Глава 4. Историческое значение деятельности Антония и Клеопатры

Антоний

По истечению дней существования Римской республики были наполненными бурных событий и являлись драматическим периодом в мировой истории. В это время многие важные лица повлияли на судьбу самой сильнейшей империи. Такой фигурой был и Марк Антоний. Он был генералом, политиком, консулом, триумвиром и т.д. Его можно назвать человеком склонным ко многим способностям, а также влиятельного лица того времени. Марк был непосредственным звеном в механизме падения республики.

Так, в 43 г. до н.э. он же с Октавианом (который являлся племянником Цезаря и по совместимости названный Цезарем наследник), и ЭмилиемЛепидом ввели раскол между провинциями Рима и приняли диктатуру в составе 3 человек для руководства Римом. Эта связь известна как второй триумвират и его установление способствовало концу Римской республики и формированию из нее самодержавной империи. Доля Антония состояла из Египта. Из-за чего он звал египетскую царицу – Клеопатру для расспросов о ее преданности. Что затем спровоцировало начало любовной истории. Антоний помог ей восстановить Птолемеевское владычество, за что Клеопатра предоставила ему войско и деньги. Таким образом, он создал Александрию своим штабом, а Клеопатру признали королеву королей, провозгласив своих их совместных детей на королевские титулы.

Тем временем в Риме мы наблюдаем изменение в форме правления. Император стал вершиной власти. Старые республиканские строения остались, но вот сенат утерял право инициативного установления решений, а выборы должностных лиц стали организовывать исходя из желания императора. Так, из-за нестыковки между очертанием той формы и новым средствами управления родилось любопытное явление: социальное лицемерие. Оно провоцировало страдания, которому подвергались и подвергаются многие общества. Примером этого может служить, император, у которого присутствует абсолютная власть, и который именует себя «принцепсом», первым среди равных, и побуждает своих подданных стремиться, к примеру героев республиканских времен, хотя многие уже знают, что этот период в прошлом.

 Так, если вернуться во времена диктатуры Цезаря, то мы видим, что Антоний утвердил «закон о восстановлении прав детей проскрибированных и возвращении лиц, осужденных по закону Помпея от 52 г»[30]. После получения должности консула в 44 г., Марк «организовал в честь Цезаря постановления: о переименовании месяца квинтилия в июль и о посвящении Цезарю пятого дня Римских игр.»[31]

Связь с Клеопатрой и женитьба на ней отпугнули от Марка и его родных товарищей. Римский народ решили, что такой поступок недопустимо для римского гражданина. Тогда организовалась война между Антонием и Октавианом, которая повлекла за собой поражение Марка в морском сражении при мысе Акциум, последствием которого стал захват Египета вторым. Антоний и Клеопатра распрощались с жизнью посредством самоубийства, а Египет последним из всех государств Восточного Средиземноморья был присоединен к Риму.[32]

Антоний стал врагом, а все упоминания о нем исчезали: «его имя начали стирать из посвятительных и даже официальных надписей (в частности, из консульских фаст), все следы сделанных ранее почестей уничтожались, заложенный Клеопатрой храм в честь Антония после завершения перепосвятили Октавиану. Имя Антония ни разу не упоминалось в декрете о новых почестях Октавиану по случаю самоубийства Марка. День его рождения стал считаться официально проклятым, а всем мужчинам из рода Антониев законодательно запретили носить преномен - личное (первое) имя - Марк»[33]. О мнении и отношений римлян к проигрышу Антония изучено и найдено мало, но, история Макробием в «Сатурналиях» говорит нам о их решимости хоть к какому финалу кампании 31 года до н. э. Исходя из его слов, после битвы при Акции люди, которые хотели показать свое повиновение перед победителем и искавшие надежду на богатое вознаграждение, готовились к дарению ему птиц, излагая заученные похвалы в честь Октавиана. Но, оказалось, что один из дарителей заранее подготовил и другую птицу - вместо «Да здравствует Цезарь, победитель, император!» она повторяла «Да здравствует победитель император Антоний!»[34]

Таким образом, завершилась история одного из самых претенциозных деятелей Рима, который сумел возвыситься из низа к вершине политической власти, показав свою военную доблесть. Антоний служил духом Римской республики.

Клеопатра

В то время, когда два государства: Рим и Египет были в войнах между собой, Клеопатра создала свою собственную власть, сбалансировала свое государство, предоставила воздействие на политику того времени. Кроме этого, она командовала морским флотом при Акциуме и оказывала влияние на то, как руководствуются западные империи. Помимо этого, египетская царица воодушевляла искусство и культуру даже спустя многих веков.

