Тема 5. «Безналичный денежный оборот»

1. Сфера применения и принципы безналичных расчетов. 

2. Безналичные платежи: способы, источники и очередность.

3. Формы безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями, инкассовая форма безналичных расчетов; чеки; расчеты аккредитивами; вексель).

4. Организация безналичных расчетов.

5. Клиринговые расчеты.

6. Виды счетов, открываемых в банках. 

1

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей.

Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. 

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. 

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. 

Пятый принцип - срочность платежа.

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Седьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий.

2

Существует несколько способов безналичных платежей:

• Через банковскую систему.

• Через специализированные клиринговые учреждения.

• Посредством зачета взаимных требований.

• Путем использования специализированных инструментов РЦБ.

Источниками проведения безналичных платежей могут являться привлеченные, собственные и заемные средства.

Для хранения денежных средств и осуществления расчетных операций каждому хозоргану в коммерческом банке в зависимости от статуса предприятия, характера деятельности и источника финансирования открываются расчетные, текущие, ссудные, депозитные и другие счета. 

Для открытия расчетного счета предприятие должно предоставить банку определенный перечень документов.

С предприятиями, открывшими разные счета, банк заключает договор о расчетнокассовом обслуживании, в котором отражены права и обязанности сторон, стоимость, оказываемых услуг и материальная ответственность за нарушения условий договора.

В процессе осуществления хозрасчетных операций иногда возникает ситуация, когда остатки денежных средств на расчетном счете предприятия недостаточно для удовлетворения имеющихся претензий со стороны поставщиков, подрядчиков, бюджета. Возникает проблема, какие платежи производить в первую, вторую и т.д. очередь. Для обеспечения единого подхода, избежания дискриминации тех или иных предприятий и организаций, устанавливается так называемая очередность платежей. Существуютследующие виды очередности платежей:

1) целевая очередность.

2) календарная очередность.

3) календарно-целевая очередность.

4) преференциальная очередность (очередности по усмотрению плательщика).

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в настоящее время списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

 в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов (группа 1); во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору

(группа 2);

 в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской

Федерации (группа 3); в четвертую очередь списание по платежных документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые на предусмотрены в третьей очереди (группа 4) (в ред. письма ЦБ РФ от 03.09.96г. N 322);

 в пятую очередь производится списание по исполнительным документам,

предусматривающим удовлетворение других денежных требований (группа 5); в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в

порядке календарной очередности (группа 6).

В настоящее время платежи из 4-ой очереди отнесены к третьей.

3

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов: платежными поручениями; аккредитивами; чеками; платежными требованиями.

Платежное поручение (ПП) - письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет другого предприятия - получателя средств в том же или другом банке. С помощью ПП совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно ПП.

Расчеты ПП имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах.

Расчет по аккредитивам (А). Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку поставщика оплатить расчетные документы. При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете. Т.о., депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату. Зачисление средств на счет поставщика производится банком после того, как будут предоставлены документы, подтверждающих отгрузку или выполнение работ, услуг.

Аккредитив может быть денежным и товарным. В случае денежного аккредитива выплата денег его держателю осуществляется против предъявления им документа, удостоверяющего личность. Поручитель может также в качестве получателя денег указать самого себя, чтобы зарезервировать крупные суммы денег для поездок в другие города.

Товарный аккредитив применяется в расчетах между поставщиком и покупателем. Покупатель открывает аккредитив в банке поставщика и дает поручение оплачивать счета против передачи поставщиком оговоренных документов. Тем самым поставщик получает гарантию того, что сумма по счету поступит к нему, а покупатель - что товар действительно был ему отгружен.

Инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручению клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий на основе расчетных, товарных и денежных документов.

Чек - письменное распоряжение плательщика своему банку оплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму.

Платежные требования применяются при акцептной форме расчетов, когда платежи совершаются не сразу после отгрузки товара или выписки товарных документов.

Вексель – это долговое обязательство векселедателя или иного указанного в векселе лица уплатить обозначенную денежную сумму в определенный срок в конкретном месте. Преимуществом вексельной формы расчетов перед чековой является возможность совершения индоссамента.

4

Безналичные расчеты в финансовом секторе экономики могут проводиться: через расчетную сеть центрального банка; между кредитными организации по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро»; через небанковские кредитные организации, специализирующиеся на осуществлении расчетных операций; через внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).

Межбанковские расчеты - система безналичных расчетов между банками, основанная на прямых переводах денежных средств и регулярных зачетах их взаимных требований и обязательств. На основе расчетов между различными банками можно окончательно завершить расчеты в рамках национальной экономики. Для проведения расчетов коммерческие банки устанавливают между собой на договорной основе корреспондентские отношения. Предметом этих отношений являются два вида операций: по обслуживанию клиентов и собственно межбанковские операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов и оказанию им трастовых услуг. Собственные операции банков включают предоставление и получение кредитов, депозитов, покупку (продажу) валюты, цен. бумаг и др. 

Корреспондентские отношения обычно сопровождаются открытием счетов на взаимной основе (друг у друга).

Имеют место также отношения между корреспондентами без счета, когда взаимные расчеты осуществляются по счетам, открытым ими в третьем кредитном учреждении. Частный случай такой структуры договорных связей - расчеты по корреспондентским счетам, открытым в подразделениях Банка России. Однако они могут проводиться и по счетам, открытым в каком-либо коммерческом банке, обычно являющимся крупным центром межбанковских расчетов, так называемом расчетном банке.

Возможно также установление корреспондентских отношений через клиринговые центры, в которых открываются клиринговые счета как разновидность корсчета для проведения клиринга. При этом равновеликие финансовые требования и обязательства погашаются, а сальдо списывается или зачисляется на основной корреспондентский счет.

Корреспондентский счет - это счет одного банка, открытый в другом банке. На нем отражаются платежи, проведенные последним по поручению и за счет первого банка на основе заключенного между ними корреспондентского договора.

Открываемые после заключения договоров корреспондентские счета подразделяются на несколько видов: счета «Ностро» - текущие счета на имя коммерческого банка у банкакорреспондента (наш счет в вашем банке); счета «Лоро» - текущие счета на имя банкакорреспондента у коммерческого банка, отражаемые у него в пассиве баланса (ваш счет в нашем банке); счета «Ностро» - счета иностранных банков в банке-резиденте в местной валюте или в валюте третьей страны. Счета «Ностро» в одном банке являются счетами «Лоро» у его корреспондентов и наоборот.

В нашей стране большая часть межбанковских расчетов осуществляется через расчетную систему ЦБ РФ. Проведение расчетов между банками осуществляют специально создаваемые для этих целей подразделения Банка России - расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения правлений коммерческих банков открываются корреспондентские счета банков.

5

Клиринг - один из способов безналичных расчетов. Он основан на зачете взаимных требований и обязательств юридических и физических лиц за товары и услуги, ценные бумаги. При клиринге равновеликие суммы взаимных требований кредиторов и обязательств должников друг к другу погашаются, а платежи осуществляются лишь на разницу.

Клиринг может проводиться между двумя хозяйствующими субъектами, групповые и межотраслевые без участия коммерческих банков или с помощью банков. При проведении разового зачета через банки каждому участнику обслуживающим его банком открывается временный (в период зачета) параллельно с расчетным счетом отдельный счет по зачету. По нему списываются и зачисляются суммы. Затем счета по зачету закрываются и выводится сальдо по каждому участнику.

Возможно применения клиринга и при осуществлении межбанковских расчетов. Ведь каждый банк одновременно или попеременно выступает как получатель и плательщик денег. Клиринговые расчеты можно организовать между двумя банками, когда долговое требование первого является долговым обязательством второго, и наоборот. При этом погашаются взаим ные долги. Но наибольшей результативности клиринг достигает при большом количестве участников.

Клиринг может быть организован как через крупнейшие коммерческие банки, так и через клиринговые палаты (центры). При этом необходимо, чтобы клиринговый центр учитывал все долговые требования каждого участника по отношению к другим участникам клиринга и обязательства перед ними с последующим погашением отрицательных и положительных величин. Банки открывают в клиринговых палатах свои счета, на которые переводят часть своих средств. В свою очередь клиринговые палаты открывают свои корреспондентские счета в Центральном банке. Банки - участники клиринговых расчетов - создают в клиринговой

6

Безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета.

В соответствии с договором банк берет на себя обязанности по своевременному комплексному расчетно-кассовому обслуживанию; по обеспечению сохранности всех денежных средств, поступивших на счет клиента, и возврата их по первому требованию клиента; по конфиденциальности информации о хозяйственной деятельности клиента; по сохранности коммерческой тайны по операциям клиента.

Клиент соответственно обязуется: соблюдать требования действующих нормативных актов, хранить свои денежные средства только на счете в банке; представлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую отчетность и т.д.

В договоре предусматривается ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себя обязательств. Например, банк несет ответственность за несвоевременное списание средств со счета клиента или зачисление сумм, причитающихся клиенту. Клиент несет ответственность за недостоверность документов, представляемых в банк и т.п. В договоре фиксируются размеры штрафов за нарушения как с одной, так и с другой стороны.

Банковские счета могут быть следующих видов: расчетные счета (расчетные субсчета), текущие, депозитные, валютные. Счета могут быть простыми и контокоррентными.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юр. лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

В случае простого расчетного счета клиент вправе пользоваться лишь остатком средств на собственном счете. В случае контокоррентного счета возможен отрицательный итог по счету и банк может выдать ссуду в размере овердрафта. Под овердрафтом понимается сумма, перечисленная по поручению клиента сверх остатков средств на счете. В случае овердрафта банк взимает процент с отрицательного остатка на счете.

Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статуса юридического лица. Традиционно такие счета открываются общественным организациям, учреждениям и организациям, состоящим на бюджете. Самостоятельность владельца текущего счета существенно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Так, владелец текущего счета может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется. Это делается в момент открытия счета. Хозорганы, имеющие в банке расчетные счета, могут совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, без установления какого-либо перечня, лишь бы эти операции не противоречили законодательству.

Депозитные счета открываются для хранения в течение определенного времени части средств предприятия.

Валютные счета открываются предприятиям, имеющим постоянную валютную выручку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: