Характер педагогических воздействий взрослого изменяется в течение всего процесса обучения детей раннего возраста:
- вначале это непосредственное эмоциональное взаимодействие в сочетании с предоставлением возможности ребенку действовать с игрушками и предметами;
- с появлением у ребенка способности подражать взрослый использует в качестве главного приема показ образца действия;
- первоначальное усвоение знаний происходит при непосредственном подражании действиям взрослого;
- с пониманием ребенком речи взрослого используется показ со словесными пояснениями.
Выделяют следующие виды занятий с детьми раннего возраста.
От 1 до 2 лет; развитие речи, чтение художественной литературы, развитие движений, игры-занятия с дидактическим материалом, музыкальные занятия, игры и развлечения.
От 2 до 3 лет: физкультурные занятия, занятия по сенсорному развитию, развитие речи и ознакомление с окружающим, развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность, конструирование из строительного материала, музыкальные занятия.
Все виды занятий требуют от детей определенных усилий и активного внимания, поэтому их проведение строится на основе специфических методов обучения.
Своеобразие использования методов и приемов обучения детей на занятиях заключается в том, что все занятия с детьми раннего возраста имеют игровую инструментовку, проводятся в форме дидактических игр-инсценировок с использованием игровых приемов обучения. Активно используется воспитателем наглядно-действенный метод обучения, показ действий с последовательным объяснением, наблюдение, упражнение, метод совместных действий, вопросы к детям.
Таким образом, соблюдение дидактических принципов и продуманный подбор педагогом методов и приемов обучения не только обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, но и прочное усвоение знаний детьми.
Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые 3 года жизни, следовательно, наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, которые будут обуславливать дальнейшее развитие организма.
Особенности обучения:
По Горбатенко – важнейшим механизмом является подражание в способах действия, в речи, в оценках. Главный вид деятельности – предметная, тесно связана с общением, служит предпосылкой игры.
Общие педагогические правила:
- единство подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей;
- индивидуальное обращение к детям (быстрее реагирует на речь);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей и способностей детей;
- формирование самостоятельности, в основе которой лежит сенсомоторная потребность и пластичность в обучении;
- поведение взрослого должно служить примером для подражания;
- воспитание положительного отношения к поручению взрослых;
- вред частых запретов, длительных ожиданий.
Главная задача взрослых, если они хотят обучить чему-то ребенка – пробудить интерес.
Основными задачами обучения детей первого года жизни являются:
-развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения и восприятия (зрительного, слухового, тактильного);
-развитие движений (перемещение в пространстве: переворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, ползание, ходьба);
-развитие предметных действий (узнавание некоторых предметов, действия с ними в соответствии со свойствами - закрывание, открывание, складывание, прокатывание и др.);
-развитие речи (понимание речи взрослого, подражание речи, активное использование некоторых звуковых сочетаний, первых слов).
Большое значение имеет опосредованное обучение: подбор игрушек, картинок, предметов быта. Воспитатель учит ребенка пользоваться ими, и на этой основе развивает самостоятельную деятельность малыша.
Следует подчеркнуть, что последняя нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослого: надо привлекать внимание малыша к предмету (игрушке), называть предмет (игрушку) и некоторые его свойства (мяч большой, курочка желтая), направлять руку младенца к предмету.
Глава 1.3 Организация процесса обучения в разных возрастных группах
Тема 1.3.1 Организация педагогического процесса. Модели организации и взаимодействия в обучении. Организация индивидуально – ориентированного обучения дошкольников