Источник-учитель -------Канал связи-звуковой --------Приемник-ученик, студент

Коммуникативные барьеры – препятствия, возникающие на пути передачи информации.

Выделяют три формы барьеров общения:

1) барьеры непонимания:

· фонетический барьер (невыразительная быстрая или медлен­ная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

· стилистический барьер (несоответствие стиля речи комму­никатора и ситуации общения или стиля общения и актуаль­ного психологического состояния партнера по общению);

· семантический барьер (различие в системах значений слов);

· логический барьер (сложная и непонятная или неправиль­ная логика рассуждений, доказательств);

2. барьеры социально-культурного различия (социальные, по­литические, религиозные и профессиональные различия, приво­дящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процес­се общения);

3. барьеры отношений ( неприязнь, недоверие к коммуникато­ру, которое распространяется на передаваемую им информацию).

Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и жела­ние, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людь­ми, душевное спокойствие.

Соответственно, человек может про­тивиться получению нежелательной для него информации, защи­щаясь как и от источника коммуникации, так и от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде «избегания» (индивид уклоняется от контактов с определенными людьми, не слушает собеседника в процессе разговора, использует любой предлог для его прекращения) или своеобразного «непонимания» самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения).

· Интерактивная сторона – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками (продавец и покупатель общаются, даже если они не произносят слова);

Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность
люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.
(врач и пациент; больной – сдача анализов(пример)



Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторонаобщения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только зна­ниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда пред­полагает некоторый результат — изменение поведения и деятель­ности других людей. Здесь общение проявляется как межличнос­тное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развивать деятельность далее, организовывать ее.

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в двух основных формах: сотрудничество (кооперация) или соперни­чество (конкуренция).

Производными от них являются: уклонение от взаимодействия; од­нонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; комп­ромиссное взаимодействие.

Сотрудничество — общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совмес­тной деятельности;

· Соперничество — общение, при котором партнеры про­тиводействуют друг другу и препятствуют достижению ин­дивидуальных целей;

· Уклонение от взаимодействия — партнеры стараются из­бегать активного сотрудничества;

· Однонаправленное содействие — один из партнеров способ­ствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;

· Контрастное взаимодействие — один из партнеров стара­ется содействовать другому, который, однако, активно про­тиводействует ему;

· Компромиссное взаимодействие — оба партнера отчасти со­действуют, отчасти противодействуют друг другу.

Интерактивная сторона общения по своей сущности — это пси­хологическое воздействие, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатом этого проникновения является изменение инди­видуальных или групповых психических явлений (взглядов, отно­шений, мотивов, установок, состояния). Однако на пути подобных воздействий от противоречащих им стоит психологическая защи­та — своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздей­ствия, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социально­го окружения, от нежелательных.

· перцептивная - предполагает восприятие человека, общающимися  людьми друг друга партнерами по общению и установления на этой по­чве взаимопонимания (очень важно, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем из сообщенного ему не разберется).

В процессе восприятия формируется пред­ставление о намерениях, мыслях, способностях, установках, куль­туре. В этот процесс включены как минимум два человека, и каж­дый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот дру­гой понимает собственные потребности, мотивы и установки.

 Каждый из них активен, каждый стремится донести свои цели, намерения, настроения до другого, одновременно пытаясь понять и его самого.

Этот процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга называется перцепцией или перцептивным компонентом общения, и он крайне важен для успешного контакта людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: