Учеными создано несколько типологий групп самопомощи. Часто критерием классификации групп самопомощи являются общие для них проблемы, объединяющие ее членов.
Четыре типа, разработанные Леоном Леви, больше всего подходят для групп с терапевтической ориентацией. Группы I типа занимаются преимущественно контролем или реорганизацией поведения. Примеры таких групп: АА, Анонимные азартные игроки и Анонимные родители. Членов групп II типа по классификации Леви объединяют общие стрессовые ситуации, в соответствии с которыми их можно разделить на подтипы. Эти группы могут фокусироваться на таких кризисных ситуациях, как изнасилование, убийство кем-либо ребенка и выживание после суицидной попытки. Другие группы занимаются так называемыми переходными периодами жизни, или переходом к нормальному состоянию. Такие группы стремятся скорее к совладанию с кризисными ситуациями, чем к изменению статуса своих членов. В работе групп III типа участвуют люди, испытывающие дискриминацию в связи с их полом, расовой или классовой принадлежностью и сексуальной ориентацией. Группы IV типа не имеют какой-либо определенной общей проблемы, они стремятся к общей самоактуализации и повышению личной эффективности.
|
|
Группы самопомощи могут подразделяться и по другим различным основаниям, например:
– группы, возникающие спонтанно, и группы, инициированные специалистами;
– группы, имеющие программу функционирования и четко определенную цель, и группы со спонтанной динамикой;
– группы закрытого типа, когда состав участников постоянен, и группы открытого типа, когда допускается смена состава и прием новых членов;
– группы, работающие в течение определенного времени, регулярно встречающиеся, и группы, собирающиеся лишь по каким-либо поводам;
– тематические группы, объединяющие тех, кто пережил сходный травматический опыт (группы жертв насилия и т.п.), и смешанные;
– группы, дифференцирующиеся в зависимости от состава участников, объединяющие людей по какому-либо формальному признаку (по полу, возрасту и др.), и смешанные группы и т.д.
Несмотря на большое разнообразие упомянутых выше организаций, можно выделить ряд общих для них терапевтических черт или процессов, которые способствуют достижению изменений в аттитюдах или поведении членов групп самопомощи.
Общий опыт. Определенный тип общего опыта или ситуаций является основой и обоснованием существования большинства групп самопомощи. Эта общность имеет несколько положительных черт. Людей в таких группах обычно сразу и полностью понимают, и потому они не чувствуют себя психологически одинокими. Кроме того, общность склоняет людей к снижению защит и побуждает к самораскрытию, чему сопутствуют эффект катарсиса и уменьшение стыда.
|
|
Помощь другим. Принцип «помощник терапии» в группах самопомощи гласит, что чем больше члены группы помогают другим, тем больше они помогают самим себе.
Постоянная система поддержки. Члены групп самопомощи часто получают от других участников поддержку, ободрение и похвалу. В действительности поддержка осуществляется круглосуточно, если есть возможность связаться с другими по телефону. Система поддержки становится чем-то вроде большой участливой семьи.
Информация. Большой терапевтический эффект приносит получение информации технического порядка, а так же элементов народной мудрости.
Получение обратной связи. В обстановке открытости и искренности, типичной для групп самопомощи, поведение участников доступно точному наблюдению и комментариям других членов группы.
Обучение специальным методам. В таких группах, как АА, успешность решения проблем зависит от следования специальным методам или техническим приемам. Члены групп осваивают эти приемы и учатся постоянно применять их, что обеспечивает создание терапевтически ценной структуры.
Другие когнитивные процессы. Терапевтическое воздействие процесса самопомощи в значительной степени связано с такими принципами когнитивной терапии, как формирование положительного Я-образа, улучшение самопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, усиление различительной способности и переопределение норм.
Вне зависимости от типа группы и состава участников должны быть созданы условия, обеспечивающие групповое взаимодействие:
– каждый участник группы стремится уважать мнение другого и принимать его чувства;
– каждый участник группы имеет право (но не обязан) высказываться и может рассчитывать на то, что будет выслушан со вниманием, хотя не обязательно, чтобы с ним непременно соглашались;
– члены группы должны быть уверены в конфиденциальности сообщаемых ими сведений о себе, что дает ощущение безопасности;
– члены группы стремятся к совместному обсуждению и решению всех групповых (а при договоренности и внегрупповых) вопросов;
– члены группы при пропуске занятий предупреждают ведущего или одного из членов группы, чтобы все члены группы и лидер были в курсе возможных декомпенсаций участников группы.