Педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки. При этом синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».
Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе ДОУ важно определить сущность педагогического процесса современного ДОУ, его закономерности, принципы и условия организации.
Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения.
Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.
В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:
v обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;
v воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле.
В широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования.
В узком смысле, имеется ввиду совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение конкретной задачи.
Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:
Ø учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
Ø решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
Ø учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
Ø осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;
Ø создание развивающей среды.
По мнению И. П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются
· цель,
· конкретные задачи,
· выясняется состояние вопроса,
· планируются,
· прогнозируются результат
· схема процесса,
· подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания.
· Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.
План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется
· педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя,
· ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки
· сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.