Зайдите в библиотеку ЮРАЙТ https://www.biblio-online.ru Открываем учебник https://urait.ru/viewer/osnovy-filosofii-452562#page/1 Кочерова С.Н., Сидорова Л.П. «Основы философии», глава 2 Античная философия и начинаем внимательно знакомиться с текстом. Обращаем внимание на терминологию, не понятные термины и определения, выписываем и поясняем, используя философский словарь https://rus-new-philosophy.slovaronline.com
2. Рассматривая вопрос об особенностях развития философии в Древней Греции, необходимо понимать, что стало толчком к активному развитию философии в Древней Греции. Основными факторами были:
· переход от родоплеменного строя к особому виду политического устройства – полису, где царила демократия;
· увеличение контактов с иными народами и цивилизациями, принятие их опыта и его трансформация; развитие научного знания, торговли и ремесел;
· превращение умственного труда в особый вид деятельности.
Все эти предпосылки способствовали формированию свободной личности, у которой было собственное мнение. Активно развивались такие качества, как: тяга к знаниям, способность размышлять и делать выводы, острота ума. Стремление к философствованию также поддерживалось принципом состязательности, который применялся не только в спортивных соревнованиях, но и в интеллектуальных спорах и дискуссиях разного рода.
На первых порах развития древнегреческой философии очень хорошо заметна ее связь с мифологией. Они задавали одни и те же вопросы: откуда появился мир; каким образом он существует; кто управляет природой. Однако у мифологии и философии есть очень весомое отличие – последняя пытается найти всему рациональное объяснение, постичь окружающий мир через разум. Поэтому именно благодаря ее развитию появляются новые вопросы: почему происходит именно так; что является причиной определенного явления; что есть истина. Для ответа требовался уже другой склад мышления – критический. Мыслитель, опирающийся на такую форму познания мира, должен подвергать абсолютно всё сомнению. Нужно отметить, что при этом почитание богов сохраняется до самого последнего периода развития древнегреческой мысли, когда пантеизм начинает активно вытесняться христианской религией.
Исследователи считают, что древнегреческая философия прошла в своем развитии несколько периодов: Досократовский – он продолжался до V в. до н.э. Наиболее известными школами того времени были милетская и элейская. Классический – длился одно столетие до IV в. до н.э. Он считается периодом расцвета древнегреческой мысли. Именно тогда жили Сократ, Платон и Аристотель. Эллинистический – закончился в 529 г., когда император Юстиниан закрыл последнюю греческую философскую школу – Платоновскую Академию. Не так много сведений о деятельности первых древнегреческих философов дошло до наших дней. Так, большое количество информации мы получаем из работ других, более поздних мыслителей, прежде всего, Платона и Аристотеля. Объединяет все периоды, пожалуй, тип философствования, который получил название космоцентрического. Это значит, что мышление мудрецов Древней Греции было направлено на окружающий мир и природу, их происхождение и взаимосвязь.
Кроме того, для познания использовался метод абстрагирования, путем которого формировались понятия. Их применяли, чтобы иметь возможность описать предметы, перечисляя их свойства и качества. Также древние греки смогли обобщить все уже известные им научные теории, наблюдения за природой и достижения науки и культуры.
· Выпишите какие методы использовались древними греческими философами для понимания бытия.
3. Рассматривая вопрос о философских школах сделайте таблицу и систематизируйте полученные данные:
| Школа | Основные вопросы и выводы | |
| Милетская школа | ||
| Школа Гераклита (Эффеская[ОР1] [ОР2]) | ||
| Пифагорейская школа | ||
| Школа элеатов | ||
| Атомистическая школа |
Представители Милетской школы, школы Гераклита относились к натурфилософским школам. Мир рассматривался ими, как живое и неделимое единое целое. В нем все окружающие людей вещи были одушевленными: одни – в большей степени, другие – в меньшей. Их главной целью был поиск первоначала бытия («Из чего все происходит и все состоит»). При этом натурфилософы не могли сойтись в том, какой из элементов считать главным. Например, Фалес считал воду началом всего. В то же время представитель этого же направления по имени Анаксимен первенство отдавал воздуху, а Гераклит – огню. Кстати, уже упомянутого Фалеса можно считать основоположником геоцентрической системы мира, поскольку он первым предположил, что наша планета находится в центре Вселенной. Его усилиями был введен первый календарь, разделенный на 12 месяцев. Элеаты Это направление еще называют элейским. Среди его знаменитых последователей: Зенон и Парменид. Их учение стало толчком для развития идеализма в будущем. Они отрицали возможность движения и изменения, считая, что реально существует только бытие. Оно вечное, единственное и застывшее на месте, также его нельзя разрушить. Именно элеаты первыми открыли, что есть вещи, существующие в реальности и постигаемые мышлением, а есть и те, с которыми можно познакомиться лишь чувствами. Атомистическая школа Ее основоположником являлся Демокрит. Он считал, что существует не только бытие, но и небытие, а весь наш мир состоит из мельчайших частиц – атомов. Они отличаются друг от друга формой, размером, положением и образуют тела. Мир, предметы и явления человек видит глазами. А атомы невозможно рассмотреть «чувствами», это получается сделать лишь разумом.
4. Начиная рассматривать классическое направление в развитии философии мы обращаемся к видным деятелям этого времени: Сократу, Платону и Аристотелю.
· Выполняем в процессе чтения текста следующую работу, систематизируем полученные знания в виде таблицы:
| Философ | Основные идеи |
| Сократ | |
| Платон | |
| Аристотель |
Сократ является философом, первым поставившим вопрос о человеке, как личности, у которой есть совесть и определенный набор ценностных установок: он настаивает на важности самопознания, поскольку именно оно формирует путь для достижения высшего истинного блага; у каждого человека есть разум, с помощью которого постигаются все понятия. То есть, например, добру или смелости научить другого нельзя. Он должен сделать это самостоятельно, размышляя, выявляя, вспоминая.
Платон являлся лучшим учеником Сократа и был тем, кто фактически основал объективный идеализм: его основная мысль заключается в том, что идеи являются прообразами всех существующих вещей. Он называет их моделями, философ считал, что государство несправедливо и несовершенно, поскольку основывается на субъективных мнениях его правителей; бытие мыслитель делит на мир вещей (неистинное) и мир идей (истинное). Предметы возникают, изменяются, разрушаются и исчезают. Идеи же, в свою очередь, вечны.
Аристотель был самым талантливым учеником Платона, что не мешало ему критиковать идеи своего учителя. Пытливый и широкий кругозор позволили мыслителю заниматься логикой, психологией, политикой, экономикой, риторикой и многими другими известными тогда учениями. Именно Аристотель первым классифицировал науки на теоретические и практические. Приведем его основные идеи: бытие представляет собой единство формы и материи, последняя – то, из чего состоят вещи, она может принять любой вид; составляющими материи являются стандартные элементы (огонь, воздух, вода, земля и эфир), они в разных комбинациях формируют известные нам предметы; именно Аристотель первым сформулировал некоторые законы логики. В последствии Аристотель становится учителем Александра Македонского.
5. Изучая философию Древнего Рима, надо понимать, что она возникает на греческой философии, но на первое место в это время выходят поиски человеком утешения и примирения с новой реальностью. Римская философия не очень интересовалась тем, как устроена природа, – она, в основном, рассуждала о жизни, преодолении невзгод и опасностей, а также о том, как объединить религию, физику, логику и этику
Важными становятся этические проблемы. В этот период существуют несколько направлений.
Эпикуреизм – представители этого направления считали удовольствие целью всей жизни. Однако речь шла не о чувственном наслаждении, а о чем-то возвышенном и духовном, присущем лишь мудрецам, способным преодолеть боязнь кончины.
Скептицизм – его последователи проявляли недоверие ко всем «истинам» и теориям, считая, что их нужно проверять научным и эмпирическим путем. Это направление всегда возникает во времена упадка крупных цивилизаций. В философии Древнего Рима его представителями являлись Энесидем из Кносса (ученик Пиррона), Агриппа, Секст Эмпирик. Все они были схожи между собой тем, что выступали против всякого рода догматизма. Их главным лозунгом выступало утверждение, что все дисциплины противоречат друг другу и отрицают сами себя, только скептицизм всё принимает и одновременно подвергает сомнению.
Стоицизм - одним из самых ярких представителем школы стоиков был Сенека. Он являлся учителем Нерона – известного своей плохой репутацией императора Древнего Рима. Философия Сенеки изложена в таких трудах, как «Письма к Луциллию», «Вопросы природы». Но римский стоицизм отличался от классического греческого направления. Так, Зенон и Хрисипп считали логику скелетом философии, а душой – физику. Этику же они полагали её мышцами. Сенека же был новым стоиком. Душой мышления и всякой добродетели называл этику. Да и жил он в соответствии со своими принципами. Сенека не одобрял репрессии своего воспитанника, императора Нерона против христиан и оппозиции, император приказал Сенеке покончить с собой, что тот с достоинством и сделал.
2. Контрольные вопросы:
2.1 Почему, по Платону, вещи в окружающей действительности не обладают реальным бытием?
2.2 Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». В чем Аристотель не был согласен с Платоном?
2.3. Кто такие киники? Что они понимали под правильной жизнью?
[ОР1]
1. [ОР2]






