Восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних

ВСЕРОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ

Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях

Содержание:

1. Актуальность школьных и территориальных служб примирения. 2

1.1 Восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике правонарушений и       деструктивного поведения несовершеннолетних. 2

1.2 Правовая основа школьных служб примирения в образовательной сфере. 3

2. Восстановительные программы, применяемые в службах примирения. 4

2.1. Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов и реагированию на   правонарушения несовершеннолетних: 4

2.2. Принципы организации процесса восстановительных программ: 4

2.3. Основные восстановительные программы в службе примирения. 5

2.4. Обеспечение качества работы ведущего восстановительных программ.. 6

2.5. Квалификация куратора (руководителя) службы примирения и ведущего восстановительных программ 6

3. Организация восстановительного подхода в образовательных организациях. 7

3.1. Формы организации восстановительного подхода в образовательных учреждениях. 7

3.2 Деятельность школьной службы примирения. 7

3.3. Куратор (руководитель) службы примирения. 8

3.4. Условия работы школьной службы примирения. 8

3.5. Примерные критерии принятия ситуаций на программу в рамках стандартной процедуры.. 8

4. Поддержка службы примирения со стороны руководства образовательной организации и взаимодействие с другими организациями.. 9

4.1.Руководитель образовательной организации: 9

4.2. Обеспечение соблюдения принципов проведения программ.. 9

4.3. Наличие утвержденной документации. 10

5. Организация сетевого взаимодействия в объединениях школьных служб примирения. 10

5.1. Сети и объединения служб примирения. 10

5.2. Профессиональное сообщество специалистов-медиаторов и кураторов школьных служб        примирения 11

5.3 Требования к содержанию образовательного курса (программы, тренинга) и преподавателю   (тренеру) школьных служб примирения. 11

6. Мониторинг деятельности служб примирения. 12

6.1. Количественный мониторинг школьных служб примирения. 12

6.2. Качественный мониторинг школьных служб примирения. 13



Актуальность школьных и территориальных служб примирения

Восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике правонарушений и деструктивного поведения несовершеннолетних.

Модель школьных и территориальных служб примирения разработана в России[1] и опирается на традиционные практики примирения и урегулирования конфликтов                   в сообществе. Практика школьных и территориальных служб  примирения  основывается  на  концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию                             без внешнего принуждения.

Для подготовки сторон конфликта к участию в восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода. Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта или правонарушения и их договоренностей со стороны значимого социального окружения. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться    от  негативных  состояний, прекратили вражду и  обрели ресурсы для совместного поиска выхода из ситуации.

Важнейшими в восстановительном подходе являются понятия вреда (в том числе обиды) и ответственности. Вред в восстановительном подходе – это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе отношения) и воспринимается другим      как несправедливость. Причинение вреда ведет к появлению негативных последствий        для пострадавшего: материальных, физических, вред в форме разрушившихся отношений и т.д. Вред – понятие субъективное, определяется пострадавшим (жертвой). Потому исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием для человека, причинившего вред, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе. Ответственность в восстановительном подходе понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей.                         При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение. Таким образом, понятие справедливости  в восстановительном подходе      связано   с    заглаживанием  причиненного  вреда,  и в этом  его  отличие  от  принятых в уголовном правосудии представлений о справедливости как наказании нарушителя.       

Ответственность за исправление причиненного вреда  рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. В школьной жизни часто вред бывает взаимным (драка, оскорбления), соответственно, ставится вопрос о взаимном заглаживании причиненного вреда.  

Одним    из    важных    аспектов    восстановительного   подхода   применительно   к несовершеннолетним является восстановление позитивного родительского влияния на них, поддержка позитивных изменений несовершеннолетнего со стороны его родных и близких, педагогов, одноклассников, друзей, а также забота о будущем: создание условий                   для того, чтобы произошедшее «стало уроком» и подобное больше не повторилось.

Цель специалиста службы примирения (ведущего восстановительного программ) состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия). Специалист службы примирения является нейтральной фигурой, в равной степени поддерживающей усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и\или восстановительное реагировании                 на правонарушение (преступление) несовершеннолетнего. Специалист службы примирения подготавливает стороны конфликта (или участников противоправной ситуации) к совместной встрече по урегулированию конфликта                                                        и заглаживанию причиненного вреда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: