При выборе оптимальных каналов распределения учитываются факторы:
• характеристика потребителя (количество, размер средней покупки);
• сегменты (размер, поведение относительно покупки);
• товар или услуги (стоимость, технический состав, хранение, масса единицы, функциональное назначение);
• характер товародвижения (доступность, традиции, юридические аспекты).
Нулевой уровень характеризуется условиями (самостоятельно организуется сбыт):
1. Количество товаров должно быть достаточным чтобы оправдать затраты на организацию торговой сети;
2. Количество потребителей должно быть небольшим, и они должны быть расположены на относительно небольшой территории;
3. Возможность организации высококвалифицированного сервисного обслуживания;
4. Объем каждой отгрузочной партии должен соответствовать «транзитной норме» (т.е. контейнеру, вагону), чтобы сократить затраты на перевалочные операции;
5. Достаточная сеть общественных складских помещений на тех рынках, где фирма осуществляет торговлю;
6. Производится узкоспециализированный товар;
7. Товар реализуется на вертикальном рынке, т.е. он используется в нескольких отраслях, однако незначительным количеством потребителей в каждой отрасли;
8. Цена товара часто колеблется, что требует необходимости ее корректирования без согласия посредника;
9. Цены значительно больше, чем затраты на производство, т.к. в них входят затраты на содержание системы сбыта.
Первый уровень характеризуется условиями:
1. Когда производятся взаимосвязанные товары, которые при использовании дополняют друг друга;
2. Когда участники канала имеют общие цели и методы сбыта;
3. Когда участники канала (производители) имеют общую клиентуру, что позволяет снизить затраты на производство продукции небольшому предприятию и увеличивать крупному производителю;
4. При ориентации одних и тех же иностранных потребителей, что позволяет снизить затраты на маркетинг, сбыт, рекламу;
Предприятие передает сбыт торговым посредникам (многоуровневый канал) при следующих условиях:
1. Сбыт осуществляется на горизонтальном рынке, на котором имеется большое количество потребителей и требуется большая сбытовая сеть, такую сеть может создать только крупное предприятие, поэтому остальные передают сбыт другим;
2. Рынок разбросан географически, вследствие чего прямые отношения нерентабельны;
3. Большие затраты на транспорт, поэтому отдаленные районы не выгодно обслуживать самому производителю;
4. Необходимость частых срочных поставок потребителю;
5. Не покрываются затраты на содержание сети сбыта.
Функции каналов распределения:
1. Исследовательская работа – сбор информации и обработка ее.
2. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.
3. Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями.
4. Приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж, упаковка.
5. Проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.
6. Организация товародвижения - транспортировка и складирование товара.
7. Финансирование - изыскание и использование средств на покрытие издержек по функционированию канала.
1. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем сущность маркетинговой политики распределения?
2. Какие стратегические задачи ставит политика распределения?
3. Какие тактические задачи ставит политика распределения?
4. Дайте понятие канала распределения.
5. Перечислите функции канала распределения.






