Предмет религиоведения 18 страница

("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов

широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура",

который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских бо-

гословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн.

Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ,

в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская,

маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части

мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка.

Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции,

Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се-

верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас-

пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке

и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в

Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа-

фаритского толка.

В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке,

Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганиста-

не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане

Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана.

Ислам и современность   Современное западное. исламоведение

    стремится рассматривать исламские страны

как единое целое, в основе которого лежит общность религии.

Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман-

ской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют

спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям

ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрож-

дение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической,

духовной жизни восточных народов объясняется следующими

причинами:

1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значитель-

но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала

своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя

активную роль в современном мире.

2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособ-

ность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, прояв-

 

166

 

 

ляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на,

длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость свя-

зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо-

венства, мешающей оперативному и своевременному решению

назревших проблем.

3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые

понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея-

тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и

социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре-

деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со-

вокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни,

всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.

4. Простота и доступность этой религии. Простота ислама прояв-

ляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других

религиях. Доступность мусульманской религии исследователи объяс-

няют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не за-

пятнал себя колониальной политикой и т.д. По их мнению, в силу

этих причин ислам широко распространился в последнее время в

Африке и других местах.

5. Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к

мировому господству. Именно этими свойствами мусульманской

религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных на-

родов против колониализма за свое национальное освобождение.

6. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских те-

ологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним пос-

ланником Бога на земле и принес человечеству окончательную истину.

Это свидетельствует об исключительности мусульман как избранного

народа и особом положении ислама сравнительно с другими религиями.

7. Аутентичность ислама личности мусульманина. Аутентичность,

по мнению западных исламоведов, - это полное выражение мусуль-

манской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одина-

ковы. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую

общность - "умму". Поэтому мусульмане независимо от страны, в ко-

торой они проживают, тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда

различные панисламистские. концепции, пропагандирующие

объединение всех мусульман мира в единое государство.

Оценивая современную ситуацию и процессы в исламе, следует

учитывать, что обретение мусульманскими народами независимости

поставило перед ними принципиально новые проблемы, связанные с

выбором путей социально-экономического и политического развития.

В исламском мире появились многочисленные концепции так назы-

ваемого "третьего пути". Апеллируя к традиции и практике ран-

неисламской государственности, общественные деятели светской и

духовной ориентации выдвигают тезис об "исламском пути" развития

как единственно приемлемом для стран распространения третьей

 

167

 

мировой религии. На его основе создаются разнообразные концепции

"исламского государства", "исламской экономики", "исламского

социализма" и т. д., которые в целом представляют собой мо-

дернизацию политических и социально-экономических доктрин

классического ислама с учетом специфики конкретных стран.

Концепции "исламского государства", получившие распростра-

нение в конце 70-х годов, подразумевают воплощение в современных

условиях традиционной исламской модели политической организации

общества, в рамках которой в разной степени сочетается светская и

религиозная власть. Эти теории предполагают практическую

реализацию государственно-правовых норм ислама.

Эволюция исламской теории хозяйственного развития выразилась

в создании концепции "исламской экономики", провозглашающей в

качестве условия "нового экономического порядка" осуществление

зафиксированных в Коране принципов социальной справедливости,

обеспечение защиты интересов собственников и государства в целом,

признание роли государства как важного фактора в регулировании хо-

зяйственной жизни. Теоретики "исламской экономики" считают, что

установлению социальной справедливости способствуют такие

исламские нормы, как закят, садака (добровольная милостыня), за-

прещение ростовщичества, осуждение чрезмерного накопительства.

Конкретно эти идеи воплотились в создании исламских беспроцентных

банков и страховых компаний, в программах образования "мусульман-

ского общего рынка", "исламской валютной зоны". Отдельные поло-

жения теории "исламской экономики" находят отражение в

законодательствах Ирана, Ливии и других стран.

Идеи и лозунги "исламского социализма", разрабатывавшиеся

наиболее активно в 50 - 70-е годы, являлись компонентом

политических движении различной социальной направленности. "Ис-

ламский социализм" предполагает синтез традиционных исламских

постулатов и демократических принципов Запада, основывается на

положении о том, что социалистические идеалы заложены в Коране

и осуществлялись на практике еще во времена пророка Мухаммеда

и его преемников.