Так, как нам известно, царица отличалась от своих предшественников, которые были вскоре забыты, тем, что несмотря на поражение, она оставила свой отпечаток в истории. Вот что говорит об этом английский историк Вильям Тарн: «О ней было много написано, но всё это не даёт реального представления о женщине, которая, несмотря на её преступления и недостатки, всё-таки была настолько крупной фигурой, чтобы внушать страх Риму, и которая, обладая бесстрашием и честолюбием, имела что-то в характере, напоминающее Александра. О Клеопатре ходили пророчества, что она сокрушит Рим, восстановит его вновь и откроет золотой век, когда долгая борьба между Европой и Азией закончится их примирением и царством справедливости и любви. Она стремилась стать императрицей римского мира; если бы Цезарь продолжал жить, может быть, она и стала бы ею, но он умер, и она была вынуждена довольствоваться Антонием, как лучшим после него. Она, в конце концов, добилась того, что он решил поддержать её смелый план - попытаться завоевать Рим силами самих римлян, но было уже слишком поздно»[35]

Если говорить о Клеопатре, то следует акцентировать внимание на том, что основная политическая власть была сосредоточена именно в ее руках. Она обладала преимуществом во всех 3 своих соприседаниях, из-за чего ее можно назвать последним энергичным фараоном в Египте. Главенство Птолемеев завершилось со смертью царицы и с образованием Римской империи в Египте, которое стало после сражения в 31 г. до н.э.

Она преуспела в отношениях с выдающимися римскими политиками и генералами, как Юлий Цезарь и Марк Антоний, оказывая им необходимую помощь в реализации их амбиций. Также, по совместительству, она недругом Октавиану, который затем станет римским императором Августом. Клеопатра оказала главную роль в призывном противостоянии Августа к Антонию, что способствовало стремлению к его правлению. Он был убежден, что римская история должна быть записана таким образом, чтобы подтвердить это право. Из-за чего царицу лишили какого-либо политического воздействия, и ее место принизили до ее союза с Цезарем и Антонием. Римляне говорили о ней, как о безнравственной заграничной женщине, которая соблазняла римских мужчин. Но несмотря на это она сыграла не последнюю роль в влиянии на политику Рима. [36]

Она известна нам по распространению идеи преклонения к правителю, оказывая воздействие на Рим и другие западные империи. Об этом нам говорят события, когда она убедила самых сильных и влиятельных генералов Юлия и Марка руководить как своих оппонентов в облике египетского и греческого богов Диониса-Исида. Так, на фестивале в Луперкалии, за месяц до смерти Цезаря, когда Клеопатра была в Риме, Антоний попытался наделить Цезаря царской диадемой, но последний отказался. Вероятнее всего, это было разыграно, для получения информации о настроениях римлян к установлению в правлении эллинистического стиля. После победы над Арменией в 34 г. до н.э. Антоний провел парад победы римского стиля в Александрии, одетый как Дионис и едущий в город на колеснице, чтобы представить королевских заключенных Клеопатре, которая сидела на золотом троне.[37] Девочки-близнецы Антония и Клеопатры были названы Гелиосом (Солнце) и Селеной (Луна) что означало, что союз их включает разработку планов на дальнейший период.Как мы можем судить, то, скорее всего, эта идея находит свое отражение у Оставиана, сразу после его становления, как первого императора Рима, утвердивший место Августа (Величественный).

Несмотря на то, то по официальным данным противостояние было с Антонием, а не с Клеопатрой, все статуи их были низведены по велению Октавиана. Скульптуры же Клеопатры остались,по причине того, что один из ее друзей Архибий даровал победителю две тысячи талантов, чтобы их неуничтожали.[38]Даже для последующего поколения она сохранилась, как царица, и в одной из розеттских надписей говорится «Клеопатреон» - святилище, построенное в ее честь. Скульптура Клеопатры в храме Венеры-Прародительницы в Риме продлила свое существование еще до III веке н.э. Рассказывают, что другая влиятельная императрица, Зиновия, управлявшая в Пальмире в 269 - 273 годах н.э. боролась за свои корни от Клеопатры.[39] Даже, если это было не правдиво, то о могуществе власти Клеопатры говорит сам рассказ. Такой историк как АммианМарцелин (330 - 395 гг. до н.э.) повествует, что «египтяне и в его время чтили память Клеопатры, причем это достигало карикатурных форм.» Так и в VII веке н.э. епископ Иоанн Никийский говорил, «что ни одна из женщин-правительниц не может сравниться с Клеопатрой. Множество замечательных памятников Александрии, включая дворец и Фаросский маяк, стали считаться ее созданиями. Из всех преемников Александра Великого одна Клеопатра, подобно ему самому, стала легендой.»[40]

