I. Обоснование необходимости проекта.
Изменение привычной формы обучения школьников и применение карантинных мероприятий по всей России застало обучающихся на весенних каникулах.
В понедельник, 6 апреля 2020 года, ребята продолжили учиться — но уже дистанционно. При этом еще в марте предполагалось, что каникулы продлятся до 13 апреля.
Не все смогли перейти на удаленное обучение — в нашем районе, к примеру, немало удалённых сёл и семей, где нет интернета.
Перед всеми участниками образовательного процесса встала новая задача - перестроить систему образования в иную форму, к которой пришлось привыкать, включаться в образовательный процесс родителям, детям и учителям.
Вопрос сохранения здоровья школьников остро стоит на государственном уровне.
Так, приказом Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 №104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные образовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» усилены меры по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания обучающихся, предусмотрена возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2].
А также разработаны методические рекомендации по внедрению указанных технологий в образовательную среду[4].
Кроме того, одной из основных задач при реализации национального проекта «Образование» является внедрение в российских школах новых методов обучения и воспитания, современных образовательных технологий [5].
Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 302, ставит целью повышение мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни [3].
Несмотря на то, что на законодательном уровне на уроки по физической культуре в образовательных организациях отведено 3 часа в неделю, этого недостаточно, чтобы повысить уровень здоровья подрастающего поколения, так как физической культурой нужно заниматься каждый день.
Во время дистанционного обучения учащиеся проводят время вне школы, и поэтому должны уметь организовать самостоятельные занятия физической культурой под руководством родителей.
В связи с этим особую актуальность в современных условиях приобретает проблема формирования мотивов к самостоятельным занятиям физической культурой во внеурочное время.
Поэтому современному школьнику и его родителям необходимо осознать значение понятий «мотивация» и «самостоятельность».
Понятие «Мотивация» в современной науке рассматривается, как состояние побуждения к тем или иным действиям, желание делать то или иное. [6]
«Самостоятельность» трактуется, как способность самому ставить свои цели и самому их достигать, способность решать свои проблемы за свой счет.[7]
I. Цели и задачи проекта
Цель: создать для учащихся 5-6 классов мотивацию для формирования потребности к самостоятельным занятиям физической культурой для успешной сдачи норм ВФСК ГТО во время самоизоляции
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
2. Определить мотивы, вызывающие интерес к занятиям физической культурой у учащихся 11-13 лет, и препятствующие этому мотивы;
3. Популяризация занятий физической культурой и спортом у участников образовательного процесса;
4. Воспитание привычки к ЗОЖ участников образовательного процесса;
5. Подготовка учащихся к сдаче норм ВФСК «ГТО».
II. Участники проекта
1. Учащиеся 5-6 классов школы, в количестве 22 человек (10 девочек и 12 мальчиков).
2. Родители учащихся для совместного решения проблемы;
3. Психолог школы для обработки и анализа результатов анкетирования.
III. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
1. Изучение научно - методической литературы для грамотного обоснования проблемы.
Проблемы мотивации занималось ряд авторов. В своем исследовании в 2010 году «развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками» Кравцова Л.М. объясняет мотивы деятельности учащихся.
Поров А.В. в 2009 году рассматривал эту проблему в своем исследовании «Подготовка будущего педагога к работе по укреплению здоровья учащихся»
2. Анкетирование учащихся 4-9 классов (анкета составлена совместно со школьным психологом. (Приложение 1) с целью выявления интересов, потребностей и мотивации возрастной группы к занятиям физической культурой выявлено, что самостоятельно физической культурой занимается 10%, 40 % хотели бы заниматься каждый день, но не знают как правильно организовать свою деятельность, 30% не мотивированы к занятиям физической культурой, 20% не имеет материальных возможностей к занятиям физической культурой.
3. Проведение родительского собрания в онлайн - режиме с целью озвучивания проблемы (проблемное изложение, эврестическая беседа). Планируемый результат: привлечение родителей к решению проблемы.
4. Проведение беседы с учащимися на классном часу в онлайн - режиме (проблемное изложение, мозговой штурм для популяризации физической культуры и спорта). Планируемый результат: заинтересованность учащихся в решение проблемы.
5. Организация самостоятельных занятий физической культурой.
В наших школах до пандемии регулярно проводились спортивные соревнования, мероприятия, имеющие социальную направленность: проект «Активные перемены» - учащиеся старших классов организуют подвижные игры на переменах с младшими школьниками, проект «Каникулы в школе» под девизом «Танцуют все», - во время летних каникул старшеклассники учат танцевать младших школьников, «Зимние забавы» и др.
Все эти проекты мотивировали учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой.
Во время перехода на самоизоляцию спортивные мероприятия перестали проводиться не только в нашей школе или районе, но и по всей стране.
Возникла задача, как мотивировать детей к самостоятельным занятиям физической культурой, чтобы по окончании самоизоляции они смогли успешно сдать нормы ВФСК «ГТО».
Для решения задачи было принято решение о разработке и реализации проекта «Виртуальные соревнования «На диване».
В рамках проекта было решено:
1. родители участников должны зарегистрироваться в группе «На диване» одной из социальных сетей;
2. родители ежедневно должны размещать в группе фото и видео спортивных достижений своего ребёнка;
3. куратор соревнований ежедневно размещает в группе рейтинговую таблицу участников;
4. награждение участников, регулярно размещавших фото и видео занятий физической культурой во время самоизоляции, провести в школьной группе в «ВК»;
5. родителям участников объявить благодарность за помощь в проведении соревнований в школьной группе в «ВК»;
6. провести анкетирование среди учащихся 1-8 классов с целью выявления интересов, потребностей и мотивации различных возрастных групп к самостоятельным занятиям физической культурой.
В силу положений ст.44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами [1].
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Поэтому их участие и личный пример в формировании физической культуры личности ребенка в условиях пандемии является одной из главных задач.
Этому способствовали увлекательные виртуальные соревнования социальной направленности «На диване», в которых принимали участие обучающиеся вместе со своими родителями.
Родители ежедневно снимали спортивные достижения своих детей и выкладывали их в специальную группу в социальной сети.
Классные руководители провели онлайн - анкетирование среди учащихся 4-9 классов. В ходе анкетирования было выявлено, что у учащихся 5-6 классов понижена мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой (71%).
Это можно объяснить тем, что у учащихся данной группы нет навыков организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Поэтому данная возрастная группа для нас наиболее интересна.
Данный проект был рассчитан на 1,5 месяца: с 10 апреля 2020 года по 25 мая 2020 года.
Используемые методы:
Методы обучения
Репродуктивные методы:
- словесные
- наглядные
- практического упражнения
В словесных методах использовали: объяснения (при выполнении новых видов деятельности); пояснения и комментарии при выполнении учащимися отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей; рассказ, беседа проводились при изучении инструкции по технике безопасности; лекции (проводились на классных часах).
Использовались методы проблемного обучения. Перед учащимися была поставлена задача: как улучшить свое здоровье, а учащиеся предлагали свои средства и методы решения задачи.
Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Показывали новые для учащихся и их родителей упражнения.
Очень большая и важная группа методов – это практическое выполнение упражнений. Сколько бы ученик не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, он никогда его не освоит.
Методы практического выполнения упражнений мы проводили в игровой и соревновательной формах.
Проблемные методы обучения:
Частично-поисковый метод для собственного решения проблем и планирования самостоятельных занятий.






