Информационная система – это организованная, упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (т.е. передачу информации) для достижения поставленной цели.
Информационная технология тесно связана с ИС, которые являются для нее основной средой.
Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Однако информационная технология может существовать и вне сферы ИС.
Первые информационные системы появились в 1950-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета заработной платы и реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
1960-е гг. знаменуются изменением отношения к ИС. Информация, обработанная с помощью подобных систем, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций.
|
|
В 1970-х — начале 1980-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 1980-х гг. концепция использования ИС вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях в организациях любого профиля. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают компаниям в достижении коммерческого успеха, создании новых товаров и услуг, поиске рынков сбыта и достойных партнеров, организации выпуска продукции по низкой цене и др.
В информационной системе протекают следующие процессы:
ü ввод информации из внешних или внутренних источников;
ü обработка входной информации и представление ее в удобном для пользователя виде;
ü вывод информации для представления пользователям или передачи в другую систему;
ü процесс обратной связи, т.е. обработка данных специалистами организации с целью коррекции новой входной информации.
Информационная система характеризуется определенными свойствами:
ü любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем;
ü ИС является динамичной и развивающейся системой;
ü при построении ИС необходимо использовать системный подход;
ü выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения.
|
|
На современном этапе развития информационных систем их внедрение может способствовать:
ü получению наиболее оптимальных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов, интеллектуальных систем и т.д.;
ü освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
ü обеспечению достоверности и доступности информации;
ü замене бумажных носителей данных на магнитные диски, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге; и др.
Структура любой информационной системы может быть определена совокупностью обеспечивающих подсистем.
Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач ИС, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС.
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус ИС ифункционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.
Выделяют несколько признаков, по которым можно классифицировать информационные системы.
1. Классификация ИС по признаку структурированности задач.
ü создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Менеджер принимает решение, опираясь на сведения, содержащиеся |этих отчетах;
ü разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения менеджером при этом сводится к выбору одной из предложенных ему альтернатив. Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными и экспертными.
2. Классификация ИС по степени автоматизации.
ü ручные ИС — характеризуются полным отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком;
ü автоматические ИС — выполняют все операции по переработке информации без участия человека;
ü автоматизированные ИС — предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин «информационная система» вкладывается понятие автоматизированной системы.
3. Классификация ИС по характеру использования информации.
ü Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных, например ИПС в библиотеке, в железнодорожных и авиа-кассах продажи билетов.
ü Информационно-решающие системы осуществляют операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса: управляющие и советующие.
|
|
4. Классификация ИС по сфере их применения.
ü ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая высокую распространенность и разнообразие этого класса систем, часто термин «информационные системы» получает именно такое толкование. К этому классу относятся ИС управления как промышленными организациями, так непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др.
ü ИС управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации производства для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
ü ИС автоматизированного проектирования предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями САПР являются: инженерные расчеты, создание графической (чертежей, схем, планов) и проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
ü Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации большинства функций компаний и охватывают весь цикл работ — от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре компании, на что может решиться не каждый менеджер.
Средством организации любой информационной системы, в том числе и экономической, является автоматизированное рабочее место.
АРМ — автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное определенными средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций ЭИС.
|
|
Множество существующих сегодня АРМ может быть классифицировано на основе следующих обобщенных признаков:
ü функциональная сфера использования (научая деятельность, проектирование, производственно-технологические процессы, организационное управление);
ü тип используемой ЭВМ (микро-, мини-, макро-ЭВМ);
ü режим эксплуатации (индивидуальный, групповой, сетевой);
ü квалификация пользователей (профессиональные и непрофессиональные).
В свою очередь, внутри каждой из выделенных групп АРМ может быть проведена более детальная классификация.
АРМ можно считать открытой архитектурой ПЭВМ, которая функционально, физически и эргономически настраивается на конкретного пользователя (персональное АРМ) или группу пользователей (групповое АРМ).
Можно выделить три класса типовых АРМ:
1. АРМ руководителя;
2. АРМ специалиста;
3. АРМ технического и вспомогательного персонала.
АРМ должно быть укомплектовано следующими необходимыми программно-инструментальными средствами:
ü ОС;
ü трансляторы (интерпретаторы) с различных алгоритмических языков и языков пользователей;
ü средства проектирования и обработки данных (редакторы текстовой, графической информации, СУБД, табличные процессоры, генераторы выходных форм); I
ü собственно пользовательские программы (обрабатывающие, обучающие, СУБД, знаний и др.).
Комплектация АРМ техническими и программными средствами, а также вышеперечисленными элементами зависит от назначения и состава решаемых задач. Решение экономических задач на основе АРМ связано с поиском требуемой информации в информационной базе, последующей ее обработкой по заданным расчетным алгоритмам и выдачей результатов на экран или печать.