Как мы можем судить из источников, Клеопатра была представительницей эллиническойаристократии, и она была первой, кто разучил язык Египта. Наверное, царица спасла свою страну от ее формирования в провинцию разрастающегося Рима. Ее смерть означает конец эллинистического периода правления Птолемеев и начало римской эпохи в восточной части Средиземного моря.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Планы Клеопатры, которых она хотела посредством Антония и Цезаря достичь в создании цельной державы, благодаря слиянию Рима и Египта, были разрушены. Ее связь послужила средством внешней политики, которая дала Клеопатре смело держаться на плаву, и, конечно, отодвину на самый дальний срок падение периода эллинизма в Египте. Она умело совмещала внешнюю нейтральность с выдающимися деятелями Рима, рассчитывая также на поддержку и защиту своих политических идей, стремилась сделать Египет его сотрудником, а не объектом распространения Рима, желала, с Цезарем и Антонием,участвовать в их восточных планах. Ее характер и натура оставили своего рода след на проекты и идеи выдающихся деятелей. Но как раз-таки эти авантюристические действия, стали поводом к краху Клеопатры. Она рискнула стать соправительницей Римской державы, организовать Средиземноморье по-эллинистически. Но, несмотря на это, в истории эллинизм уже был на пике своего падания, а Клеопатра никак не могла этому воспрепятствовать.

В один момент, потеряв престол, она снова пришла к нему, подняла империю и вновь его лишилась. Став на престол в восемнадцать, получив обожествление с рождения, еще при жизни считалась олицетворением женственности и зависти, стала центром создания легенд и интриг. В пиковой славе она управляла всем восточным Средиземноморьем. Можно казать, что в своих руках она держала будущность всего западного мира. Она, также, определяла свое предначертание в том, чтобы «досыта кормить народ»[41] Отчего она носила титул Владычицы Изобилия; она твердо преграждала путь к голоду, не пуская его к своим подданным. Как мы видим, в обращениях к Клеопатре египтяне говорили о ее мудрости, великодушию и справедливости. Для них она была успокоением и опорой. Они обращались к царице по любым притеснениям.

Если говорить о ситуации после смерти Цезаря, Антоний сумел использовать год своего консулата для создания себе прочной опоры, набрав ветеранов из легионов Цезаря. В то же время отношения с сенатом, всем центром политической власти, оставались очень напряженными, и никакие меры, принятые Антонием, не имели нужного воздействия. К моменту битвы при Филиппах Антоний был наиболее крупным военным лидером цезарианцев, которому полностью принадлежала честь разгрома последней армии Римской республики, и в тоже время человеком, не имеющим серьезного политической влияния. Вне армии у него не было влиятельной группировки сторонников, он не имел прочных связей в кругах нобилитета, и с определенного момента он понял бесперспективность достигнуть компромисса с сенатом и уделил все свое внимание укреплению своих позиций как военного лидера. Действия Антония говорят в пользу того, что он намеревался идти, по пути Суллы, чем по пути Цезаря: одержав победу над армиями убийц Цезаря наказать врагов – и восстановить традиционную государственную систему с сохранением своего неформального лидерства в государстве.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврелий Виктор. О знаменитых людях. М: РОССПЭН. 1997 - 179-224 с.

2. Арриан. Поход Александра.МИФ. 1993-456 с.

3. Грант М. Клеопатра: последняя из Птолемеев. М: Центрполиграф. 2004-130 с.

4. Государство Птолемеев. Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956 -900 с.

5. Кассий Дион. Римская история. кн. XLII. / пер. А. В. Махлаюка – СПб. Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011 - 456 с.

6. Ладынин И. А.. Основные этапы царского культа Птолемеев в контексте общей эволюции египетского эллинизма. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004 - 145 с.

7. Макробий. Сатурналии / под ред. В.Т.Звиревича. Уральского ун-та: Екб. 2009-372 с.

8. МартыновА. С..Мартынов А. С. Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта. Х: Наука и техника. 2007-59 с.

9. Моммзен Т. История Рима. Т. 5. Провинции от Цезаря до Диоклетиана / под ред. Н. А. Машкина. Изд-во иностр. лит-ры, Москва, 1949- 675 с.

10. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. Т. II / Под ред. С.С. Аверинцева. – М.: Наука, 1994- 672 с.

11. Тарн Вильям. Эллинистическая цивилизация / пер. С.А. Лясковского. М: Издательство иностранной литературы 1949-375 с.

12. ФерерроГ.. Юлий Цезарь. Феникс-Ростов н/Д. 1997 - 576 с.

13. Флавий Иосиф. Иудейские древности. В 2 т. Беларусь-Минск. 1994- 560 с. Т.1

14. Цицерон. Письма к Аттику. кн. XV. Издательство Академии Наук СССР. М-Л. 1951- 827с.

15. Шифман И. Ш. Деяния Божественного Августа. Цезарь Август. Л.1990. 189-199 с.

16. Шово М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. М., 2004 -293 с.

 


[1]Грант М. Клеопатра: последняя из Птолемеев. М: Центрполиграф. 2004-130 с.

[2]МартыновА. С.Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта. Х: Наука и техника. 2007-59 с.

[3]Шово М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. М., 2004-293 с.

[4] Ладынин И. А.Основные этапы царского культа Птолемеев в контексте общей эволюции египетского эллинизма. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2004 - 145 с.

[5]Арриан. Поход Александра. МИФ. 1993-456 с.

[6]Государство Птолемеев. Всемирная история, том 2. Энциклопедия: в 10-ти т./Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт.- М.:Государственное издательство политической литературы, 1956 -900 с.

[7]Грант М. Клеопатра: последняя из Птолемеев. М: Центрполиграф. 2004-130 с.

[8]Шово М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. М., 2004-293 с.

[9]МартыновА. С. Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта. Х: Наука и техника. 2007-59 с.

[10]Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. Т. II / Под ред. С.С. Аверинцева. – М.: Наука, 1994- 672 с.

[11] Аврелий Виктор. О знаменитых людях. М: РОССПЭН. 1997 - 179-224 с.

[12]Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. Т. II / Под ред. С.С. Аверинцева. – М.: Наука, 1994- 672 с.

[13]Аппиан Александрийский. Римская история. СПб., 1994-481 с.

[14]Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. Т. II / Под ред. С.С. Аверинцева. – М.: Наука, 1994- 672 с.

[15]Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. Т. II/ Под ред. С.С. Аверинцева. – М.: Наука, 1994- 672 с.

[16]Кассий Дион. Римская история. кн. XLII. / пер. А. В. Махлаюка – СПб. Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2011 - 456 с.

[17]Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Цезарь. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. Т. II / Под ред. С.С. Аверинцева. – М.: Наука, 1994- 672 с.

[18]ФерерроГ. Юлий Цезарь. Феникс-Ростов н/Д. 1997 - 576 с.

[19]Мартынов А. С. Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта. Х: Наука и техника. 2007-59 с.

[20]Цицерон. Письма к Аттику. кн. XV. Издательство Академии Наук СССР. М-Л. 1951- 827с.

[21]Флавий Иосиф. Иудейские древности. В 2 т. Беларусь-Минск. 1994- 560 с. Т.1

[22]Деяния Божественного Августа // И. Ш. Шифман. Цезарь Август. Л.1990. 189-199 с.

[23]Мартынов А. С. Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта. Х: Наука и техника. 2007-59 с.

[24]Аппиан Александрийский. Римская история. СПб., 1994-481 с.

[25]Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. Т. II / Под ред. С.С. Аверинцева. – М.: Наука, 1994- 672 с.

[26]Цицерон. Речи. Первая филиппика против Марка Антония / пер. В. О. Горенштейна. Академия Наук СССР: М. 1962-273с.

[27]Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Антоний. 2-е изд., испр. и доп. В 2 т. Т. II / Под ред. С.С. Аверинцева. – М.: Наука, 1994- 672 с.

[28]Моммзен Т. История Рима. Т. 5. Провинции от Цезаря до Диоклетиана / под ред. Н. А. Машкина. Изд-во иностр. лит-ры, Москва, 1949- 675 с.

[29]Мартынов А. С. Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта. Х: Наука и техника. 2007-59 с.

[30]Аппиан Александрийский. Римская история. СПб., 1994-481 с.

[31]Аппиан Александрийский. Римская история. СПб., 1994-481 с.

[32]Мартынов А. С. Клеопатра VII. Очерк жизни и деятельности последней царицы Египта. Х: Наука и техника. 2007-59 с.

[33]Дион Кассий. Римская история / под ред. К. В Марков. Филологический факультет СПбГУ:СПб.2011-416 с.

[34]Макробий. Сатурналии / под ред. В.Т.Звиревича. Уральского ун-та: Екб. 2009-372 с.

[35]ТарнВильям. Эллинистическая цивилизация / пер. С.А. Лясковского. М: Издательство иностранной литературы 1949-375 с.

[36]Грант М. Клеопатра: последняя из Птолемеев. М: Центрполиграф. 2004-130 с.

[37]Грант М. Клеопатра: последняя из Птолемеев. М: Центрполиграф. 2004-130 с.

[38]Грант М. Клеопатра: последняя из Птолемеев. М: Центрполиграф. 2004-130 с.

[39]Грант М. Клеопатра: последняя из Птолемеев. М: Центрполиграф. 2004-130 с.

[40]Грант М. Клеопатра: последняя из Птолемеев. М: Центрполиграф. 2004-130 с.

[41]Шово М. Повседневная жизнь Египта во времена Клеопатры. М., 2004-293 с.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: