Педагогический процесс

Педагогический процесс – одна из основополагающих категорий педагогической науки. При этом синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс».

Для определения подходов к решению проблемы становления успешности дошкольника в педагогическом процессе ДОУ важно определить сущность педагогического процесса современного ДОУ, его закономерности, принципы и условия организации.

 

Педагогический процесс — система, в которой происходит интеграция процессов формирования, развития, воспитания и обучения.

 Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития и др.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:

v обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;

v воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:

оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;

Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле.

В широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели дошкольного образования.

В узком смысле, имеется ввиду совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение конкретной задачи.

Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:

Ø учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;

Ø решение воспитательных и образовательных задач в единстве;

Ø учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

Ø осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

Ø создание развивающей среды.

По мнению И. П. Подласого, организация педагогического процесса предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются

· цель,

· конкретные задачи,

· выясняется состояние вопроса,

· планируются,

· прогнозируются результат

·  схема процесса,

· подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания.

· Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется

· педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя,

· ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки

· сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: