загорский (1764-1846 гг.) – создатель первой русской анатомической школы.
Вклад И.В. Буяльского и Н.И. Пирогова в развитие нормальной анатомии. Связь анатомии с хирургией.
Вопросы для самопроверки и задания
1. Выдающиеся естественнонаучные открытия, тесно связанные с развитием медицины.
2. Чем отличалась теория К. Рокитанского от теории Р. Вирхова?
3. Кому принадлежит приоритет открытия эфирного и хлороформенного наркоза?
4. Кем был предложен метод антисептики, асептики?
5. История открытия групп крови.
6. Кем было положено начало анатомических вскрытий в России?
7. Вклад И.В. Буяльского в развитие анатомии и хирургии.
8. Каков вклад Н.И. Пирогова в развитие топографической анатомии?
9. Почему Н. И. Пирогова считают основоположником военно-полевой хирургии?
10. Развитие полостной хирургии в связи с открытием методов асептики и антисептики, наркоза.
ДОКЛАДЫ
Тема: «П. А. Загорский – основоположник первой отечественной анатомической школы»
План доклада
1. Краткая биография П.А.Загорского.
2. Вклад П.А. Загорского в развитие отечественной анатомии.
3. Труды П.А. Загорского.
ЗАГОРСКИЙ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ (1764-1846) – родился в селе Понарницы Черновицкой губернии в семье священника. После окончания медико-хирургического училища в Петербурге при сухопутном военном госпитале, был назначен прозектором анатомии в Санкт-Петербургское медико-хирургическое училище. С этого времени ученый беспрерывно занимался анатомией, не оставляя и лечебной работы оператора в Петербургском госпитале. С особой тщательностью П.А. Загорский занимался созданием музея при медико-хирургической академии. Он увлекался изучением аномалий и собрал богатейшую коллекцию, послужившую ему материалом для многих исследований по тератологии. Кроме того, им и его помощниками были изготовлены анатомические препараты из воска.
Одной из главных причин, затруднявших развитие медицинского образования в России, было отсутствие учебников по медицине, в частности по анатомии человека. В 1861 году П.А. Загорский представил на конференцию медико-хирургической академии собственное оригинальное сочинение на русском языке «Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке». Книга имела огромный успех и, выдержав 5 изданий, долго служила единственным руководством во всех медицинских учебных заведениях того времени.
Огромная заслуга Загорского в подготовке будущих замечательных прозекторов и профессоров, впоследствии занявших кафедры анатомии в университетах. Выдающимися прозекторами и адьюнктами, прошедшими школу П.А. Загорского, были И.В. Буяльский и П.А. Наранович,И.Д. Книгин, П.С. Карейша, Д.М. Велланский и мн. др.
Полагая, что эксперимент и наблюдение являются основой познаний, П.А. Загорский и его ученики разрабатывали вопросы анатомии применительно к хирургии, акушерству, судебной медицине.
П.А. Загорский является автором более 100 научных работ по различным вопросам медицины. Особенно много он трудился в области тератологии и превратил музей кафедры анатомии в научную лабораторию. Он занимался также сравнительной анатомией и физиологией, внес крупный вклад в создание русской анатомической терминологии.
П.А. Загорский был избран почетным членом многих научных обществ и университетов России, членом Российской академии наук.
Литература
1.Руфанов И.Г. Общая хирургия. М.: 1953. С.35
2.Тикотин М.А. П.А. Загорский и первая русская анатомическая школа. М.: 1960 с. 280.
3.Чистович Я.А. История первых медицинских школ в России. СПб.: ч.1.С.174; ч.2.С.165. 1883.
4. Юрихин А.П. П.А. Загорский – основоположник русской анатомии // Хирургия. – №6. 1985, С. – 140-142.
5. Пашков К.А., Белолапоткова А.В. Учебно- методическое пособие к семинарским занятиям по истории медицины для студентов и преподавателей стоматологического факультета. М. – 2004.