Беседа по картинам Исаака Ильича Левитана

Цели.

Обучающие:

  • сформировать представление учащихся о характерных признаках осени  в неживой природе;
  • выявить изменения в живой и неживой природе, происходящие в сентябре октябре на основе имеющихся у детей представлений;

Воспитывающие:

  • с помощью поэтического слова, произведений известных русских художников и музыкальных произведений показать красоту осени, разнообразие сезонных явлений;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись;

Оборудование.

  • аудиозаписи: Э. Григ "Утро" https://www.youtube.com/watch?v=CP17zQzsLKA;
  • репродукции картин И. И. Левитана Малоизвестные картины, пейзажи «Дубовая роща», Золотая осень, Поздняя осень. Усадьба;
  • осень таблички с приметами сентября-октября;
  • видео на музыку П.И. Чайковского «Осень»https://www.youtube.com/watch?v=AIvlgbRqX5g;
  • «звуки Осени» https://zvukipro.com/priroda/1030-zvuki-oseni.html.

 

Ход урока

Организация класса.

Музыкально-пластическая деятельность на музыку Грига "Утро"

Ранним утром солнце встало, и лучи свои послало,
Дети тоже все проснулись, потянулись, улыбнулись.
Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись,
Повернулись вправо дружно, влево тоже всем нам нужно.
Словно бабочки порхаем, над цветами мы летаем.





Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Ребята! Сегодня у нас необычный урок, совместный урок ИЗО и музыки и окружающего мира. И я приглашаю вас в гости к: Отгадайте, к кому?

Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад.
С севера на юг Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)

Итак, сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. Будем слушать её песню, всматриваться в её краски и рисовать.

Ребята, а по каким приметам можно определить, что наступила осень?

А ещё я хочу у вас спросить: "Те приметы осени, которые вы назвали, мы только видим или ещё и слышим?" Звуки осени (листопад и тд)

3. Арт-терапевтическая деятельность:

Релаксация: минута тишины (давайте послушаем тишину, закройте глаза)

Кругом тишина, тишина, тишина.
Незаметно наступает осень! Мы узнаем ее приход по характерным осенним приметам: листья на деревьях и кустарниках приобретают радужную окраску, по утрам становится холоднее, дни короче. Но любители природы смогут насладится прекрасными звуками осени, хоть их не так много, как весной или летом.

Осенью чаще встречаются пасмурные деньки. В ненастную погоду, вой ветра сочетается с монотонной барабанной дробью капелек дождя. Людям приходиться идти по мокрому асфальту и шлепать обувью по лужам. Получается довольно своеобразный звук.

У леса свое особое осеннее звучание. Это приятное шуршание опавшей листвы, редкие удары по земле желудей. В основном лес замирает, стоит тишина, которая очень приятна и в то же время, вспоминая прошедшее громкоголосое лето становится грустно, только изредка можно услышать голос синицы, пролетевшей вороны или сороки.

На пруду тоже стоит тишина, но бывает, что покой нарушает утка, свистя крыльями, перелетая с одного водоема на другой, или проквакает в теплую погоду лягушка. Но это лишь сольная песенка, а не весенний лягушачий хор.

К осенним звукам относят и прощальный клекот улетающей журавлиной стаи. Всматриваешься в высь на выстроившийся клин и как бы машешь им на прощание рукой.

Какие осенние звуки вы услышали?

 4. Элементарное музицирование:

- Давайте и мы попробуем услышать звуки осени

- Все эти осенние звуки рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе, картинах.


















Беседа по картинам Исаака Ильича Левитана.

- Сейчас я вам покажу 3 репродукции картин известного русского художника Исаака Ильича Левитана.

- Определите, какое время года изобразил художник? Правильно, время года одно - осень, а явления этого времени - разные. Они имеют свой строгий порядок, сменяя постепенно друг друга. Какие же три осени изобразил художник на своих картинах?

- Угадайте, о каком весеннем месяце идёт речь в моей загадке?

О пустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)

- По каким приметам можно отличить сентябрь от других осенних месяцев?

(Сентябрь -Хмурень. Погода начинает хмуриться, от того и имя такое у месяца - Хмурень. Неспешными шагами подходит осень. Еще много будет солнечных дней, но временами затягивает дождь. Верхушки деревьев покрывает легкая позолота, опадают пожелтевшие листья и наступает славная пора теплых деньков - бабье лето).

- А по каким приметам можно определить, что художник Левитан изобразил на своей картине месяц октябрь?

6. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке речь пойдёт об осенних месяцах. Угадайте, о каком?

В се мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)

На доске открывается тема урока. Октябрь: звуки осени.

Октябрь -Грязник. Начинается месяц с периода золотой осени. Если в первую половину октября лес предстает во всей своей красе золотой осени, то со второй половины месяца листья быстро опадают, заряжают дожди.

Сейчас ребята нам более подробно расскажут про октябрь.

1 ученик. Наступает самая яркая пора осени - золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежки из стремительно желтеющих листьев. Осенний лес покрыт живописной росписью. Блестит на солнце, переливаясь золотцем береза. С легким ветром роняет листья клен. Листопад, хороводом кружась, устилает листьями влажную от частых дождей землю.

2 ученик. Лесные тропы образуют желтый коридор, вода у берега пруда усыпана разноцветьем опавших листьев. Деревья в лесу пестрят красой золотой осени, вот только дуб раньше всех осыпался полностью и, обнажив свои сухие ветви, раньше всех подготовился к зиме.

3 ученик. Ветер с шумом кружит листопад, на небе проплывают последние кучевые облака. Грозовых дождей уже не бывает, а температура начинает стремительно снижаться одновременно с появлением обильных и затяжных осадков. В лучах прохладного октябрьского солнца на голубеющем небосклоне все выше поднимаются стайки птиц. Сбиваясь в более крупные стаи они стремятся на юг к теплу. Многие певчие птицы уже на пути в теплые края, а скворцы с грачами еще побудут какое-то время здесь, да и их уже тянет в стаи. Совсем скоро первые серьезные заморозки.

4 ученик. Запасаются кормом на зимовку животные. Кто не знает белкины орешки? Лягушки зарываются в наводи, чтобы переспать подо льдом всю зиму. Травы-многолетники скопили в себе все необходимые вещества в корнях и луковицах, чтобы дождаться следующей весны для нового роста. Вот и тепло последних уходящих дней затянувшегося бабьего лета сменяется дождем. Хорошую погоду золотой осени, кучевые облака и солнце сменяют пасмурность и серая небесная пелена. А тем временем скворцы уже готовы к перелету, ждут первых холодов и в дорогу. Следом за ними, почувствовав ранние морозы, рванут на юга и грачи с дроздами.

5 ученик. Начинает отсчет октября народный календарь с журавлиного лета - с первых чисел октября. Чем раньше журавли полетят, тем скорей и сильней грянут первые морозы. Следом за Зосимой в начале октября задуют Астафьевы ветра, принося холодный воздух. Опять же по силе ветра можно и о зиме сказать. Холодный ветер с севера- к стуже, западные или восточные ветра - к дождю, а южный - к затянувшемуся теплу. 7 октября - Фекла-Заревница, ночами быстрее дни сменяет. На Сергия - 8 октября возможен первый ранний снег, а коли так, то и зиме быть с конца ноября.

6 ученик. Было также название соковик, потому, что в это время у деревьев и кустарников начинается сокодвижение: они пробуждаются.

7 ученик. Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!

8 ученик. Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Н.А. Некрасов

7. Слушание:

Поэт говорит о том, что листья в лесу подобны ковру, на котором можно хорошо выспаться, а лед на речке он сравнивает с тающим сахаром, осень вдохновила на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского. С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы.

- Сейчас вы послушаете пьесу П.И. Чайковского, которая называется: "Октябрь". В ней композитор передаёт настроение, вызванное приходом осени.

- Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить осеннюю картину. (Для лучшего восприятия детьми музыки П.И. Чайковского предлагаю вам посмотреть видео Осень).

- Прозвучала музыка. Когда вы её слушали, какую картину осенней природы вы представили?




























Рисование «Осень»

Нарисуйте Осень своими глазами.

Подведение итогов.

- Наш урок подошел к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание осени передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.

- Давайте ещё раз вспомним: что происходит в неживой природе в октябре месяце?

- Наш урок подошёл к концу, но путешествие в осенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите осень. И о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках.

Рефлексия.

Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдёте с урока. Если сейчас у вас хорошее, солнечное настроение, то ваша весёлая нотка взлетит на самую высокую ступеньку нотного стана. Если, у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, свою нотку вы можете по полному праву поместить чуть-чуть пониже. А если вы уходите с урока с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то поместите грустную нотку на самую нижнюю ступеньку нотного стана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: