Общие вопросы организации и создания группы самопомощи

 

Отношения между группами самопомощи и профессионалами, работающими частным образом или в государственных учреждениях, варьируют от тесного сотрудничества до антагонизма. Для некоторых групп независимость от авторитета, методов и финансирования профессионалов является делом принципа. Но даже ярые приверженцы групп самопомощи все больше признают важность того, как профессионалы создают, консультируют и легитимируют некоторые из таких групп. По данным проведенных исследований, около трети групп самопомощи были основаны, по меньшей мере, при содействии профессиональных помощников. Профессионалы и непрофессионалы тесно взаимодействуют между собой в деятельности многих групп, имеющих отношение к физическому здоровью. Такие организации, как АА, часто получают существенную поддержку со стороны психиатров и клинических психологов.

Специалисты выделяют следующие рекомендации к созданию подобных групп:

• группа формируется на основе одного основополагающего принципа, по остальным показателям она может быть разнородной;

• участие в группе должно быть свободным и добровольным;

• группа должна быть нацелена на решение актуальных для данного круга лиц проблем, на создание у них достаточной мотивации к объединению и участию в ней.

Возможны два пути образования (создания) группы самопомощи. Первый, прямой — предложение по организации встреч. Второй, косвенный — приглашение на собрание или встречу с каким-либо интересным или полезным собеседником, т.е. создание ситуации, благоприятной для неофициального знакомства, общения, обмена информацией и т. п. Возможен и совершенно иной принцип — выявление уже имеющихся кругов неформального общения, выполняющих функции поддержки и взаимопомощи. В этом случае организационные функции служб социальной защиты могут заключаться лишь в выяснении про­блем и запросов данной группы и оказании ей социальной по­мощи.

Следующим шагом для создания группы является поиск лидера-ведущего. В его функции обычно входят организация места сбора группы, помещения, способствующего возникновению групповой сплоченности; постоянное активное вовлечение участников группы и членов их семей в работу, совместное преодоление актуальных проблем, обсуждение индивидуального опыта, проведение досуга; организация эффективного общения на период сбора группы; оказание при необходимости экстренной индивидуальной психологической помощи, готовность выслушать и понять любого члена группы; помощь в поиске информации по жизненно важным вопросам; помощь в налаживании прямых связей участников группы между собой; создание теплой дружеской атмосферы в период сбора членов группы; при желании рядовых чле­нов группы совместная с ними разработка правил работы группы, правил приема, общих ритуалов и т.п.; посредничество в решении социальных, юридических, финансовых и медико-психологических проблем.

В случае, если группа была инициирована специалистами (социальным работником, психологом), ведущий группы организует знакомство незнакомых членов группы между собой и с делом; обсуждение вопроса о составе группы (если группу планируют сделать открытой, возможна разработка правил или ритуала приема); группа ставится в известность относительно необходимости требований к групповой работе, вырабатываются собственные правила работы; вырабатываются санкции за отступление от групповых правил; определяются основные цели группы как на уровне реальной проблематики, так и на психологическом уровне.

В зависимости от специфики группы применяются разнообразные методы (например, групповые дискуссии, эмпатические слушания, упражнения по технике эффективного общения, релаксация, саморегуляция, обсуждение проблем и т.п.). Каждая встреча, а также смысловые этапы в жизнедеятельности группы должны завершаться подведением итогов, определением ориентиров на будущее. Необходимо позаботиться о создании возможностей для неформальных встреч участников группы друг с другом вне занятий. Основная цель — передача инициативы самим членам группы, уход ведущего «на права гостя».

В случае если группа сложилась стихийно, социальный работник изучает специфику группы, объединяющие ее позитивные и негативные черты; создает в уже возникшей группе условия для более эффективного общения и деятельности (организация места сбора группы, финансово-материальная помощь, консультативные, информационные услуги, привлечение необходимых специалистов и т.п.).

Подобного рода группы имеют огромное положительное значение для социальной поддержки. Есть, однако, и некоторые негативные последствия стихийного формирования групп: замыкание членов группы на самих себе, закрытость к общению вне группы; фиксация на собственных проблемах; формирование враждебного отношения к тем, кто не переживает схожих проблем, что возможно при высоком уровне агрессии у членов группы, наличии негативно настроенного лидера.

Контрольные вопросы

Назовите главные принципы работы групп самопомощи?

Чем группы самопомощи отличаются от общественных организаций?

Перечислите основания классификаций групп самопомощи?

Выделите общие терапевтические черты, которые способствуют достижению изменений в аттитюдах или поведении членов групп самопомощи?

Какова роль социального работника и государственных органов в организации и создании групп самопомощи?



Лекция 7. ИНКАУТЕР ГРУППЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГРУПП САМОПОМОЩИ

План

7.1 Определение и основные признаки инкаутер-группы (группы встреч)

7.2 Основные виды инкаунтер-групп и их отличие от групп личностного роста

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: