Основное общее образование должно обеспечить личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей обучающихся (одаренных), способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Содержание образования на второй ступени создает условия для получения обязательного среднего общего образования, подготовки обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Возрастные особенности выпускника основной школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор нового предмета «Искусство» как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы. В ряде случаев изучение предметов искусства может завершиться на этапе основной школы.
Ведущими подходами при изучении дисциплин предметной области «Искусство» в основной школе являются системно-деятельностный и компетентностный. Особое значение необходимо придавать формированию основ критического мышления на основе восприятия и анализа произведений изобразительного, музыкального и синтетического видов искусств, а также понимания роли искусства в жизни человека. Основными обязательными видами деятельности на уроках должны быть восприятие и анализ-интерпретация произведений искусства, художественная деятельность обучающихся (вокально-хоровая, художественно-практическая, творческая).
|
|
Государственным образовательным стандартом основного общего образования предусмотрено изучение трех учебных предметов в рамках образовательной отрасли «Искусство»: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Искусство».
Распределение часов на изучение предметов образовательной отрасли «Искусство» на уровне основного общего образования
Класс | Основное общее образование | ||||||||
5 (Всего 35 часов) | 6 (Всего 35 часов) | 7 (Всего 35 часов) | 8 (Всего 35 часов) | 9 (Всего 35 часов) | |||||
17,5 часов | 17,5 часов | ||||||||
Предмет | Музыка искусство | Изобразительное искусство | Музыка | Изобразительное искусство | Музыка | Изобразительное искусство | Музыка | Изобразительное искусство | Искусство |
Кол-во часов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1ч. |
На изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» отводится в 5-7-х классах – по 1 часу в неделю, в 8 классе – по 0,5 часа в неделю; «Искусство» в 9 классе – 1 час в неделю.
Резервные часы могут использоваться по усмотрению учителя на обобщение материала, защиту творческих проектов, а также на посещение выставок, музеев, АРТ-студий.
В 2020-2021 учебном году изучение предметов образовательной отрасли «Искусство» будет осуществляться по таким примерным основным образовательным программам:
|
|
1. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство. 5-8 кл.»/ сост. Лобынцева С.Н., Самоздра С.А., Фещенко Н.А., Симыкина С.Г. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 45 с.
2. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Искусство. 9 кл.» / сост. Минасян Н.Г. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020.
В связи с исключением предметной области «Искусство» в рамках среднего общего образования, рекомендуем при наличии специалиста сохранить преподавание предмета «Мировая художественная культура» как спецкурс из расчета 1 час в неделю (в 10-11 классах), чтобы обеспечить учащимся в дальнейшем успешное освоение художественных дисциплин.
Действующими в 2020-2021 учебном году будут такие программы:
1. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Мировая художественная культура. 10-11 кл. (углубленный уровень)» / сост. Минасян Н.Г. – 2-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 43 с.
В 2020-2021 учебном году рекомендованы к использованию в образовательной отрасли «Искусство» учебные пособия:
1. Искусствоведческое краеведение Донбасса: Взгляд сквозь тысячелетия (Древнейшие виды искусства). 5 класс / 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Лобынцева С.Н., Минасян Н.Г. - Донецк, 2016. – 230 с.
2. Искусствоведческое краеведение: Путешествие вглубь веков. 6 класс / Сост. С.Н. Лобынцева, Н.Г. Минасян / Под общ.ред. Л.П. Поляковой, А.И. Чернышева. Донецк: Истоки, 2016. – 206 с.
3. Искусствоведческое краеведение Донбасса: У истоков заселения края. 7 класс.Часть 1. / Учебное пособие / сост. Лобынцева С.Н., Минасян Н.Г., Данильченко С.А., Самоздра С.А.; Донецк: Истоки, 2017.
4. Искусствоведческое краеведение Донбасса: У истоков заселения края. 8 класс.Часть 2. / Учебное пособие / сост. Лобынцева С.Н., Минасян Н.Г., Данильченко С.А., Самоздра С.А.; Донецк: Истоки, 2018.
5. Искусствоведческое краеведение Донбасса: У истоков заселения края. 9 класс. / Учебное пособие / сост. Лобынцева С.Н., Минасян Н.Г., Данильченко С.А., Самоздра С.А.; Донецк: Истоки, 2019.
При проверке и оценивании результатов художественного образования учитываются основные компетентности:
· предметные (интерпретационные и деятельностно-творческие);
· межпредметные эстетические (эстетические оценки и восприятие);
· ключевые (общекультурные, информационно-коммуникативные, социальные).
Рекомендуем оценивание осуществлять по 3 главным аспектам:
Художественно-теоретическая деятельность
Знание специальной художественной терминологии, понимание художественных особенностей направлений, стилей, видов, жанров, законов развития искусства.
Восприятие искусства
Способность эмоционального восприятия произведений искусства, определение их связи с жизненными явлениями; умение обосновывать личностное эстетическое отношение к художественному произведению и автору; способность интерпретировать художественно – культурные явления.