Колокольня Флорентийского собора

Конспект 2

Тема: Искусство Проторенессанса в Италии (XIII-XIV в.)

На протяжении всей эпохи Возрождения Италия была раздроблена на самостоятельные княжества и города-государства, которые соперничали между собой. Непременным было соперничество в искусстве.

Первые ростки будущего Возрождения появились в конце XII – начале XIV  в. В двух итальянских городах – Флоренции и Сиене. Они расположены в области Италии – Тоскане. Это очень красивая местность: рельеф её составляют холмы, плавно уходящие к горизонту, климат мягкий, а цветовые сочетания пейзажа гармоничны.

Флоренция.

Известнейшим художником Флоренции стал Джотто ди Бондоне. Его знали не только во Флоренции и Риме, но и на севере Италии, в городе Падуя. Здесь в 1302 г. На месте арены античного амфитеатра была построена богачом Энрико дельи Скровеньи семейная капелла. Скоровеньи предложи расписать её Джотто. Роспись получилась такой, что римский папа пообещал индульгенцию каждому, кто просто посетит капеллу дель Арена (второе название) и увидит роспись.

1.    Капелла дель Арена

Представляет собой небольшое вытянутое помещение, перекрытое цилиндрическим сводом. Джотто написал на стенах орнаментальные пояса. Получился каркас, в который он вписал сюжетные композиции.

Сюжет: в них разворачивается повествование о жизни Хриса. Оно начинается издалека, с предыстории рождения Девы Марии. Её будуши еродители, Иоаким и Анна, прожив долгую жизнь, не имели детей. Бездетность – знак немилости Бога. Поэтому Иоаким был изгнан их храма.

Особенности живописной системы Джотто:

1. Намеренно избегает реалистичности, слишком правдоподобных эффектов.

2. Ясно обозначал роль каждой фигуры, заставлял «её говорить без слов»

3. Композиции рассчитаны на зрителя, которые смотрят из далека и не различают лиц.

4. Для него важно как двигаются фигуры, как обрисовывают это движение складки одежд.

5. Каждая композиция, это формула того или иного события.

Описание сюжетных композиций капеллы дель Арена:

Воскрешение Лазаря»

   

                        2                                                                   3

Художник определяет место Христа и Лазаря, выделяет их как главных персонажей.  Христос везде движется или смотрит в право. Это идея пути всего цикла. Выделяет фигуры на фоне неба интервалами. Темно – синее окружение подчеркивает благословляющую руку Христа. Лазарь еще не прочно стоит на ногах, Джотто заслоняет спиной нагнувшегося человека. Изумление присутствующих выражено взглядами и жестами.

Христос отправился с проповедями за реку Иордан. В это время в Вифании, селении неподалеку от Иерусалима, от болезни умер Лазарь. Когда Христос пришел в Вифанию, Лазарь четыре дня находился во гробе. Гроб находился в пещере и вход был завален камнем. Христос велел отвалить камень, и громким голосом сказал: «Лазарь! Выходи!» «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами».

Вход в Иерусалим»

Изображены две группы персонажей – ученики Христа и жители Иерусалима, высыпавшие на встречу, - соединены линией шеи и поднятой ногой ослицы. Ослица здесь – ключевая фигура. Когда между группами людей тянется эта покорная шея, они уравновешиваются.

 

Поцелуй Иуды»

    

                                    4                                                                  5

Одна из самых известных композиций. Художник противопоставляет два профиля – классически ясного Христа и некрасивого, обезьяноподобного Иуду. Джотто показывает не сам лицемерный поцелуй, а секунду, предшествующую ему. У предателя есть время одуматься. Центральная роль отведена огромному желтому пятну плаща иуды. Жёлтый здесь – цвет неверности, предательства.

Но Джотто был не только живописцем. Считается, что по его рисункам была построена

Колокольня Флорентийского собора.

Она отличается стремительным движением вверх и изяществом: по мере подьема конструкция облегчается и усложняется декор. Стены снаружи покрыты мрамором и каменной резьбой.

Сиена.

Красоту сиенци искали в утонченных проявлениях феодальной придворной культуры. Образцом в этом для них была Франция. Под впечатлением от французской поэзии и французских миниатюр образ Девы Марии сближался с образом возлюбленной рыцаря – Прекрасной Дамы. Сиенцы ценили живопись не за подражание натуре. Главное для них было наслаждение изяществом облика Мадонны, красотой и виртуозностью линий, звучностью и сложностью цветовых сочетаний. Сиенских художником можно сравнить с ювелирами, украшающими поверхности утонченными стилизованными фигурами.

Первый из известных художников Сиены – Дуччо.

6. «Маэста» (изображение Богоматери во славе, восседающей с младенцем на руках на троне в окружении ангелов и святых)

для алтаря сиенского собора. «Маэста» была двусторонним алтарным образом. На обороте помещены композиции из жизни Христа. Краски переливались и сверкали как окна витража.

Дуччо выплатили за работу три тысячи золотых флоринтов – самую крупную сумму, полученную к этому времени кем-либо из художников. Никогда прежде появление на спет произведения искусства не отмечалось таким торжеством. Подпись художника на подножке трона Мадонны: «Пресвятая Маиерь Божия, дай мир Сиене и жизнь Дуччо, так тебя написавшему».

Ученик Дуччо, мастер Симоне Мартини. Прославил Сиену как главный художественный центр и на время подчинил её влиянию искусство всей Европы. Он работал по заказу королей, кардиналов и римского папы. Он стал первым художником, возведенным в рыцарское достоинство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: