Урок состоит из 3х частей

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Центр последипломного образования специалистов медицинского профиля»

 

 Конспект лекции

 

Тема: «Общие основы ЛФК»

 

Для цикла Повышения квалификации

Контингент: м/с

Составлена: _ Преподаватель: Мороз Л.И.

                                                                        

                                                   Рассмотрено на заседании ЦМК                                                    Протокол № от «»2018 г.                                                    Председатель ЦМК: Алексеева Н.В                                                    Методист: Смирнова А.Л.                                                         

 

      

                                                                                               

 

 

                                                                           План

 

 

1-Определение понятия ЛФК

2-Основные средства ЛФК

3-Формы ЛФК

4-Дидактические принципы проведения урока ЛФК

5-Кивая физиологической нагрузки, плотность урока

6-Правила построения урока ЛФК

7-Врачебно-педагогические наблюдения

8-Методические и педагогические принципы проведения урока

9-Механизмы действия физических упражнений

10-Факторы, изменяющие нагрузку на организм

11-Упражнения по видовому признаку

12-Упражнения по анатомическому признаку

13-Упражнения по принципу активности и степени физической нагрузки

  на организм.

ЛФК-это научная дисциплина, которая

-изучает влияние средств физической культуры на больного человека

-вырабатывает методику их применения при различных заболеваниях

-использует средства физической культуры для лечения и реабилитации больных

ЛФК в своём составе имеет 2 раздела

1-общие основы

2-ЛФК в клинике различных заболеваний

Средства ЛФК

Физические упражнения

 

 (гимнастические упражнения, игры, элементы спортивных игр, туризм, трудовые процессы) Физические упражнния могут в выполняться с движением (динамические)и без движения (статические или изометрические)

Изометрические физические упражнения выполняются бездвижения в виде напряжения отдельных мышечных групп с последующим расслаблением без изменения длины.

Изометрические упражнения -

А ---дают большее увеличение объёма мышц, в большей мере развивают физическую силу и выносливость.

Б ---снижают и даже полностью снимают атрофию

- исключают замену мышечных волокон соединительной тканью

В - --усиливают регенерацию костной ткани в местах перелома

Д ---Оказывают стимулирующее воздействие на Ц.Н.С.

Е - --Нормализуют вегетативную регуляцию жизнедеятельности организма

       Выгодная особенность ----экономичность(меньше затрат, тренирующий эффект за меньшее время.

Их следует выполнять в 2-х вариантах

1. Вариант -без изменения И.П.(лёжа, сидя, стоя). Последовательно напрягая

и расслабляя мышцы рук, ног, спины, живота и шеи. Каждая группа включается последовательно в слабое, среднее и сильное напряжение.

     Градация напряжения (слабое, среднее и сильное)-индивидуально-(2-4 сек.) Паузы между выполнениями 5-15 сек.

  

2-Вариант -выполнения в виде кратковременной фиксации(5-15 сек.) различных поз из И.П. сидя, стоя.

Закаливание

(солнце, воздух, вода)

Режим

(чередование работы и отдыха,гигиена,

питание)

ЛФК-  метод---1 Неспецифической терапии

----2 Патогенитической ------------

----3 Функциональной ------------

Терапевтический эффект возможен при соблюдении следующих принципов:

1-Системность —(это воздействие физическими упр-ями с определённй их подбором и последовательностью их применения)

2-Регулярность -(занятия от 1 до нескольких раз в день)

3-Длительность -(у неврологических б-х всю жизнь)

5 - Нарастание дозировки -(как в 1-ой процедуре, так и в курсе)

4-Индивидуализация -(упр-я подбирать в соответствии с заболеванием, сроком, режимом, сопутствующими заболеваниями, возрастом, полом, физ.подготовкой)

В ЛФК предусматривается тренировка:

     1 Общая---- это общая функциональная адаптация организма

2 Специальная- непосредственное воздействие на очаг

Методы ЛФК

Гимнастический

Игровой

       3-Спортивно-игровой

Формы ЛФК

Основная-это урок

У.Г.Г.

Самостоятельное занятие

Лечебная дозированная ходьба

-60-80 ш. в мин.(медленная)

Средняя)

Быстрая)

Очень быстрая, переходящая в бег)

 

 

5-Терренкур -дозированная ходьба с подъёмом и спуском на специальном маршруте

Прогулки

 7 -Спортивные упражнения

8- Спортивные игры

9-  Тренажёры для тренировки(с.сосудистой, дыхательной систем, снижения веса.):

---ВелоэргометрV -60 об./мин. N-от 25-100вт время 3 мин. и более

Бегущая дорожка, тредбан (от 3мин. и более скорость по состоянию)

--- Лыжный тренжёр, гребной -от 3-х мин.и более

скорость,к-во гребков по состоянию.

---Для развития силы-блоковые (Кетлера,Дагита и др.)

Урок

Это целенаправленный педагогический процесс в котором          соблюдаются следующие дидактические принципы:

1-Активность -отличительная черта урока

2-Сознательность -достигается путём бесед

3-Наглядность -особенно у детей,где запас двигательных навыков невелик

4-Систематичность -весь материал д.б. приведён в определённую систему(от простого к сложному, от известного к неизвестному, от лёгкого к сложному)

5-Доступность -(показ.обучение, объяснение.Учитывать анатомо- физиологические особенности,состояние на сегодняшний день,степень пострадавшей функции. Упр-я д.б. адекватными).

6-Прочность -обучить и закрепить

Правильность проведения урока можно определить по следующим показателям:

Кривая урока. В основе построения урока д.б. положена кривая физиологической нагрузки Наблюдают за пульсом и А.Д. 

Это графическое изображение реакции пульса на нагрузку. На оси абсцисс откладывается время урока, а на оси ординат –пульс

Плотность урока-определяется временем фактического выполнения упр-ий, исчисляемого в % ко времени, затраченному на занятия в целом. Она зависит от диагноза. 10-15%-малая плотность

30-40%-средняя

80-90%-высокая

Урок состоит из 3х частей

Вводная часть:-Занимает 10-15% ВРЕМЕНИ ВСЕГО УРОКА. Во вводной части используются общеразвивающие упражнения по нарастающей степени нагрузки. Чаще не ставится спец. Задач.

Заключительная часть:-Занимает так же 10-15% времени всего урока. Используются так же общеразвивающие упражнения, но с убывающей степенью нагрузки. Не ставится специальных задач.

Основная часть:-Занимает всё остальное время урока. В основной части решаются все спец. задачи. Вводятся спец. упражнения-на фоне общетонизирующих.Соотношения их зависит от режимных моментов.

Врачебно-педагогические наблюдения:

Этапный контроль-проводиться 2-ды:

-при поступлении

-перед выпиской

Он включает углублённое обследование и использование функциональной диагностики, которые характеризуют состояние систем(с.сосудистой, дыхательной, нервной, опорно-двигаельного аппарата)

Выбор обследования определяется х-ром патологии.

 

Текущий контроль-1раз в 7 дней с использованием простейших методов

 

клинико-функционального обследования и функциональных проб.

 

Требования к пробе:

-1Стандартность

2-Адекватность

3-Безвредность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: