Требования к структуре курсовой работы

 

При написании курсовой работы следует придерживаться следующего алгоритма, проведения научного исследования:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Курсовая работа, как правило, содержит: титульный лист, содержание,  введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости). Следует помнить, что структура работы должна соответствовать сформулированным цели и задачам исследования и способствовать раскрытию выбранной темы. Все части работы должны излагаться в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Изложение в содержательной части должно быть строго объективным, целостным и непротиворечивым. Предложения, выводы и рекомендации должны быть обоснованы. В конце каждого структурного элемента (параграфа, главы, раздела и т.д.) делаются обобщения, основные выводы. Отсутствие обобщений и выводов ведет к снижению оценки, так как является показателем неумения студента делать умозаключения, обобщения и выделять главное.

Титульный лист содержит информацию о теме работы, авторе, научном руководителе и кафедре, на которой выполняется курсовая работа. Научный руководитель НЕ ставит оценку на титульном листе. Оценка работы дается в отзыве. Образец титульного листа представлен в Приложении 1.

В содержании работы перечисляются названия структурных частей курсовой работы, проставляются номера страниц, с которых начинаются разделы работы.

Во введении излагаются:

- актуальность выбранной темы, суть проблемы;

- степень изученности темы;

- цель и задачи работы;

- объект и предмет исследования;

- используемые методология и методы исследования.

Кроме того, в зависимости от предметной области, требуется сформулировать:    

- эмпирические, информационные и/или нормативно-правовые базы исследования;

- научную новизну исследования;

- практическую значимость исследования.

Несоответствие введения указанной структуре ведет к снижению оценки.

Актуальность исследования – это степень важности, значимости темы на данный момент времени и для последующего развития общества. Актуальность связана с решением практической и/или научной проблемы, от которой зависит не только конкретная ситуация, но и развитие процессов, институтов, сообществ и др. Проблема – это противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения (решения). При написании данного раздела необходимо убедительно показать, что в исследованиях по данной теме существует определенный пробел, который необходимо восполнить. Для этого необходимо показать, что изучено предшественниками, определить, какие задачи стоят перед автором, и сформулировать ту проблему, которая будет решаться в работе.

Степень изученности темы – систематизация и характеристика проведенных ранее исследований и теоретических работ предшественников (ученых и практиков), изучавших выбранную проблему. При перечислении авторов должны быть ссылки на их работы. Отсутствие данного раздела во введении показывает, что автор не знаком с работами других исследователей или не может их систематизировать и критически осмыслить.

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражает то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель работы должна коррелировать с ее темой, но не повторять ее в точности. Данное замечание относится и к прочим формулируемым исследовательским понятиям.

Задачи конкретизируют и развивают поставленную цель исследования. Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать: выявить, разработать, проверить, провести анализ, определить, раскрыть, обобщить, охарактеризовать, обосновать, уточнить, систематизировать и т.д.

Целесообразно формулировать порядка четырех задач, сущность которых заключается в следующем: первая задача связана с выявлением, уточнением, обоснованием сущности и структуры изучаемого объекта; вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики его развития; третья – с обоснованием необходимости решения выявленных проблем; четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследования процесса, т.е. с практическими аспектами работы.

Объект исследования – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой информации.

Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в выпускной квалификационной работе, устанавливает границы научного поиска. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

Чтобы правильно сформулировать объект и предмет исследования представьте насколько «широки» эти понятия, процессы или явления, какое из них является частью другого. После этого более «широкое» понятие относим в объект исследования, а оставшееся служит предметом исследовательской работы. Т.е. объект и предметисследования соотносятся между собой как общее и частное: в объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования.

Методологическая база исследования представляет собой совокупность методологических принципов (объективности, всесторонности, системности и т.д.) и подходов (комплексный, системный, и др.), на которых базируется проведение исследования. Описание методологической базы исследования обычно начинается словами: «Основой методологии исследования является подход…, а также принципы…».

В самом общем случае под методологической базой допустимо понимать совокупность методов научного исследования. Исследовательские методы служат инструментом в сборе фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в курсовой работе цели. Среди методов можно выделить: эмпирические методы познания (изучение документации, наблюдение, эксперимент, сравнение и т.д.), теоретические методы исследования (абстрагирование формализация и т.д.), анализ, синтез, моделирование, иные специальные методы.

В информационную базу могут быть включены законодательные акты, нормативно-правовые и методические документы, материалы научных конференций и семинаров, данные периодических изданий, Интернет-ресурсы, статистические данные, данные финансовой и бухгалтерской отчетности и т.д.

Научная новизна исследования это раздел, в котором автор показывает, что он сделал нового по исследуемой теме. Определить новизну можно при рассмотрении существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в контексте задач работы часто приводит к новым или компромиссным решениям.

Элементы новизны, которые могут быть в работе:

- новый объект (или предмет) исследования, т.е. рассматривается впервые (или ранее редко рассматривался);

- новая постановка известных проблем или задач;

- новый контекст исследования ранее изученных объектов и предметов;

- новый метод решения; новое применение известного решения или метода;

- новые следствия из известной теории в новых условиях;

- новые результаты эксперимента, их следствия;

- новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

- разработка оригинальных моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;

- авторские предложения различных классификаций, типологий;

- авторское определение понятий, используемых в работе;

- ввод новых первичных данных (например, данных статистики или социологических опросов), анализ переведенных автором иностранных источников – тоже показатели новизны для курсовых работ. В курсовой работе достаточно одной-двух позиций новизны.

Практическая значимость исследования выражается в разработанных предложениях по решению проблемы исследования, совершенствованию исследуемой деятельности. Оценку практической значимости работы обязан дать научный руководитель. Эта оценка учитывается на защите курсовых работ.

Вместе с тем не следует понимать практическую значимость исследования только в узком, прикладном смысле. Значимость работы определяется также тем, что она способствует восполнению пробелов в той или иной области научного знания, в том, что она может быть использована в процессе обучения, в разработке различных прикладных исследований.

Основная часть курсовой работы включает несколько разделов. В классическом варианте она может быть представлена двумя разделами - теоретическим и практическим.

Первый раздел курсовой работы посвящен описанию теоретических, методологических, концептуальных основ работы. Как правило, анализируются теоретические подходы к проблеме, рассматривается объект и предмет исследования, определяются основные понятия. В первую главу могут быть включены дискуссионные вопросы по кругу решаемых проблем, но с обязательным освещением собственной позиции. Качество курсовой работы определяется доказательностью и убедительностью аргументов, с помощью которых анализируются позиции других авторов, и обосновывается точка зрения автора курсовой работы.

Второй раздел посвящен анализу практических исследований, источников, эмпирических материалов, обоснованию и аргументации авторских выводов и рекомендаций, описанию предложений по совершенствованию, повышению эффективности, оптимизации исследуемых процессов и т.п. Важно критически осмыслить действующую практику по исследуемым вопросам на основе анализа собранного фактического материала. Следует проанализировать динамику исследуемых явлений в их взаимосвязи, выявить закономерности и тенденции на основе влияния различных факторов. Особое внимание следует уделить изучению и обобщению передового опыта в исследуемой области и возможностям его внедрения в практическую деятельность. Излагаемый материал должен иметь достаточное количество таблиц и иллюстраций, отражающих объективность результатов анализа.

Основную содержательную часть курсовой работы завершает заключение. Заключение является важной частью курсовой работы. В нем дается краткое освещение степени решения поставленных задач, обобщаются полученные результаты и возможность практической реализации работы.

Заключение, как структурный элемент работы, выполняет важнейшую функцию. Несмотря на то, что все уже сказано и подробно изложено в тексте основной части, в заключении студент снова обращается к проделанной работе, чтобы кратко воспроизвести логическую схему исследования.

То есть, в заключении отражаются общие результаты курсовой работы, формулируются обобщенные выводы и предложения, возможные перспективы применения результатов на практике и дальнейшего исследования проблемы.

Заключение включает в себя результаты курсового исследования, выводы, рекомендации.

Список использованных источников должен включать изученную и использованную в курсовой работе литературу и иные источники информации. Он свидетельствует о степени изученности проблемы, сформированности у студента навыков самостоятельной работы с информационной составляющей работы и должен иметь следующую упорядоченную структуру:

- международные официальные документы;

- законодательные и нормативные акты, другие документы и материалы органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации;

- монографии, диссертации, научные сборники, учебники;

- научные статьи и другие публикации периодических изданий;

- источники статистических данных, энциклопедии, словари;

- ресурсы сети Интернет.

Внутри каждой группы вначале перечисляются источники на русском языке, затем – на иностранных. Законодательные и нормативные акты перечисляются в порядке их значимости. Международные официальные документы, законодательные и нормативные акты упорядочиваются в хронологическом порядке. Остальные источники (монографии, учебники, публикации, словари, источники Интернет и т.д.) располагаются в алфавитном порядке. Обратите внимание, что структурные элементы списка использованных источников (законодательные акты, монографии, статьи, Интернет-ресурсы и т.д.) не отделяются друг от друга, имеют сквозную нумерацию. Список использованных источников должен содержать не менее 20 наименований. Сведения об источниках приводятся в соответствии с действующими на момент выполнения курсовой работы требованиями ГОСТ.

В приложения включаются связанные с выполненной курсовой работой материалы, которые по каким-либо причинам не могут быть внесены в основную часть: справочные материалы, таблицы, схемы, нормативные документы, образцы документов, инструкции, методики (иные материалы), разработанные в процессе выполнения работы, иллюстрации вспомогательного характера и т.д.

Каждое приложение начинается с новой страницы. В содержании указываются все приложения с названиями. Нумерация страниц приложений сквозная, продолжает нумерацию основной части работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: