Лекция 17. Характеристика предметно-развивающей среды. Значение предметно-развивающей среды в организации обучения, воспитания и развития в учреждении ДО

Лекция 15. Связь и распределение функций педагогического, методического и экспертного советов.

Новая социально-экономическая ситуация предъявила новые требования к учреждению дополнительного образования детей. Закон РФ «Об образовании» (ст. 35, п.6) дает право самому образовательному учреждению определять функции своих коллегиальных органов управления: педагогического, методического и экспертного советов. Поэтому руководители-практики пытаются переосмыслить и расширить функциональное назначение этих советов, разграничить их функции, найти новые подходы к их подготовке и проведению.

Одним из основных элементов деятельности методической службы учреждений дополнительного образования детей является организация работы Методического, Экспертного советов и участие в работе Педагогического совета.

Экспертный совет – это профессиональное объединение педагогов, ученых и управленцев, которое создается в структуре управления для наиболее эффективной организации экспертизы деятельности учреждения. Во многих учреждениях дополнительного образования функции экспертного совета обычно выполняет методический совет.

Каждый из советов – коллегиальный рабочий орган, имеющий право ставить и решать вопросы совместно друг с другом. Ни один из этих советом не заменяет другой, не состоит при руководстве и не расположен над органами управления учреждения, а только работает вместе с ними.

В своей работе методический совет опирается на инструктивные и законодательные документы Минобразования РФ и местных органов управления образования.

Педагогический совет определяет стратегию развития учреждения, исходя из разработанной концепции, а методический совет определяет тактику достижения поставленных целей.

Через методический совет идет взаимодействие с вузами и научными учреждениями, осуществляется подбор и утверждение научных консультантов, которые оказывают помощь педагогам, руководят экспериментальной работой, рецензируют учебные программы.

Тематику педагогических советов можно сгруппировать следующим образом:

· стратегические (определяют деятельность учреждения дополнительного образования детей на длительный период);

· тактические (разрабатывается тактика на более короткий срок);

· оперативные (решаются острые проблемы).

Функции педагогического совета определены законодательно и включают следующие:

· управленческие: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертные, контролирующие и корректирующие;

· методические: информационные, аналитические, развивающие, обучающие;

· воспитательные: мотивационные, мировоззренческие, организационно-воспитательные;

· социально-педагогические: коммуникационные, интегрирующие, координирующие, защитные.

Функции методического совета:

· информационные (состояние учебно-воспитательного процесса, достижение педагогической науки и т.п.);

· аналитические (анализ результативности деятельности учреждения дополнительного образования; обобщение и внедрение передового педагогического опыта, организация наставничества и руководство им; анализ результатов обучения детей в учебных группах и секциях);

· прогностические (перспективы развития, планирование деятельности);

· проектировочные (перспективное прогнозирование и текущее планирование);

· обучающие (повышение квалификации педагогических работников);

· организационно-координационные (реализация задач методической работы, поставленных на конкретный год и на перспективу, подготовка и проведение семинаров, конкурсов, деловых игр среди педагогов).

Функции экспертного совета:

· совещательные (объективная информация о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций);

· экспертно-контролирующие (заслушивание отчетов, докладов, заключения о деятельности педагогических работников, оценка методических и дидактических материалов и разработок, выработка единых требований к документации и т.п.);

· развивающие (развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и технологиями, дающими наибольший эффект);

· активизирующие (активизация усилий всех звеньев методической службы).

В практике сложилось так, что методический совет одновременно является экспертным советом, который анализирует авторские программы, учебные планы, результаты инноваций.

Деятельность методического и экспертного советов может быть разграничена в зависимости от конкретных условий учреждения, но они не подменяют и не исключают друг друга, у них разные функции.

Координация и распределение функций педагогического, методического и экспертного советов в учреждении дополнительного образования представлено в таблице следующим образом:

Совет Компетенция совета Соуправление
Педагогический совет Определение путей развития учреждения. Оценка лучшего педагогического опыта. Утверждение планов и программ деятельности. Оценка различных направлений деятельности. С советом учреждения.   С научно-методическим советом.
Методический совет Планирование педагогических советов, общих мероприятий. Рассмотрение различных сторон деятельности педагогических работников. Планирование обобщающего контроля, конкурсов, смотров и т.п. С педагогическим советом.
Экспертный совет Оценка лучшего опыта деятельности педагогических работников учреждения. С педагогическим и методическим советами.

Лекция 17. Характеристика предметно-развивающей среды. Значение предметно-развивающей среды в организации обучения, воспитания и развития в учреждении ДО.

Понятие «развивающая предметная среда детства» прочно вошло в лексикон работников дошкольных учреждений в конце 80-х годов прошлого века в связи с работами С. Л. Новоселовой. В этот период ею была предложена концепция предметно-развивающей среды для детских садов и учебно - воспитательных комплексов «Детский сад - начальная школа». В основу концепции легли научные представления о предметном характере деятельности, ее формировании и значении для психического развития ребенка.

Под развивающей предметной средой C.JI. Новоселова понимала «систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика». К объектам предметно-развивающей среды она относила игры, игрушки, пособия, оборудование и материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Термины «Развивающая среда», «Образовательное пространство», в последнее время часто стали использоваться в научно-педагогической литературе. Встречаются различные трактовки этих терминов.

Многие учреждения дополнительного образования детей приходят сегодня к осознанию необходимости создания своей индивидуальной концепции как источника своего совершенствования, прогрессивного развития. Поэтому, необходимо на новой основе организовать, спроектировать модель образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей в парадигме личностно-ориентированного образования, отвечающую требованиям личностного развития ребёнка.

В.М. Межуев отмечает, что совокупность предметов образует непосредственную предметную форму существования культуры. В предмете запечатлеваются усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений, поэтому он становится «человеческим предметом». Именно поэтому в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, его общественная биография. Культурная ценность предмета заключается в том, насколько предмет стал человеческим, насколько в нем представлена и воплощена ценность, выражена определенная человеческая сила и способность.

В изучении механизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят «социальной ситуации развития» Л.С. Выготский понимает под ней своеобразное, соответствующее возрасту неповторимое отношение между ребенком и окружающим его миром. Роль среды состоит в том, что она «… по своему преломляет и направляет, и всякое раздражение действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне». Он пытался понять связь развития ребенка с воздействиями окружающей среды, которые будут зависеть от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок, при этом необходимо учитывать изменения в самой среде и в развитии ребенка.

Основная позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно - эстетическое и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

 

Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: