Допускаемые контактные напряжения

где
,
– пределы контактной выносливости материала шестерни и колеса соответственно;
– коэффициент запаса прочности для зубчатых колес с однородной структурой;
=1 – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости;
– коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости,
– так как передача с косыми зубьями;
– коэффициент долговечности

– базовое число циклов нагружения;
– эквивалентное число циклов нагружения.
Так как передача подвержена тяжелому режиму работы
.
– эквивалентное число циклов нагружения
где
– число вхождений в зацепление зуба рассчитываемого колеса за один его оборот;
– суммарное время работы передачи
где
,
– коэффициенты годового и суточного использования соответственно.




В соответствии с кривой усталости напряжения
не могут иметь значения меньши
. Поэтому при
принимают
.



Для цилиндрических передач с косыми зубьями, в связи с расположением линии контакта под углом к полюсной линии, допускаемые напряжения повышают допускаемые напряжения:

при выполнении условия: для цилиндрических передач 
где
– меньшее из двух:
,
.

- условие выполняется.
Допускаемые напряжения изгиба
Допускаемые контактные напряжения

где
,
– пределы контактной выносливости материала шестерни и колеса соответственно;
– коэффициент запаса прочности при нормализации;
– коэффициент, учитывающий влияние шероховатости;
– коэффициент, учитывающий двустороннего приложения нагрузки.
– так как нагрузка односторонняя;
– коэффициент долговечности, учитывает влияние ресурса

– число циклов, соответствующее перелому кривой усталости;
– эквивалентное число циклов нагружения.
Так как передача подвержена тяжелому режиму работы
.




В соответствии с кривой усталости напряжения
не могут иметь значения меньши
. Поэтому при
принимают
.



Проектный расчет
– коэффициент нагрузки в расчетах на контактную прочность

где
– коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. Для определения данного коэффициента необходимо определить
.

Для данного значения коэффициента
коэффициент имеет значение
;
- коэффициент, учитывающий приработку зубьев, его значение находят в зависимости от окружной скорости для зубчатого колеса с меньшей твердостью.
;
– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями,
где
– для зубчатых колес с твердостью
,
– степень точности зубчатой передачи.
;
Межосевое расстояние для соосного редуктора равно для тихоходной и быстроходной степеней.
Из ряда Ra40 округляем
.
Окружная скорость

Предварительно основные размеры колеса
– делительный диаметр
– ширина
Округляем ширину до стандартного значения
.
Определим модулю передачи
Максимальное значение модуля

Минимальное значение модуля

где
– для косозубых передач;
– коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба:
– коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений у основания зубьев по ширине зубчатого венца;
- коэффициент, учитывающий влияние погрешности изготовления шестерни и колеса на распределение нагрузки между зубьями.


Из полученного диапазона (
) модулей принмаем меньшее значение m, согласуя его со стандартным: из ряда 2 принимаем m=1,75.
Определим суммарное число зубьев и угол наклона

Суммарное число зубьев

Действительное значение угла наклона зубьев

Определим число зубьев шестерни и колеса
– число зубьев шестерни;
– число зубьев на зубчатом колесе.
Фактическое передаточное число

- модуль выбран верно.
Определим диаметры колес
Делительный диаметр d:
– шестерни
– колеса внешнего зацепления
Определим диаметры окружностей вершин
и впадин
зубьев колес внешнего зацепления:




где
– коэффициенты смещения у шестерни и колеса соответственно;
– коэффициент воспринимаемого смещения;
– делительное межосевое расстояние.
Определим размер заготовок
Для цилиндрических зубчатых колес:

– для шестерни
– для колеса
Проверочный расчет
Проверка зубьев колес по контактным напряжениям

где
– для косозубой передачи, МПа1/2.
Силы в зацеплении
Окружная:

Радиальная:

Осевая:

Проверка зубьев колес по напряжениям изгиба
В зубьях колеса:

В зубьях шестерни:

где
– коэффициент, учитывающий угол наклона зуба;
– коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев (для косозубой передачи);
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, в зависимости от приведенного числа зубьев
(
.
– проверка выполняется;
– проверка выполняется.
Проверочный расчет на прочность зубьев при действии пиковой нагрузки

где
– коэффициент перегрузки: для шестерни
- допускаемые контактные напряжения при улучшении.


где
– допускаемое напряжения изгиба;
– максимально возможное значение коэффициента долговечности (для сталей с объёмной термообработкой);
– коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки (для единичного приложения);
– коэффициент запаса прочности.


– для шестерни
– для колеса.
Тихоходная ступень






