1. Диагностические:
• дифференциальная психологическая диагностика с целью выявления психологической структуры нарушения и выбора в соответствии с этим оптимальной стратегии корригирующего воздействия;
• диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода;
• диагностика сохранных аспектов психики ребенка и терапевтического потенциала микро- и макросреды;
• диагностика динамики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного реабилитационного процесса.
2. Коррекционные:
• коррекция первичных недостатков в развитии детей;
• коррекция вторичных последствий отклоняющегося развития личностного и социального характера;
• обеспечение психологической поддержки родителей и близких детей;
• разработка психологических основ оптимальной стратегии развития, обучения и воспитания детей с различными отклонениями в развитии.
|
|
3. Профилактические:
• психологическое консультирование родителей и лиц, их заменяющих;
• консультирование педагогического и медицинского персонала по вопросам, касающимся общих и специфических закономерностей психологического развития...;
• обеспечение социально-психологических основ эффективной интеграции.
Организационно-просветительские:
• подготовка интеграционных процессов со стороны нормально развивающихся детей... и их близких;
• координация усилий всех участников реабилитационного процесса для обеспечения системного подхода к построению процессов развития, обучения и воспитания приемного ребенка.
• Реализация основных задач службы специальной психологии образования должна быть обеспечена наличием всех необходимых составляющих специальной психологии как отрасли психологической науки, а именно:
• теоретические и методические основы специальной психологии — наличие данной составляющей обеспечивает анализ общих и специфических закономерностей развития детей с отклонениями при различных тактиках корригирующего воздействия, разработка новых и пересмотр уже имеющихся методов психодиагностической, психокоррекционной и профилактической работы;
• междисциплинарное воздействие — новые технологии разрабатываются с учетом достижений в смежных дисциплинах, таких, как нейро- и патопсихология, педиатрическая психология, возрастная и педагогическая психология и др.; специальное психологическое сопровождение является частью комплекс
ной психолого-медико-педагогической реабилитации проблемного ребенка, при этом на психологе лежит основная функция координатора междисциплинарной команды специалистов и родителей детей;
|
|
• кадровое обеспечение — на Должности специального психолога может работать специалист с основной специальностью «031900 — специальная психология», а так же психологи и коррекционные педагоги, прошедшие специализацию в данной области.
Данные направления работы могут по-разному комбинироваться в зависимости от выбора психологом той или иной модели своей деятельности в ДОУ.
Задания для самоконтроля
1. Назовите основные формы деятельности службы психологического сопровождения в ДОУ.
2. Перечислите одинаковые направления работы педагога — психолога в ДОУ разных видов.
3. В чем заключается различие в постановке целей из одинаковых направлений работы педагогов-психологов общеразвивающего и компенсирующего видов?
4. Какое направление работы педагога-психолога реализуется им только в ДОУ общеразвивающего вида? Почему?!