Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования
«Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»
Конспект лекции
Тема: «Общие основы ЛФК»
Для цикла Повышения квалификации
Контингент: м/с
Составлена: _ Преподаватель: Мороз Л.И.
Рассмотрено на заседании ЦМК Протокол № от «»2018 г. Председатель ЦМК: Алексеева Н.В Методист: Смирнова А.Л. |
План
|
|
1-Определение понятия ЛФК
2-Основные средства ЛФК
3-Формы ЛФК
4-Дидактические принципы проведения урока ЛФК
5-Кивая физиологической нагрузки, плотность урока
6-Правила построения урока ЛФК
7-Врачебно-педагогические наблюдения
8-Методические и педагогические принципы проведения урока
9-Механизмы действия физических упражнений
10-Факторы, изменяющие нагрузку на организм
11-Упражнения по видовому признаку
12-Упражнения по анатомическому признаку
13-Упражнения по принципу активности и степени физической нагрузки
на организм.
ЛФК-это научная дисциплина, которая
-изучает влияние средств физической культуры на больного человека
-вырабатывает методику их применения при различных заболеваниях
-использует средства физической культуры для лечения и реабилитации больных
ЛФК в своём составе имеет 2 раздела
1-общие основы
2-ЛФК в клинике различных заболеваний
Средства ЛФК
Физические упражнения
(гимнастические упражнения, игры, элементы спортивных игр, туризм, трудовые процессы) Физические упражнния могут в выполняться с движением (динамические)и без движения (статические или изометрические)
Изометрические физические упражнения выполняются бездвижения в виде напряжения отдельных мышечных групп с последующим расслаблением без изменения длины.
Изометрические упражнения -
А ---дают большее увеличение объёма мышц, в большей мере развивают физическую силу и выносливость.
Б ---снижают и даже полностью снимают атрофию
- исключают замену мышечных волокон соединительной тканью
|
|
В - --усиливают регенерацию костной ткани в местах перелома
Д ---Оказывают стимулирующее воздействие на Ц.Н.С.
Е - --Нормализуют вегетативную регуляцию жизнедеятельности организма
Выгодная особенность ----экономичность(меньше затрат, тренирующий эффект за меньшее время.
Их следует выполнять в 2-х вариантах
1. Вариант -без изменения И.П.(лёжа, сидя, стоя). Последовательно напрягая
и расслабляя мышцы рук, ног, спины, живота и шеи. Каждая группа включается последовательно в слабое, среднее и сильное напряжение.
Градация напряжения (слабое, среднее и сильное)-индивидуально-(2-4 сек.) Паузы между выполнениями 5-15 сек.
2-Вариант -выполнения в виде кратковременной фиксации(5-15 сек.) различных поз из И.П. сидя, стоя.
Закаливание
(солнце, воздух, вода)
Режим
(чередование работы и отдыха,гигиена,
питание)
ЛФК- метод---1 Неспецифической терапии
----2 Патогенитической ------------
----3 Функциональной ------------
Терапевтический эффект возможен при соблюдении следующих принципов:
1-Системность —(это воздействие физическими упр-ями с определённй их подбором и последовательностью их применения)
2-Регулярность -(занятия от 1 до нескольких раз в день)
3-Длительность -(у неврологических б-х всю жизнь)
5 - Нарастание дозировки -(как в 1-ой процедуре, так и в курсе)
4-Индивидуализация -(упр-я подбирать в соответствии с заболеванием, сроком, режимом, сопутствующими заболеваниями, возрастом, полом, физ.подготовкой)
В ЛФК предусматривается тренировка:
1 Общая---- это общая функциональная адаптация организма
2 Специальная- непосредственное воздействие на очаг
Методы ЛФК
Гимнастический
Игровой
3-Спортивно-игровой
Формы ЛФК
Основная-это урок
У.Г.Г.
Самостоятельное занятие
Лечебная дозированная ходьба
-60-80 ш. в мин.(медленная)
Средняя)
Быстрая)
Очень быстрая, переходящая в бег)
5-Терренкур -дозированная ходьба с подъёмом и спуском на специальном маршруте
Прогулки
7 -Спортивные упражнения
8- Спортивные игры
9- Тренажёры для тренировки(с.сосудистой, дыхательной систем, снижения веса.):
---ВелоэргометрV -60 об./мин. N-от 25-100вт время 3 мин. и более
Бегущая дорожка, тредбан (от 3мин. и более скорость по состоянию)
--- Лыжный тренжёр, гребной -от 3-х мин.и более
скорость,к-во гребков по состоянию.
---Для развития силы-блоковые (Кетлера,Дагита и др.)
Урок
Это целенаправленный педагогический процесс в котором соблюдаются следующие дидактические принципы:
1-Активность -отличительная черта урока
2-Сознательность -достигается путём бесед
3-Наглядность -особенно у детей,где запас двигательных навыков невелик
4-Систематичность -весь материал д.б. приведён в определённую систему(от простого к сложному, от известного к неизвестному, от лёгкого к сложному)
5-Доступность -(показ.обучение, объяснение.Учитывать анатомо- физиологические особенности,состояние на сегодняшний день,степень пострадавшей функции. Упр-я д.б. адекватными).
6-Прочность -обучить и закрепить
Правильность проведения урока можно определить по следующим показателям:
Кривая урока. В основе построения урока д.б. положена кривая физиологической нагрузки Наблюдают за пульсом и А.Д.
Это графическое изображение реакции пульса на нагрузку. На оси абсцисс откладывается время урока, а на оси ординат –пульс
Плотность урока-определяется временем фактического выполнения упр-ий, исчисляемого в % ко времени, затраченному на занятия в целом. Она зависит от диагноза. 10-15%-малая плотность
30-40%-средняя
80-90%-высокая
Урок состоит из 3х частей
Вводная часть:-Занимает 10-15% ВРЕМЕНИ ВСЕГО УРОКА. Во вводной части используются общеразвивающие упражнения по нарастающей степени нагрузки. Чаще не ставится спец. Задач.
|
|
Заключительная часть:-Занимает так же 10-15% времени всего урока. Используются так же общеразвивающие упражнения, но с убывающей степенью нагрузки. Не ставится специальных задач.
Основная часть:-Занимает всё остальное время урока. В основной части решаются все спец. задачи. Вводятся спец. упражнения-на фоне общетонизирующих.Соотношения их зависит от режимных моментов.
Врачебно-педагогические наблюдения:
Этапный контроль-проводиться 2-ды:
-при поступлении
-перед выпиской
Он включает углублённое обследование и использование функциональной диагностики, которые характеризуют состояние систем(с.сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигаельного аппарата)
Выбор обследования определяется х-ром патологии.
Текущий контроль-1раз в 7 дней с использованием простейших методов
клинико-функционального обследования и функциональных проб.
Требования к пробе:
-1Стандартность
2-Адекватность
3-Безвредность