Современное состояние религиозной активности в мусульманском

мире отражает преемственность идей панисламизма колониальных

времен с движением "исламской солидарности". Концепция "ислам-

ской солидарности" как наиболее гибкая форма осуществления идей

межгосударственного единства на религиозной основе обрела свое

практическое воплощение в деятельности мусульманских международ-

ных организаций. Первая организация такого типа - "Всемирный

исламский конгресс" - возникла в 1926 г. В настоящее время

значительным влиянием обладают сформированная в 1962 г. "Лига

исламского мира" и наиболее представительное международное

 

168

 

 

объединение на правительственном уровне - "Организация исламской

конференции" (основана в 1969 г.).

Модернизм является характерной чертой современного ислама. Во

всех направлениях ислама в догматике, социальной доктрине, культе,

шариате происходит "очищение" от различного рода архаичных эле-

ментов, чрезмерных ограничении и излишних запретов.

К модернистам относятся сторонники эволюции ислама путем его

реформ, "обновления", переосмысления Корана и Сунны, предписаний

шариата и фикха. Модернисты выступают за примирение науки и

религии, смелое использование достижений науки и техники. Усиление

модернистских тенденций наблюдается в. странах, ставших на само-

стоятельный путь развития, от них не отстают и многие мусульманские

теологи в нашей стране. Современные модернисты преподносят Коран

как кладезь науки, квинтэссенцию мудрости и знания, утверждают,

что в нем можно найти указания и на то, что было открыто наукой,

и на то, что предстоит открыть ей в дальнейшем. Модернисты ут-

верждают, что достижения в области науки и техники представляют

собой проявление мудрости Аллаха и подтверждают истинность Ко-

рана.

Традиционализм - другая тенденция в современном исламе, К

защитникам традиционализма (по-другому их называют ортодоксами)

относятся, как правило, приверженцы средневекового ортодоксального

ислама. Они упорно отстаивают неприкосновенность всех взглядов,

обрядов и догм в их первозданном виде, не признают нововведении,

осуждают приспособление к духу времени.

Еще одной тенденцией в современном исламе является возрожден-

чество, или исламский фундаментализм. Сторонники этого направ-

ления провозглашают в качестве цели восстановление в современной

жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе

- равенства и справедливости. Они предлагают очистить ислам от поз-

днейших наслоений, восстановить его в первозданной чистоте.

Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в

ваххабизме, основателем которого является Мухаммед Ибн Абд аль-

Ваххаб (1703- 1787). В основе его религиозной доктрины лежит

мысль о необходимости возврата к "Истинной вере" и признание ав-

торитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание уделя-

ется очищению ислама от несвойственных Корану наслоений, самым

страшным из которых считалось отступление от принципов едино-

божия. Ваххабиты непримиримо относились к идолопоклонству,

анимизму, культу святых, объявили серьезным нарушением не только

паломничество к мазарам (гробницам святых), но и само упоминание

имени пророка, святого или ангела во время молитвы, запретили взы-

вать о помощи, просить заступничества у кого-либо, кроме Аллаха,

считали греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех ме-

стах, которые связаны с его жизнью. Эта доктрина еще при жизни

 

169

 

 

основателя была использована феодальными правителями г. Недджа

в качестве идейного знамени мощного движения, приведшего к

объединению арабов и образованию Саудовского государства.

Ислам в нашей стране    Районы традиционного распространения исла-

   ма в нашей стране охватывают значительную

территорию - Среднюю Азию, Казахстан, Северный Кавказ, Повол-

жье, Урал, часть центра. В нашей стране проживает более 47 млн.

представителей восточных народов. В регионах распространения исла-

ма тесно переплелись религиозное и национальное, значительная часть

неверующих людей исполняет религиозные требования, считая их

своими национальными традициями.

Мусульманское духовенство стремится внести в религиозную иде-

ологию и культ необходимые изменения, "согласовать" религиозные

догматы с требованиями сегодняшнего дня. В модернизации ислама

в нашей стране наблюдаются две линии:

1. Отказ от наиболее архаичных требований. Мусульманское ду-

ховенство освобождает верующих от целого ряда обязанностей, уза-

коненных исламом: от принесения обязательной жертвы в праздник

курбан-байрам, от соблюдения поста уразы людьми, для которых это

затруднительно в силу ряда обстоятельств, и т.д.

2. Сближение ислама с наукой, акцент на общечеловеческих нрав-

ственных ценностях. В настоящее время мусульманское духовенство

особенно акцентирует внимание верующих на положительном нрав-

ственном значении ислама, утверждая, что мусульманская религия бо-

рется за сохранение мира и дружбы между народами, за взаимную

поддержку людей, предупреждает человека от аморальных поступков.

Проповедуются учение ислама о братстве всех мусульман, запрещение

Кораном воровства, употребления вина, прелюбодеяния и т. д. Анализ

проповеднической деятельности мусульманского духовенства за пос-

ледние'годы показывает, что служители ислама подчеркивают мысль,

что религия - единственное средство воспитания, сохранения лучших

нравственных качеств человека; В конце 80-х годов в регионах

традиционного распространения ислама в нашей стране появились сто-

ронники фундаментализма.

В настоящее время созданы благоприятные условия для реализации

принципа свободы совести и нормальной деятельности мусульманских

организаций. Новые реальности общественной, политической и духов-

ной жизни общества оказали большое влияние и на ислам. Растет

число мечетей, расширяется сеть мусульманских школ, медресе, ака-

демий, институтов, увеличивается число изданий. Активизируется де-

ятельность мусульманских организаций в различных сферах

общественной жизни, создаются исламские партии и т. д.

170

 

 

Глава XI

СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТЫ

"Нетрадиционные культы", "религии Нового века", "внекон-

фессиональные, неканонические верования", "альтернативные куль-

ты", "молодежные религии" - так обозначают ряд религиозных

явлений, получивших распространение в Европе и США в 60-70-е

годы XX в. Эти годы характеризуются кризисом традиционных,

исторически сложившихся форм религиозного сознания, и прежде всего

христианства, являвшегося существенным элементом западноевропей-

ской и американской систем ценностей. Органически вписанные в

социальные структуры, традиционные религии оказались "ответствен-

ными" за социальные недуги. Разочарование в официальных ценно-

стях потребительского, технократического общества, чувство

одиночества, бесцельность жизни - все это явилось социально-психо-

логическим фактором поиска новой системы ценностей, новой "науки

жизни". Лидеры новых движений чутко реагировали на перепады в

общественных настроениях, резко обличали пороки "греховного" мира,

рекламировали себя в качестве уникальных спасителей, глашатаев вы-

сшей мудрости и морали.

Последователями "нетрадиционных культов" была преимуществен-

но молодежь из среднего класса, образованная, материально обеспе-

ченная, но с нарушенными социальными связями. Кроме

разочаровавшихся участников различных форм социального протеста,

"нетрадиционные культы" становятся прибежищем для людей,

выбитых из привычной жизненной колеи. В религиях "Нового века"

их манила твердая организация, жесткие нравственные и поведен-

ческие правила жизни, авторитаризм лидера, претендующего на роль

духовного пастыря.

Особенности    Новые "нетрадиционные культы" представля-

и классификация ют специфический тип религиозной

"нетрадиционных культов"       организации. В них, как правило, отсутствует строго разработанная вероучительная систе-

ма; структура этих организаций нередко иерархическая, с жестким

авторитаризмом харизматического лидера, для них характерна

оппозиционность к официальным ценностям и идеалам и к отстаива-

ющим их церковным организациям, в них сильно развито "мы-чув-

ство". Культ в этих новых общинах предпочтительно коллективный,

используется "техника" психологического манипулирования, психоте-

рапия, особенное внимание уделяется прозелитам, их адаптированию

в группе. Организации религий "Нового века" действуют как мощные

межнациональные корпорации, занимаются крупным бизнесом, имеют

 

171

 

филиалы во многих странах мира. Все многообразие культов можно

условно разделить на пять групп.

1. Неоориенталистские культы: "Общество Сознания Кришны",

"Тихоокеанский дзен-буддийский центр", "Миссия Божественного све-

та" Махарай Джи, "Трансцендентальная медитация" и др.

Неоориенталистские культы ведут родословную с Востока, чаще

всего модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.

Неоиндуистские и необуддистские учения предлагают мистический

путь освобождения (мокша) - пробуждение в человеке имманентного

божественного начала. Все существующее иллюзорно, за ним скрыта

истинная божественная природа, которая гармонична и справедлива.

Задача состоит в том, чтобы, используя различные способы медитации,

слиться с этой подлинной природой. Процесс медитации (размыш-

ление, созерцание, внутреннее сосредоточение, отрешение от окружа-

ющей природы) включает произнесение мантр - специальных слов

или сочетаний звуков, которым придается мистический смысл. Веро-

учительные особенности отходят на задний план, на передний высту-

пает следование истинному пути, личный опыт, конкретный авторитет

гуру, свами.

2. Неохристианские объединения - это "Церковь Унификации",

"Дети Бога", "Церковь Тела Христова" и др. Для этих культов ха-

рактерен синкретизм христианской идеологии с элементами восточных

религий, акцентирование эсхатологии и мессианства, наделение руко-

водителя статусом посланника Бога, сообщающего новое откровение,

высшие нравственные предписания.

3. Сайентологическое направление образуют "Церковь сайенто-

логии", "космические религии", например "Общество Аэтариус", про-

поведующие связь Земли и высших космических сил, "космического

разума". В этих культах различным физическим приборам приписы-

вается мистическое значение, утверждается возможность регистрации

или даже измерения воздействия на физическую, биологическую

природу неких неизвестных и таинственных высших реальностей и

факторов. Мистически трактуются неисследованные явления психики

и окружающей природы.

4. Новая магия, спиритизм. Наряду с сохранившимися

традиционными колдунами, шаманами, гадателями все больший ав-

торитет получают новые магические учения и институты, соединя-

ющие воззрения и практики восточных и западных, древних и

современных традиций, а также спонтанное творчество новых колду-

нов и гадателей. К таким течениям можно отнести, например, учение

Карлоса Кастанеды, основанное на мифологии мексиканских индейцев.

Значительное распространение получили спиритические движения, на-

чавшиеся еще в прошлом веке в Европе и Северной Америке,

практикующие общение с душами умерших.

5. "Сатанинские" группы. Сатанизм пришел из древнего Ирака,

 

172

 

 

его заветы содержатся в Синей книге. Сатанинские культы воз-

величивают зло и насилие, проповедуют общение с мистическими

источниками зла - демонами, сатаной и др. "Церковь Сатаны",

например, провозглашает себя сознательным носителем зла и

антиподом христианства.

Между первыми четырьмя группами культов нет четких границ,

деление весьма условно. Так, "Трансцендентальную медитацию",

учение Махариши Махеша Йога можно отнести и к сайентологическим

культам. "Церковь сайентологии" Хаббарда восприняла некоторые

идеи буддизма, в частности достижение состояния внутреннего покоя

и безмятежности (нирвана). Неохристианские культы используют

медитацию, заимствованную из восточных систем, магию. В то же вре-

мя неоориенталистские учения свой понятийный аппарат зачастую

черпают из христианской и светской западной философии. В целом

это синтетические, синкретичные, эклектичные культы.

Обращает на себя внимание экстравагантность внешнего вида и

культовой практики последователей многих "религий XX века", в них

на первый план выдвигается эмоционально-психологическая сторона

культа.

Обратим внимание на особенности "Церкви Унификации" Сен Мен

Муна (р. 1920), или "Ассоциации Святого Духа для Единения

Всемирного христианства", и "Международного общества Сознания

Кришны".

"Церковь Унификации"         Основана в 1954 г. Согласно учению Муна,

        существует единый Бог, отец всех наций,

извещающий о себе в иудаизме, христианстве, исламе, буддизме и

других религиях мира. Теперь настало время осознать живого Бога

вне границ традиционных религий.

Человеческая история складывается из трех периодов: "век Ветхого

Завета", "век Нового Завета", "век Завершенного Завета". Каждому

веку Бог сообщает "истину" в определенном объеме, учитывая духов-

ный уровень людей, используя различных мессий и пророков. Истина,

предназначенная для первого и второго периодов, содержится в

Библии. В 1960 г. начался последний период - "век Завершенного За-

вета". Мун объявил свой труд "Божественный принцип" существенным

дополнением Откровения, а себя - подлинным мессией третьего

периода, который борется с силами сатаны, несет послание истинной

любви и единения. Расизм, войны, бедность и всяческое зло в конеч-

ном счете являются результатом грехов в человеческом сердце. По-

этому социальной революции должна предшествовать духовная

революция внутри каждого человека. Мун ставит задачу - объединить

мир в одну семью, отличающуюся высокой нравственностью, любовью

и настоящей верой.

Его церковь во всем мире функционирует как "семья". В ней отсут-

 

173

 

 

ствуют формальные каноны ж обряды, главное, по учению Муна, -

составляющие ее люди, заботящиеся о других людях. Муниты жер-

твуют религиозной общине деньги, имущество. Личность реализуется

в группе, где полностью осуществляются регуляция и ориентация

практической деятельности человека. В этом суть "нового рождения".

Мун считает, что "обновление" человечества, практическое осу-

ществление идеала единого мира под Богом требуют построения

инфраструктуры нового мира, объединяющей все сферы человеческой

деятельности. Строительство инфраструктуры охватывает бизнес в

области средств массовой информации, промышленности, научных и

технических исследований, гуманитарных начинаний и искусств.

