Исполнение обязанностей по уплате таможенных платежей в случае выявления нарушений условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой

При нарушении условий использования товаров, находящихся под процедурой переработки для внутреннего потребления наступает обязанность по уплате в отношении этого товара таможенных платежей. Их размер определяется как если бы товары, помещенные под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин.

Так же, при нарушении условий пользования товаров, находящихся под процедурой переработки для внутреннего предусмотрены штрафы, в размере:

— на граждан - от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей;

— на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;

— а юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Расчет таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин заполняются не позднее десяти рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения по результатам таможенного контроля, фиксирующего факт нарушения норм международных договоров, актов в сфере таможенного регулирования или законодательства Российской Федерации, который влечет за собой наступление срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней.

При выявлении факта нарушений, таможенный орган обращает взыскание на денежные средства на счетах плательщика в банках и его электронные денежные средства, которое производится на основании решения о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке.

Решение таможенного органа о бесспорном взыскании должно содержать сведения:

1) о регистрационном номере и дате принятия решения таможенного органа о бесспорном взыскании;

2) о таможенном органе, принявшем решение о бесспорном взыскании;

3) о плательщике или лице, несущем солидарную обязанность;

4) о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих взысканию в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования или законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок обязанности по их уплате;

5) о суммах подлежащих взысканию пеней/процентов, начисленных по день составления решения о бесспорном взыскании включительно;

6) о датах и номерах уведомлений;

7) о регистрационном номере и дате корректировки декларации на товары, расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, корректировки таможенного приходного ордера, заявления, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с ТК ЕАЭС[11].

Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней может производиться:

1) с рублевых расчетных счетов, если есть сведения о реквизитах счетов;

2) с валютных счетов, если денежных средств на рублевых счетах недостаточно, либо отсутствуют сведения о реквизитах этих счетов;

3) за счет остатков электронных денежных средств в рублях, если денежных средств на рублевых и валютных счетах недостаточно, либо отсутствуют сведения о реквизитах таких счетов;

4) за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте, если электронных денежных средств в рублях недостаточно, либо совсем отсутствуют на счетах;

5) со счетов в драгоценных металлах, если электронных денежных средств в рублях недостаточно, либо совсем отсутствуют на счетах.

Таким образом, при выявлении факта нарушения условий пользования товаром под процедурой переработки для внутреннего потребления, в отношении такого товара отменяются все предоставленные в соответствии с процедурой льготы. Размер таможенных платежей определяется, как если бы товар помещался под процедуру выпуска для внутреннего потребления. После подтверждения факта нарушения, составляется Решение таможенного органа о бесспорном взыскании денежных средств со счета плательщика, на основании которого денежные средства поступают в таможенный орган со счета плательщика.

 

    Далее рассмотрим судебную практику.

    Как показывает судебная практика, споры связанные с применением таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления включают в себя следующие категории дел:

    1. отказ таможенных органов в помещении товара под процедуру переработки для внутреннего потребления

    2. нарушение сроков переработки товаров под процедурой переработки для внутреннего потребления

    3. нарушение правил пользования и распоряжения товарами

Около 2/3 всех решений судов обжалуется или опротестовывается в вышестоящие суды.

    Пример.

    В Арбитражный суд Свердловской области обратилось общества с ограниченной ответственностью "Уральские локомотивы" с заявлением о признании недействительным решения таможни от 31.12.2014 № 24-11/14203 об отказе в выдаче разрешения на переработку товаров для внутреннего потребления[12].

Общество мотивировало своё требование тем, что на дату вынесения оспариваемого решения условие, предусмотренное подп. 3 п. 1 ст. 189 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза для помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, соблюдалось, поэтому у таможни отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения.

Таможня 24.04.2015 представила отзыв, требование не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 189 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза помещение товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления допускается при условии, что суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. В заявлении от 18.12.2014 общество просило разрешить ввозить на территорию Российской Федерации комплектующие иностранного производства, ставки ввозных таможенных пошлин на которые составляют от 5 до 10 процентов, для последующей их переработки в моторные вагоны электропоезда и несамоходные вагоны (продукты переработки) с кодами по ТН ВЭД ТС 8603100002 и 8605000002, на которые в 2014 году действовала нулевая ставка ввозной таможенной пошлины. Однако на 2015 год действие нулевой ставки ввозной таможенной пошлины не было продлено, в связи с чем условие, предусмотренное подп. 3 п. 1 ст. 189 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, для помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления не выполнялось.

Изучив правовые нормы, суд пришел к выводу, что разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления определяет собой лишь условия переработки товаров для внутреннего потребления.

Разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления не подменяет собой процедуру помещения (декларирования) соответствующих товаров под указанную таможенную процедуру и не подменяет процедуру выпуска товаров.

Таким образом, соблюдение предусмотренных ст. 189 ТК ЕАЭС условий помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления должно проверяться таможенным органом не только на момент выдачи упомянутого разрешения, но и каждый раз при помещении (декларировании) иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

Следовательно, принимая решение о выдаче упомянутого разрешения (или об отказе в его выдаче), таможенный орган должен исходить из того, будут ли соблюдаться предусмотренные ст. 189 ТК ЕАЭС  условия не только на момент выдачи упомянутого разрешения, но и на момент предполагаемого помещения (декларирования) соответствующих товаров под указанную таможенную процедуру.

В частности, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 189 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления допускается при условии, что суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Следовательно, принимая решение о выдаче упомянутого разрешения или об отказе в его выдаче, таможенный орган должен исходить из того, будет ли соблюдаться предусмотренное подп. 3 п. 1 ст. 265 ТК ЕАЭС условие на день помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления в течение срока действия упомянутого разрешения.

Как следует из материалов дела, в качестве иностранных товаров, на которые общество просило дать разрешение на помещение их под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, общество указало комплектующие для сборки вагонов в количестве 62 наименований на сумму 1191069,83 Евро, или 81343161,18 рублей (по курсу на 12.12.2014). Согласно заявлению срок переработки составляет 248 дней.

Исходя из ставки ввозной таможенной пошлины для комплектующих в размере 5 (пяти) процентов, сумма ввозной таможенной пошлины для комплектующих составила бы 4125444,29 рублей.

Следовательно, если бы продукты переработки были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в период до 31.12.2014, то суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки составили бы 0 (ноль) рублей, то есть были бы меньше тех, которые подлежали бы уплате с комплектующих.

Таким образом, по состоянию на дату принятия таможней оспариваемого решения условие, предусмотренное подп. 3 п. 1 ст. 189 ТК ЕАЭС для помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, соблюдалось. Исходя из этого, общество полагало, что у таможни отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче разрешения.

Вместе с тем суд считает, что принятое таможней решение является законным и не нарушило права общества.

По состоянию на 31.12.2014 таможня располагала сведениями о том, что на 2015 год действие нулевой ставки ввозной таможенной пошлины в отношении упомянутых продуктов переработки не продлено.

Следовательно, при помещении товаров (комплектующих) под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления после 31.12.2014 таможня правомерно должна была бы исходить из обычных (ненулевых) ставок ввозной таможенной пошлины на продукты переработки, а именно в размере 5 (пяти) и 10 (десяти) процентов. В этом случае по представленному таможней расчёту сумма ввозной таможенной пошлины в отношении продуктов переработки составила бы около 27,6 млн. руб., тогда как в отношении товаров для переработки (комплектующих) – около 4,1 млн. руб. Доказательств иного обществом не представлено.

Следовательно, таможня обоснованно посчитала, что условие, предусмотренное подп. 3 п. 1 ст. 198 ТК ЕАЭС, для помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления не могло быть выполнено в течение заявленного срока переработки (248 дней) и соответственно – в течение срока действия предполагаемого разрешения на переработку.

Поскольку в течение срока действия предполагаемого разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру переработки условие, предусмотренное подп. 3 п. 1 ст. 198 ТК ЕАЭС, не могло быть выполнено, таможня правомерно отказала обществу в выдаче разрешения, не нарушив при этом его права.

Порядок выдачи разрешений таможня также не нарушила.   

В соответствии с этим, арбитражный суд Свердловской области в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Уральские локомотивы» решил отказать.


 


ВЫВОД

Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления представляет собой процедуру, при которой иностранные товары(входящие в перечень) используются для совершения операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки[13].

В отношении товаров, находящихся под данной таможенной процедурой, установлены условия их использования и сроки нахождения под процедурой переработки для внутреннего потребления (в зависимости от времени переработки, установленного в контракте, но не более 1 года) в целях предоставления льгот. Они могут предоставляться в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, про соблюдении следующих условий: наличие документа об условиях переработки товаров для внутреннего потребления, возможность идентификации товаров в продуктах их переработки, невозможность восстановления продуктов переработки до первоначального состояния, уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, составление отчетности и др. В рамках данной таможенной процедуры предоставляются льготы и в отношении продуктов переработки.

В отношении этих продуктов уплачивается только ввозная таможенная пошлина. Обязанность по уплате возникает у декларанта с момента регистрации декларации на товары таможенным органом. Для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на товары, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления.

Что касается отходов и остатков, образовавшихся после производства, то они подлежат помещению под выбранную декларантом таможенную процедуру и рассматриваются как ввезенные на таможенную территорию Союза в этом состоянии. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары. Обязанность по уплате налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин у декларанта не возникает.

В отношении данной таможенной процедуры, осуществляется контроль за исполнением обязанности по уплате таможенных платежей при завершении процедуры переработка для внутреннего потребления и производится с помощью проверки документов и сведений. При выявлении нарушений, законодательство предусматривает применение мер, установленных КоАП РФ и УК РФ.

Исполнение обязанности по уплате всех таможенных платежей может возникнуть у декларанта при нарушении им условий пользования товарами, находящимися под процедурой переработки для внутреннего потребления. В таком случае составляется Решение о бесспорном взыскании, на основании которого таможенный орган взыскивает денежные средства со счетов плательщика.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: