1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи (супруги, родители с детьми)?
Насколько активно участвуют они в жизни друг друга? Проводят ли члены семьи время вместе, когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами? Имеют ли члены семьи общих друзей, или у каждого они свои?
Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?
(I. 7. 8. |
Как семья проводит праздники и дни рождения? Что обычно происходит в семье вечером и в выходные? Как соотносится интенсивность взаимоотношений родителей и детей с возрастом ребенка?
Ротокол оценки поведения родителей, который касается изучения уровня семейной гибкости
1. Поделено ли руководство между родителями?
2. Строгая ли в семье дисциплина?
И. Как проходит обсуждение разногласий в семье?
/1. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи или роли в семье строго не определены?
5. Насколько часто меняются в семье правила?
(к Как часто в семье происходят изменения?
|
|
7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?
и. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?
Поведение и ответы взрослых оцениваются с помощью следующей шкалы:
' «-3»: выраженность противоположности заданного признака (негативная характеристика);
«-2»: наличие противоположности заданного признака;
«-1»: отсутствие заданного признака;
«О»: безразличие к проявлению изучаемого признака;
«+1»: наличие рассматриваемого признака;
«+2»: достаточная выраженность рассматриваемого признака;
«+3»: яркая выраженность рассматриваемого признака (позитивная характеристика).
Затем данные соотносятся, с одной стороны, с уровнем пе-, дагогической культуры родителей, с другой стороны, с уровнем адаптированное™, воспитанности и обученности ребенка.
Задания для самоконтроля
1. Дайте определение понятия психологической диагностики.
2. Назовите основные аспекты психологической диагностики.
3. Опишите требования к обследованию детей дошкольного
возраста. В чем заключается специфика обследования детей с нарушениями в развитии?
4. Назовите методы диагностики межличностных отношений дошкольников. В чем заключается специфика их использования применительно к детям с нарушениями в развитии?
5. Опишите цели взаимодействия педагога-психолога с родителями детей на этапе психодиагностики.
СОДЕРЖАНИЕ ОАБОТЫ ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ
Психологическая коррекция — это систематическая работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.
|
|
В условиях ДОУ психолог самостоятельно имеет право работать только с теми детьми, отклонения в поведении и развитии которых не являются следствием поражения ЦНС или психологического заболевания. Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в форме индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции, а также в форме тематических тренингов для детей (родителей, воспитателей), имеющих психологические проблемы, влияющие на организацию целостного педагогического процесса в ДОУ.
В основе непосредственной работы психолога лежат следующие принципы.
1. Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии отражает целостность процесса оказания
психологической помощи и реализуется в двух основных аспектах:
а) коррекционно-развивающую работу предваряет этап диагностики (основополагающими при анализе ситуации развития ребенка является учет вида и структуры нарушений -первичного нарушения, вторичных и третичных отклонений в развитии);
б) коррекционную деятельность педагога-психолога сопровождает текущий и итоговый контроль динамики изменений детского развития.
2. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает учет последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития ребенка. Теоретические основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д. Б. Эльконина и др.). При оценке уровня развития ребенка за эталон берутся нормативные показатели его психического развития — психологический возраст ребенка.
3. Деятелъностный принцип определяет подходы к содержанию и организации психокоррекционной работы с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в рамках которой «вызревают» психологические новообразования,
определяющие развитие ребенка.
4.Принцип системности и принцип единства коррекции
и развития задает необходимость учета в коррекционной работе иерархии отношений между симптомами и их причинами, причинно-следственных связей между первичным, вторичным и третичным дефектом. При этом в первую очередь делается
акцент на решение профилактических и пропедевтических задач психокоррекционной работы с детьми.
В работе можно использовать ранее приведенную таблицу, которая позволит проанализировать сформированность психических функций в большей или меньшей степени приближения к возрастным нормативам развития и то, в какой мере нарушение развития данной функции связано с первичным дефектом. Естественно, что легче будет поддаваться коррекции то, что в наибольшей степени удалено от первичного нарушения. Например, корректировать нарушения в развитии мышления у глухого ребенка проще, чем у умственно отсталого дошкольника. В то же время осуществлять работу по развитию его слухового восприятия, напротив, сложнее.
5. Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упражнение и тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне «актуального развития» ребенка.