Идеология "Божественности" является сильной мотивацией круп-

ного бизнеса. Сам Мун основал газеты и журналы, кораблестроитель-

ные компании, рыболовецкий флот, фармацевтические фирмы,

госпитали и т. д. "Церковь Унификации" представлена более чем в

130 странах мира.

"Международное общество Основатель этого общества - индийский про-

Сознания Кришны"        поведник Абхай Чарин Де (1896 - 1977), по-

(исккон)                лучивший ритуальное имя Бхактиведанта

                                                  Свами Прабхупада, изложил свое учение в

книге "Бхагават-гита как она есть" и других работах.

Согласно учению Прабхунады, существует единственный абсолют-

ный Бог - Кришна, который выступает в трех аспектах: Бхагаван,

Брахман, Параматма. Бхагаван - это аспект Бога как Верховной

личности, обладающей непостижимыми качествами, всем богатством,

могуществом, славой, красотой. Брахман - имперсональный аспект,

всепроникающая абсолютная истина, непостижимая, бескачественная

сила, излучение трансцендентального тела Личности Бога. В Парматме

выражается Верховная Душа, которая находится в сердце каждого

живого существа наряду с индивидуальной душой - дживой. Бог вечен

и несотворим, имеет множество аспектов, обладает двумя видами

энергии - высшей (духовной) и низшей (материальной), творящей

мир и все живые существа. У Бога множество имен соответственно

множеству его действий. Главное его имя - Кришна ("Всепривлека-

ющий"). Он изображается как прекрасный юноша с темной кожей.

Остальные боги (как ведической литературы, так и других

религиозных систем) мыслятся как аватары (воплощения) Кришны

или полубоги. Например, Иисус Христос рассматривается как одна из

инкарнаций Кришны. Кришна пребывает в своем жилище в транс-

цендентальном мире на планете Кришналока, где наслаждается

лилами (играми, удовольствиями). В то же время, благодаря своим

энергиям, он находится в каждой точке мироздания.

Человек, согласно кришнаизму, характеризуется дуализмом души

и тела. Индивидуальная душа (джива, атма) - частица Верховной

 

174

 

 

Души (Параматма, Брахман). Полем деятельности для дживы является

тело, которое душа получает согласно своим желаниям. Злоупотребив

своей свободой, джива попадает в материальный мир, где находится

под властью трех гун (состояний, модусов, привязанностей) - неве-

жества, страсти, благости. В материальном мире джива забывает о

своей божественной сущности и отдается во власть кармы, т. е.

причинно-следственной связи. Обретая человеческую форму, джива

имеет шанс освободиться от сансары, возвратиться назад к Богу. Осво-

бождение дживы от материального мира возможно лишь на пути

развития в себе Сознания Кришны.

В материальном мире существуют три уровня планет. Высший уро-

вень заселен полубогами, теми, чья джива находится в модусе бла-

гости, добродетели. Сюда относятся кришнаиты, брахманы, ученые,

философы, коровы. Средний уровень - в том числе Земля - включает

тела, джива которых в модусе страсти. Страсть - это стремление к

почету, семье, дому. Человек здесь вынужден тяжко трудиться. На

планетах низшего уровня находятся дживы в модусе невежества (ле-

ность, безумие), за что получают тела животных.

Материальный мир может стать духовным, сохраняя свои ма-

териальные характеристики. Духовное - это все, что связано с

Кришной. Материальные ценности превращаются в духовные путем

использования их в служении Кришне, т. е. отдавая большую часть

дохода обществу Сознания Кришны. Освободиться от материального

мира, полного страданий, развить в себе Сознание Кришны может

каждый, даже человек из касты неприкасаемых (чандал), если он бу-

дет со всей преданностью служить Кришне.

Кришнаиты называют себя вайшнавами, т. е. преданными Богу, а

свое учение не религией, а ортопрактикой, наукой самореализации

(развития в себе Сознания Кришны) на основе бхакти-йоги. В бхакти-

йоге отношение с божеством окрашено в эротическую символику: это

Любовь, непрекращающееся стремление к Богу. Вечно юный, прек-

расный физически Бог кришнаитов почитается ими как пуруша, муж-

ское начало. А сами вайшнавы, слуги Кришны, рассматривают себя

как женское начало, пракрити.

Цель культовой практики кришнаитов - выработать установку

смотреть на мир глазами, "смазанными любовью к Кришне". Любовь

к Кришне в наивысшей степени проявляется в достижении религиозно-

го экстаза через медитацию, коллективную и индивидуальную.

Индивидуальная медитация (джапа) и коллективная (киртан) - сов-




double arrow
Сейчас читают про: