Протокол оценки поведения взрослых членов семьи по параметру семейной сплоченности

1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи (супруги, родители с детьми)?

Насколько активно участвуют они в жизни друг друга? Проводят ли члены семьи время вместе, когда это возмож­но, или предпочитают заниматься своими делами? Имеют ли члены семьи общих друзей, или у каждого они свои?

Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них общие интересы?

(I. 7. 8.

Как семья проводит праздники и дни рождения? Что обычно происходит в семье вечером и в выходные? Как соотносится интенсивность взаимоотношений родите­лей и детей с возрастом ребенка?

Ротокол оценки поведения родителей, который касается изучения уровня семейной гибкости

1. Поделено ли руководство между родителями?

2. Строгая ли в семье дисциплина?

И. Как проходит обсуждение разногласий в семье?

/1. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определен­ные задачи или роли в семье строго не определены?

5. Насколько часто меняются в семье правила?

(к Как часто в семье происходят изменения?

7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?

и. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?

Поведение и ответы взрослых оцениваются с помощью сле­дующей шкалы:

' «-3»: выраженность противоположности заданного признака (негативная характеристика);

«-2»: наличие противоположности заданного признака;

«-1»: отсутствие заданного признака;

«О»: безразличие к проявлению изучаемого признака;

«+1»: наличие рассматриваемого признака;

«+2»: достаточная выраженность рассматриваемого признака;

«+3»: яркая выраженность рассматриваемого признака (пози­тивная характеристика).

Затем данные соотносятся, с одной стороны, с уровнем пе-, дагогической культуры родителей, с другой стороны, с уровнем адаптированное™, воспитанности и обученности ребенка.

Задания для самоконтроля

1. Дайте определение понятия психологической диагностики.

2. Назовите основные аспекты психологической диагностики.

3. Опишите требования к обследованию детей дошкольного
возраста. В чем заключается специфика обследования детей с нарушениями в развитии?

4. Назовите методы диагностики межличностных отношений дошкольников. В чем заключается специфика их исполь­зования применительно к детям с нарушениями в разви­тии?

5. Опишите цели взаимодействия педагога-психолога с роди­телями детей на этапе психодиагностики.


СОДЕРЖАНИЕ ОАБОТЫ ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ

Психологическая коррекция — это систематическая работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфическую помощь этим детям.

В условиях ДОУ психолог самостоятельно имеет право работать только с теми детьми, отклонения в поведении и разви­тии которых не являются следствием поражения ЦНС или психологического заболевания. Работа ведется по согласова­нию с родителями и администрацией ДОУ в форме индивидуальных и групповых занятий по развитию и коррекции, а так­же в форме тематических тренингов для детей (родителей, вос­питателей), имеющих психологические проблемы, влияющие на организацию целостного педагогического процесса в ДОУ.

В основе непосредственной работы психолога лежат следующие принципы.

1. Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии отражает целостность процесса оказания
психологической помощи и реализуется в двух основных аспектах:

а) коррекционно-развивающую работу предваряет этап диагностики (основополагающими при анализе ситуации разви­тия ребенка является учет вида и структуры нарушений -первичного нарушения, вторичных и третичных отклонений в развитии);

б) коррекционную деятельность педагога-психолога сопровож­дает текущий и итоговый контроль динамики изменений детского развития.

2. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает учет последовательности сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития ребенка. Теоретические основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д. Б. Эльконина и др.). При оценке уровня развития ребенка за эталон берутся нормативные показатели его психического раз­вития — психологический возраст ребенка.

3. Деятелъностный принцип определяет подходы к содер­жанию и организации психокоррекционной работы с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в рам­ках которой «вызревают» психологические новообразования,
определяющие развитие ребенка.

4.Принцип системности и принцип единства коррекции
и развития
задает необходимость учета в коррекционной рабо­те иерархии отношений между симптомами и их причинами, причинно-следственных связей между первичным, вторичным и третичным дефектом. При этом в первую очередь делается
акцент на решение профилактических и пропедевтических за­дач психокоррекционной работы с детьми.

В работе можно использовать ранее приведенную таблицу, которая позволит проанализировать сформированность психи­ческих функций в большей или меньшей степени приближе­ния к возрастным нормативам развития и то, в какой мере нарушение развития данной функции связано с первичным дефектом. Естественно, что легче будет поддаваться коррекции то, что в наибольшей степени удалено от первичного наруше­ния. Например, корректировать нарушения в развитии мышле­ния у глухого ребенка проще, чем у умственно отсталого дош­кольника. В то же время осуществлять работу по развитию его слухового восприятия, напротив, сложнее.

5. Принцип коррекции «снизу вверх» предполагает упраж­нение и тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне «актуального развития» ребенка.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: