Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания

Анализ и синтез

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.

Синтез – изучение объекта как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элемен­тов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждо­го элемента в системе целого, устанавливает их взаимо­связь и взаимообусловлен-ность, т. е. позволяет понять под­линное диалектическое единство изучаемого объекта.

Аналогия и моделирование

Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения.

Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосред­ственному исследованию подвергается один объект (модель), а вы­вод делается о другом объекте (оригинале). Таким образом, модель всегда выступает как аналогия.

В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов модели­рования.

1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся воображаемые модели. Например, модель атома, предложенная Резерфордом, напоминала Солнечную систему: вокруг ядра («Солнца») обращались электроны («планеты»).

2. Физическое моделирование. Оно характеризуется фи­зическим подобием между моделью и оригиналом. По результатам исследования модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых «натуральных условиях». Пример: модель здания.

3. Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номо­грамм, схем и т.п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.

 

ТЕМА 2. ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Античный период развития естествознания

Древнегреческий этап (6 в. до н.э. – 4 в. до н.э.)

Впервые наука зародилась в Древней Греции в 6 веке до н.э. Под наукой понимается определенная система знаний, а не просто отрывочные сведения. В ряде древних цивилизаций (Египет, Вавилон, Индия, Китай, Ассирия) отдельные науки достигли высоких ступеней развития. Но эти науки были прикладными, эмпирическими, научно-теоретическое знание начинает развиваться именно в Древней Греции.

Первой формой науки была натурфилософия, она считалась “наукой наук”, и являлась вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а отдельные науки были составными частями натурфилософии.

Милетская школа натурфилософии. Непосредственно возникновение науки связывают с милетской школой. Представители этой школы (Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен) сформулировали первую фундаментальную проблему: все предметы окружающего мира состоят из простейших начал – “стихий”, к ним чаще всего относили огонь, воду, воздух и пр.

Пифагор. В городе Кротоне сложилась школа Пифагорейский союз – закрытая тайная организация, со свои уставом, который предписывал размеренный, созерцательный образ жизни. Представление о космосе – упорядоченное, гармоничное, симметричное целое, которое дано постигнуть только избранным, кто ведет созерцательный образ жизни. За первооснову Вселенной принимали число (“Мир есть число”).

Пифагорейская школа внесла величайший вклад в развитие математики: доказательство положений, полученных в египетской и вавилонской математике; разработка теории чисел; разработка теории пропорций.

Демокрит. Основные положения атомистического учения Демокрита:

  • Вселенная состоит из атомов и пустоты.
  • Атом – неделимая мельчайшая частица.
  • Атомы находятся в постоянном движении.
  • Атомы различны по форме и величине.
  • Возникают вещи – сложением атомов, а уничтожаются – разделением на атомы.

Аристотель. Круг интересов Аристотеля различен:

  • Создатель формальной логики
  • Занимался изучением живой природы (определил жизнь как способность к самообеспечению, независимому росту и распаду; описал с большой точностью несколько сот различных растений и животных; привел классификацию растений и животных и пр.)
  • Классифицировал науки (теоретические, практические и творческие)
  • Создал “Учение о движении”
  • Космологическое учение: Земля в форме шара неподвижно располагается в центре Вселенной. Вокруг Земли на твердых прозрачных сферах закреплены небесные тела (сфера Луны, сфера Меркурия, Венеры и т.д.) Крайняя сфера соприкасается с “перводвигателем Вселенной” – бог, который придает движение сферам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: