Перед ребенком выкладываются 5 картинок и задается вопрос: «Какая тебе нравится?» Ребенок выбирает картинку. Вопросы педагога: «Что это?... Что нужно сделать, чтобы получилось... (то или иное изображение)?» Ребенок выполняет задание. Педагог напоминает ему, что одной рукой нужно придерживать лист бумаги, а другой рукой — рисовать.
После выполнения задания еще раз обсуждается с ребенком, что у него получилось.
Дорисуй по образцу
Ребенку поочередно предлагаются задания.
«Посмотри: художник забыл на второй картинке нарисовать...» (пятнышки на спинке у божьей коровки, яблоки на яблоне и пятнышки у котика). Ребенок дополняет предложение на доступном ему уровне.
Если он затрудняется в выполнении этого задания, то педагог предлагает посчитать недостающие детали на образце и соотнести с тем, что ребенок нарисовал.
Раскрась по образцу
Педагог поочередно предлагает ребенку раскрасить полоски на шарфике и кнопки на телефоне разными цветами, но чтобы получилось так, как на демонстрируемой картинке. Затем педагог спрашивает: «Где у тебя зеленая кнопка?.. А где зеленая кнопка на моем рисунке?.. Они одинаково расположены?» и т. д.
|
|
Физкультурная минутка
Она направлена на формирование пространственных представлений (ориентировка на своем теле.) Ребенок выходит из-за стола. Педагог поочередно демонстрирует картинки, на которых изображен мальчик в различных статических позах (поднята правая рука, согнута левая нога и т. д.) Ребенок должен
попытаться повторить ту или иную позу. Педагог обговаривает,] какая именно рука поднята или какая нога согнута.
Карандашом укажи путь
Взрослый говорит: «Помоги машинке доехать до дома. Где] машинка?.. А где домик?.. Как машинке доехать до домика?Я По какой дороге?»
Педагог предлагает ребенку взять маленькую игрушечную! машинку и довести ее до домика. Затем ребенок берет карат даш и, не отрывая руки, выполняет это задание (по аналогии проводится задание с самолетом.)
Соедини точки по порядку
Перед началом работы педагог задает вопросы: «Как ты дума-1 ешь, что это?.. Что нужно сделать, чтобы получилась картинка?»
Педагог поясняет, что нужно поставить пальчик на точку № 1, затем глазками найти точку № 2 и довести до нее пальчик и т. д. Затем вместо пальчика ребенок действует карандашом.
Итоговый вопрос: «Что у тебя получилось?»
Итоги занятия
В конце занятия педагог спрашивает, что ребенку больше] всего понравилось? В свободное время детям предлагается рас-] красить получившиеся рисунки.
Приведем другой пример с более старшим ребенком.
План индивидуального психокоррекционного занятия1
|
|
с ребенком (девочка) 3-го года обучения в специальном детском ] саду (подготовительная к школе группа), имеющим диагноз: ЗПР |
Цеди:
• развитие кратковременной памяти и ориентировки в прс странстве («Сделай, как было»);
1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефектоло гии МПГУ Е. Буковкина, Т. Сироткина, А. Смирнова.
• развитие кратковременной памяти («Мячики в клет
ках»);
• развитие целостности восприятия («Заплатки»);
• развитие осмысленности и избирательности восприятия
(«Наложение контуров»);
• развитие пространственной ориентировки («Танграмм»);
• развитие логического мышления («Серия сюжетных кар
тинок»).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сделай, как было
Оборудование: 5 пар предметных картинок и белый лист формата А4.
Инструкция: посмотри внимательно и запомни все картинки. Положи так, как было.
Помощь: повторный показ в случае затруднения.
Мячики в клетках
Оборудование: 5 полей клеток (3 х 3), на одном из них — 2 мяча, на двух — 3 мяча, на одном — 4 мяча, одно пустое; 2 поля клеток (4x4) — на одном из них 4 мяча, другое пустое; 4 вырезанных мячика.
Инструкция: посмотри и запомни, где мячики. Положи, как было.
Помощь: повторный показ. При необходимости — действие по образцу.
3. Заплатки (иллюстрации сказок)
Оборудование: две иллюстрации к сказкам с вырезанными из них квадратами (3 на каждой иллюстрации), одинакового размера.
Инструкция: найди нужный кусочек.
Помощь: показ.
Усложненный вариант: коврики с различными узорами и вырезанным на каждом из них прямоугольником.
Наложение контуров
Оборудование: 4 карточки с наложенными контурами:
• 4 наложенных контура животных;
• 6 — транспорт;
• 7 — овощи-фрукты;
• 7 — игрушки.
Инструкция: посмотри и назови, что ты видишь. Помощь: обвести изображения по контуру. Упрощенный вариант: найди один знакомый предмет и закрась его.
Физкультурная минутка
Стихотворение, построенное по принципу: «Расскажи сти-1 хи руками».
Танграмм
Оборудование: образец контурных изображений геометри-1 ческих фигур, образующих:
• зайца;
• собаку;
• и необходимые геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.
Инструкция: сделай рядом такого же зайчика. Помощь: возвращение к способу наложения.
Серия сюжетных картинок
Оборудование: 2 серии картинок:
• от бабушки до внучки;
• от дедушки до внука.
Инструкция: давай разложим по порядку, кто старше (совместное выполнение с серией «от бабушки до внучки»). Теперь! ты сама разложи (серия «от дедушки до внука»).
Помощь: приложение картинок к уже выложенному ряду! первой серии.
Подведение итогов занятия
Самооценка ребенка с помощи методика «Лесенка». Поощ рение психологом за старание: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. Завтра, наверное, будет еще лучше, чем сегодня!»
Если детей можно объединить, ориентируясь на сходство нарушения и структуры дефекта, определяющих примерно одинаковый уровень обучаемости, то психокоррекционные занятия проводятся в подгрупповой или групповой форме.
Подгрупповая психокоррекционная работа
Программа работы психолога в этой форме составляется следующим образом:
ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
С группой №