Допускаемые контактные напряжения
где , – пределы контактной выносливости материала шестерни и колеса соответственно; – коэффициент запаса прочности для зубчатых колес с однородной структурой; =1 – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости; – коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости, – так как передача с косыми зубьями; – коэффициент долговечности
– базовое число циклов нагружения; – эквивалентное число циклов нагружения.
Так как передача подвержена тяжелому режиму работы .
– эквивалентное число циклов нагружения
где – число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один его оборот; – суммарное время работы передачи
где , – коэффициенты годового и суточного использования соответственно.
В соответствии с кривой усталости напряжения не могут иметь значения меньши . Поэтому при принимают .
Для цилиндрических передач с косыми зубьями, в связи с расположением линии контакта под углом к полюсной линии, допускаемые напряжения повышают допускаемые напряжения:
|
|
при выполнении условия: для цилиндрических передач
где – меньшее из двух: , .
- условие выполняется.
Допускаемые напряжения изгиба
Допускаемые контактные напряжения
где , – пределы контактной выносливости материала шестерни и колеса соответственно; – коэффициент запаса прочности при нормализации; – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости; – коэффициент, учитывающий двустороннего приложения нагрузки. – так как нагрузка односторонняя; – коэффициент долговечности, учитывает влияние ресурса
– число циклов, соответствующее перелому кривой усталости; – эквивалентное число циклов нагружения.
Так как передача подвержена тяжелому режиму работы .
В соответствии с кривой усталости напряжения не могут иметь значения меньши . Поэтому при принимают .
Проектный расчет
– коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность
где – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. Для определения данного коэффициента необходимо определить .
Для данного значения коэффициента коэффициент имеет значение ; - коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значение находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью.
;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, где – для зубчатых колес с твердостью , – степень точности зубчатой передачи.
|
|
;
Межосевое расстояние для соосного редуктора равно для тихоходной и быстроходной степеней.
Из ряда Ra40 округляем .
Окружная скорость
Предварительно основные размеры колеса
– делительный диаметр
– ширина
Округляем ширину до стандартного значения .
Определим модулю передачи
Максимальное значение модуля
Минимальное значение модуля
где – для косозубых передач; – коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба: – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца; - коэффициент, учитывающий влияние погрешности изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.
Из полученного диапазона () модулей принмаем меньшее значение m, согласуя его со стандартным: из ряда 2 принимаем m=1,75.
Определим суммарное число зубьев и угол наклона
Суммарное число зубьев
Действительное значение угла наклона зубьев
Определим число зубьев шестерни и колеса
– число зубьев шестерни;
– число зубьев на зубчатом колесе.
Фактическое передаточное число
- модуль выбран верно.
Определим диаметры колес
Делительный диаметр d:
– шестерни
– колеса внешнего зацепления
Определим диаметры окружностей вершин и впадин зубьев колес внешнего зацепления:
где – коэффициенты смещения у шестерни и колеса соответственно; – коэффициент воспринимаемого смещения; – делительное межосевое расстояние.
Определим размер заготовок
Для цилиндрических зубчатых колес:
– для шестерни
– для колеса
Проверочный расчет
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям
где – для косозубой передачи, МПа1/2.
Силы в зацеплении
Окружная:
Радиальная:
Осевая:
Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
В зубьях колеса:
В зубьях шестерни:
где – коэффициент, учитывающий угол наклона зуба; – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев (для косозубой передачи); – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, в зависимости от приведенного числа зубьев (.
– проверка выполняется;
– проверка выполняется.
Проверочный расчет на прочность зубьев при действии пиковой нагрузки
где – коэффициент перегрузки: для шестерни - допускаемые контактные напряжения при улучшении.
где – допускаемое напряжения изгиба; – максимально возможное значение коэффициента долговечности (для сталей с объёмной термообработкой); – коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки (для единичного приложения); – коэффициент запаса прочности.
– для шестерни
– для колеса.
Тихоходная ступень