Цели.
Обучающие:
- сформировать представление учащихся о характерных признаках осени в неживой природе;
- выявить изменения в живой и неживой природе, происходящие в сентябре октябре на основе имеющихся у детей представлений;
Воспитывающие:
- с помощью поэтического слова, произведений известных русских художников и музыкальных произведений показать красоту осени, разнообразие сезонных явлений;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, музыку, живопись;
Оборудование.
- аудиозаписи: Э. Григ "Утро" https://www.youtube.com/watch?v=CP17zQzsLKA;
- репродукции картин И. И. Левитана Малоизвестные картины, пейзажи «Дубовая роща», Золотая осень, Поздняя осень. Усадьба;
- осень таблички с приметами сентября-октября;
- видео на музыку П.И. Чайковского «Осень»https://www.youtube.com/watch?v=AIvlgbRqX5g;
- «звуки Осени» https://zvukipro.com/priroda/1030-zvuki-oseni.html.
Ход урока
Организация класса.
Музыкально-пластическая деятельность на музыку Грига "Утро"
|
|
Ранним утром солнце встало, и лучи свои послало,
Дети тоже все проснулись, потянулись, улыбнулись.
Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись,
Повернулись вправо дружно, влево тоже всем нам нужно.
Словно бабочки порхаем, над цветами мы летаем.
Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок, совместный урок ИЗО и музыки и окружающего мира. И я приглашаю вас в гости к: Отгадайте, к кому?
Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад.
С севера на юг Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (Осень)
Итак, сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков осени. Будем слушать её песню, всматриваться в её краски и рисовать.
Ребята, а по каким приметам можно определить, что наступила осень?
А ещё я хочу у вас спросить: "Те приметы осени, которые вы назвали, мы только видим или ещё и слышим?" Звуки осени (листопад и тд)
3. Арт-терапевтическая деятельность:
Релаксация: минута тишины (давайте послушаем тишину, закройте глаза)
Кругом тишина, тишина, тишина.
Незаметно наступает осень! Мы узнаем ее приход по характерным осенним приметам: листья на деревьях и кустарниках приобретают радужную окраску, по утрам становится холоднее, дни короче. Но любители природы смогут насладится прекрасными звуками осени, хоть их не так много, как весной или летом.
|
|
Осенью чаще встречаются пасмурные деньки. В ненастную погоду, вой ветра сочетается с монотонной барабанной дробью капелек дождя. Людям приходиться идти по мокрому асфальту и шлепать обувью по лужам. Получается довольно своеобразный звук.
У леса свое особое осеннее звучание. Это приятное шуршание опавшей листвы, редкие удары по земле желудей. В основном лес замирает, стоит тишина, которая очень приятна и в то же время, вспоминая прошедшее громкоголосое лето становится грустно, только изредка можно услышать голос синицы, пролетевшей вороны или сороки.
На пруду тоже стоит тишина, но бывает, что покой нарушает утка, свистя крыльями, перелетая с одного водоема на другой, или проквакает в теплую погоду лягушка. Но это лишь сольная песенка, а не весенний лягушачий хор.
К осенним звукам относят и прощальный клекот улетающей журавлиной стаи. Всматриваешься в высь на выстроившийся клин и как бы машешь им на прощание рукой.
Какие осенние звуки вы услышали?
4. Элементарное музицирование:
- Давайте и мы попробуем услышать звуки осени
- Все эти осенние звуки рождают у человека много разных настроений, которые хочется выразить в стихах, песнях, в прозе, картинах.
Беседа по картинам Исаака Ильича Левитана.
- Сейчас я вам покажу 3 репродукции картин известного русского художника Исаака Ильича Левитана.
- Определите, какое время года изобразил художник? Правильно, время года одно - осень, а явления этого времени - разные. Они имеют свой строгий порядок, сменяя постепенно друг друга. Какие же три осени изобразил художник на своих картинах?
- Угадайте, о каком весеннем месяце идёт речь в моей загадке?
О пустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(Сентябрь)
- По каким приметам можно отличить сентябрь от других осенних месяцев?
(Сентябрь -Хмурень. Погода начинает хмуриться, от того и имя такое у месяца - Хмурень. Неспешными шагами подходит осень. Еще много будет солнечных дней, но временами затягивает дождь. Верхушки деревьев покрывает легкая позолота, опадают пожелтевшие листья и наступает славная пора теплых деньков - бабье лето).
- А по каким приметам можно определить, что художник Левитан изобразил на своей картине месяц октябрь?
6. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке речь пойдёт об осенних месяцах. Угадайте, о каком?
В се мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
На доске открывается тема урока. Октябрь: звуки осени.
Октябрь -Грязник. Начинается месяц с периода золотой осени. Если в первую половину октября лес предстает во всей своей красе золотой осени, то со второй половины месяца листья быстро опадают, заряжают дожди.
Сейчас ребята нам более подробно расскажут про октябрь.
1 ученик. Наступает самая яркая пора осени - золотая осень. Деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежки из стремительно желтеющих листьев. Осенний лес покрыт живописной росписью. Блестит на солнце, переливаясь золотцем береза. С легким ветром роняет листья клен. Листопад, хороводом кружась, устилает листьями влажную от частых дождей землю.
2 ученик. Лесные тропы образуют желтый коридор, вода у берега пруда усыпана разноцветьем опавших листьев. Деревья в лесу пестрят красой золотой осени, вот только дуб раньше всех осыпался полностью и, обнажив свои сухие ветви, раньше всех подготовился к зиме.
3 ученик. Ветер с шумом кружит листопад, на небе проплывают последние кучевые облака. Грозовых дождей уже не бывает, а температура начинает стремительно снижаться одновременно с появлением обильных и затяжных осадков. В лучах прохладного октябрьского солнца на голубеющем небосклоне все выше поднимаются стайки птиц. Сбиваясь в более крупные стаи они стремятся на юг к теплу. Многие певчие птицы уже на пути в теплые края, а скворцы с грачами еще побудут какое-то время здесь, да и их уже тянет в стаи. Совсем скоро первые серьезные заморозки.
|
|
4 ученик. Запасаются кормом на зимовку животные. Кто не знает белкины орешки? Лягушки зарываются в наводи, чтобы переспать подо льдом всю зиму. Травы-многолетники скопили в себе все необходимые вещества в корнях и луковицах, чтобы дождаться следующей весны для нового роста. Вот и тепло последних уходящих дней затянувшегося бабьего лета сменяется дождем. Хорошую погоду золотой осени, кучевые облака и солнце сменяют пасмурность и серая небесная пелена. А тем временем скворцы уже готовы к перелету, ждут первых холодов и в дорогу. Следом за ними, почувствовав ранние морозы, рванут на юга и грачи с дроздами.
5 ученик. Начинает отсчет октября народный календарь с журавлиного лета - с первых чисел октября. Чем раньше журавли полетят, тем скорей и сильней грянут первые морозы. Следом за Зосимой в начале октября задуют Астафьевы ветра, принося холодный воздух. Опять же по силе ветра можно и о зиме сказать. Холодный ветер с севера- к стуже, западные или восточные ветра - к дождю, а южный - к затянувшемуся теплу. 7 октября - Фекла-Заревница, ночами быстрее дни сменяет. На Сергия - 8 октября возможен первый ранний снег, а коли так, то и зиме быть с конца ноября.
6 ученик. Было также название соковик, потому, что в это время у деревьев и кустарников начинается сокодвижение: они пробуждаются.
7 ученик. Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
8 ученик. Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Н.А. Некрасов
|
|
7. Слушание:
Поэт говорит о том, что листья в лесу подобны ковру, на котором можно хорошо выспаться, а лед на речке он сравнивает с тающим сахаром, осень вдохновила на создание музыкального произведения русского композитора П.И. Чайковского. С самого раннего детства Чайковский любил наблюдать и наслаждаться в русских лесах этим чудом природы.
- Сейчас вы послушаете пьесу П.И. Чайковского, которая называется: "Октябрь". В ней композитор передаёт настроение, вызванное приходом осени.
- Вслушайтесь в звуки музыки и постарайтесь представить осеннюю картину. (Для лучшего восприятия детьми музыки П.И. Чайковского предлагаю вам посмотреть видео Осень).
- Прозвучала музыка. Когда вы её слушали, какую картину осенней природы вы представили?
Рисование «Осень»
Нарисуйте Осень своими глазами.
Подведение итогов.
- Наш урок подошел к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: звучание осени передаётся не только словами, но и красками, и музыкой.
- Давайте ещё раз вспомним: что происходит в неживой природе в октябре месяце?
- Наш урок подошёл к концу, но путешествие в осенний мир природы не закончилось. Слушайте и смотрите осень. И о своих необычных наблюдениях вы расскажете на следующих уроках.
Рефлексия.
Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдёте с урока. Если сейчас у вас хорошее, солнечное настроение, то ваша весёлая нотка взлетит на самую высокую ступеньку нотного стана. Если, у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, свою нотку вы можете по полному праву поместить чуть-чуть пониже. А если вы уходите с урока с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то поместите грустную нотку на самую нижнюю ступеньку нотного стана.