Анализ и синтез
Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.
Синтез – изучение объекта как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловлен-ность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство изучаемого объекта.
Аналогия и моделирование
Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения.
Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект (модель), а вывод делается о другом объекте (оригинале). Таким образом, модель всегда выступает как аналогия.
|
|
В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.
1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся воображаемые модели. Например, модель атома, предложенная Резерфордом, напоминала Солнечную систему: вокруг ядра («Солнца») обращались электроны («планеты»).
2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом. По результатам исследования модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых «натуральных условиях». Пример: модель здания.
3. Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т.п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.
ТЕМА 2. ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Античный период развития естествознания
Древнегреческий этап (6 в. до н.э. – 4 в. до н.э.)
Впервые наука зародилась в Древней Греции в 6 веке до н.э. Под наукой понимается определенная система знаний, а не просто отрывочные сведения. В ряде древних цивилизаций (Египет, Вавилон, Индия, Китай, Ассирия) отдельные науки достигли высоких ступеней развития. Но эти науки были прикладными, эмпирическими, научно-теоретическое знание начинает развиваться именно в Древней Греции.
|
|
Первой формой науки была натурфилософия, она считалась “наукой наук”, и являлась вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а отдельные науки были составными частями натурфилософии.
Милетская школа натурфилософии. Непосредственно возникновение науки связывают с милетской школой. Представители этой школы (Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен) сформулировали первую фундаментальную проблему: все предметы окружающего мира состоят из простейших начал – “стихий”, к ним чаще всего относили огонь, воду, воздух и пр.
Пифагор. В городе Кротоне сложилась школа Пифагорейский союз – закрытая тайная организация, со свои уставом, который предписывал размеренный, созерцательный образ жизни. Представление о космосе – упорядоченное, гармоничное, симметричное целое, которое дано постигнуть только избранным, кто ведет созерцательный образ жизни. За первооснову Вселенной принимали число (“Мир есть число”).
Пифагорейская школа внесла величайший вклад в развитие математики: доказательство положений, полученных в египетской и вавилонской математике; разработка теории чисел; разработка теории пропорций.
Демокрит. Основные положения атомистического учения Демокрита:
- Вселенная состоит из атомов и пустоты.
- Атом – неделимая мельчайшая частица.
- Атомы находятся в постоянном движении.
- Атомы различны по форме и величине.
- Возникают вещи – сложением атомов, а уничтожаются – разделением на атомы.
Аристотель. Круг интересов Аристотеля различен:
- Создатель формальной логики
- Занимался изучением живой природы (определил жизнь как способность к самообеспечению, независимому росту и распаду; описал с большой точностью несколько сот различных растений и животных; привел классификацию растений и животных и пр.)
- Классифицировал науки (теоретические, практические и творческие)
- Создал “Учение о движении”
- Космологическое учение: Земля в форме шара неподвижно располагается в центре Вселенной. Вокруг Земли на твердых прозрачных сферах закреплены небесные тела (сфера Луны, сфера Меркурия, Венеры и т.д.) Крайняя сфера соприкасается с “перводвигателем Вселенной” – бог, который придает движение сферам.