Сейчас разберем деонтологию расспроса и физического исследования больного

 

Расспрос — важнейший метод исследования больного человека, основанный на изложении больным своих ощущений и переживаний, на воспоминании о своих страданиях (анамнез).

Субъективные ощущения больного, нарушение его общего самочувствия являются самыми ранними, часто важнейшими и нередко единственными проявлениями болезненного со-

стояния.

Диагноз многих заболеваний, например, язвенной болезни, ишемической болезни сердца, может быть установлен сразу и легче всего путем расспроса.

Большое значение в процессе расспроса имеет первый контакт между больным и врачом. Врач должен помочь больному преодолеть имеющую иногда место стеснительность, организовать духовный контакт наиболее тесно, создать атмосферу теплоты, доверия и успокоения.

  После получения паспортных сведений о больном первым ему задается общий вопрос: «Что вас беспокоит?» или «На что вы жалуетесь?» и предоставляется возможность свободно высказаться относительно того, что привело к врачу. Прерывать больного при этом можно только вопросами, имеющими своей целью расширить или уточнить те данные, которые он сообщает.

Этот простой прием, то есть предоставление больному на некоторое время полной возможности свободного высказывания, имеет очень большое значение: он является выражением внимания врача к больному, и это с самого начала благоприятствует возникновению чувства доверия больного к врачу и установлению нормальных взаимоотношений между ними.

При расспросе больного врачу всегда необходимо помнить о том, что каждый больной находится в необычном для него положении и в особом состоянии беспокойства, тревоги, напряженного ожидания. В таком состоянии больной реагирует на все, что происходит во время врачебного исследования, с повышенной эмоциональностью. Поэтому врач должен быть очень внимателен и осторожен как в формулировке своих вопросов и высказываний, так и в своем обращении с больным. Беседа с больным ни в коем случае не должна носить характер анкеты, допроса. Врач должен контролировать каждое слово и учитывать впечатление, которое он произведет на больного.

 Больной насторожен, его внимание крайне обострено, он фиксирует и неверно истолковывает даже мелкие детали в действиях каждого медицинского работника. Нельзя упускать из виду и уровень образованности больного, иногда знакомого со многими медицинскими терминами. Жесты, мимика, кивание головой, недоговоренные фразы и непонятные слова в беседе у постели больного — все это может быть неправильно воспринято пациентом. Нельзя обрывать рассказ больного неуместными резкими замечаниями, проявлять свое нетерпение. Это парализует психику больного, заставляя его уйти в себя, и делает в последующем совершенно недоступным для врача. Недопустимы торопливость, рассеян-ность, нетерпеливость при выслушивании жалоб больного. При расспросе больного все личное у врача должно уйти на задний план, в том числе и настроение

От врача, — говорил М. И. Калинин, — требуется в тысячу раз больше хорошего настроения, потому что он имеет дело с больным человеком, который в силу своего состояния привередничает».

Врач должен помнить, что у больного может быть повышенная (иногда ложная) стыдливость. Это нужно учитывать, мягко и постепенно приподнимая завесу над тем, что врачу обязательно нужно знать для успеха диагностики и лечения и что больной хотел бы скрыть. Во всех случаях (по возможности) расспрос больного врачом должен происходить «один на один», в отдельной комнате, даже в отсутствие медицинской сестры.

В стремлении ободрить больного, поднять его настроение некоторые врачи иногда позволяют себе неуместные шутки, фамильярную форму обращения к больному на «ты». Такое поведение только понижает авторитет врача. Нужно помнить, что в процессе расспроса не только врач составляет суждение о больном, но одновременно и больной делает то же самое и по тем же самым данным в отношении самого врача

. Врач должен располагать доверием больного. Без этого доверия успешная деятельность врача по правильному распознаванию заболевания и его эффективному лечению

значительно затрудняется. Залогом такого доверия является, в первую очередь, высокий уровень профессиональной подготовки врача.

Особого подхода требуют к себе больные хроническими заболеваниями, которые на протяжении ряда лет периодически находились в стационарах, лечились и консультировались у многих опытных врачей, испытали на себе воздействие различных терапевтических методов. Некоторые из них уже с недоверием, скептически относятся к медицине в целом. Для врача важно терпеливо и тщательно расспросить больного обо всех этапах его многолетнего лечения, выяснить, какие методы лечения или терапевтические средства оказывали особенно благоприятное влияние на его состояние. Приступая к лечению больного с хроническим недугом, надо позаботиться о поднятии его настроения, восстановлении веры в полезность и необходимость назначенных ему лечебных мероприятий.

Эта цель будет достигнута, если в комплексную терапию больного включают такие лечеб-ные компоненты, с которыми он раньше не встречался и которые для него являются новыми, неиспытанными. Эффективность лечения хронического страдания нередко бывает временной и проявляется не сразу, поэтому больному следует внушить мысль о том, что полная ликвидация его болезни возможна лишь при самом терпеливом, настойчивом и длительном лечении.

  За последние десятилетия значительно увеличилась продолжительность жизни и, соответственно этому, увеличилось количество лиц пожилого и старческого возраста с их своеобразной (зачастую хронической) патологией, психологией и особенностями поведения.        

    Частым нарушением принципов деонтологии является то, что врач все жалобы пожилого и старого больного относит на счет возраста. Пожилые люди весьма отрицательно относятся к часто стереотипному ответу врача: «У вас все это возрастное», А отсюда не только конфликты во взаимоотношениях, но и повод к диагностическим, тактическим и лечебным ошибкам.

   Таким образом, собрать хороший анамнез дело трудное. Оно требует много времени, выдержки, такта, знаний и умения. Но зато и значение такого анамнеза для диагноза и суждения о больном трудно переоценить.

Поэтому, чем опытнее медработник, тем больше внимания он уделяет анамнезу и

тем большее значение он ему придает.

Большое значение имеют правильно проведенный осмотр больного, использование методов физического исследования для постановки диагноза. Обследовать больного желательно в отдельной комнате. Необходимовыработать навыки щадящего, безболезненного выполнения диагностических и лечебных процедур. Безболезненное выполнение манипуляций не только способствует установлению нормального контакта сбольным, но и облегчает работу самого медика. Например, если производитьпальпацию живота бессистемно, грубо, то ничего, кроме болезненныхощущений у больного, она не даст. Осмотр больного должен производиться в теплом, светлом помещении. Следует помнить о стыдливости больныхи тактично помочь больному преодолеть ее. Стыдливость больного, однако, не должна препятствовать врачу осмотреть больного полностью. Накоже больного могут быть различные высыпания (например, псориаз),иногда ощущается неприятный запах различных выделений. Больной, безусловно, страдает от этого и стесняется своего вида. Врач не должен ни в коем случае каким-то образом проявить брезгливость при этом. Необходимо помнить также и о предупреждении возможности возникновения эротических чувств при осмотре больного.

  Мы с вами уже учили, что и как медицинский работник должен сказать пациенту о его здоровье, о том, что врач не должен врать. Теперь более подробно рассмотрим, что должен знать больной о результатах обследования, о диагнозе своего заболевания, о лечение своего заболевания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: