Лекция 1. Основные понятия и определения

ИС-206. Информационные технологии. 29.09.2020

Тема 1.1. Понятие информационных технологий и информационных систем

Ознакомтесь с материалом лекции 1 и2.

Ответьте в тетради на вопросы 1-3 и выполните задания 4-8

1. Какие три составляющие обязательно включает любая технология?

2. Что являлось причиной возникновения понятия «информационная технология»?

3. Какие отличительные черты характерны для информационной технологии?

4. Дайте характеристику поколений развития информационных технологий.

5. Приведите определение информационной системы. Какие задачи возлагаются на нее при управлении фирмой?

6. Приведите основные классификационные признаки информационных технологий. Дайте их краткую характеристику.

7. Какое место отводится информационной технологии в системах управления?

8. Начертите и объясните укрупненную схему системы управления объектом и укажите в ней место информационной технологии.

 

 

Тема 1. Введение в информационные технологии

Лекция 1. Основные понятия и определения

План лекции:

1. Актуальность информационных технологий.

2. Основные понятия.

3. Этапы эволюции информационных технологий.

1. Актуальность информационных технологий

Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накопления, обработки и передачи информации с помощью электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других технических средств. Методы и средства информатики реализуются в виде автоматизированных информационных технологий, называемых также новыми или современными.

В мировом сообществе наступил такой период, когда производственный потенциал и научный уровень общества определяются суммарной мощностью ЭВМ и технологическим совершенством переработки с их помощью информации.

Вооружить человека принципиально новыми орудиями производства и технологиями, усиливающими его возможности по обработке информации, – важнейшая технико-экономическая задача, которая требует ускоренного развития индустрии информатики. При этом возникают новые, еще не устоявшиеся в научной литературе понятия: «информационная экономика», «информационные ресурсы» и т. д.

Национальные «информационные ресурсы» – это новая экономическая категория. Информация становится таким же ресурсом, как материал и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование.

В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводственных затрат.

В конце XX в. впервые в истории человечества основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация. Возникли тенденции неуклонного перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу, что является сейчас наиболее заметным симптомом.

По данным ЮНЕСКО в настоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее индустриально развитых стран принимают участие в процессе производства и распространения информации.

Как известно, большая часть усилий людей, занятых в информационном секторе, имеет своей целью управление людьми и машинами в ходе трудового процесса, однако усложнение трудового процесса вызывает трудности управления при обработке информации вручную.

Автоматизированная обработка информации с использованием средств связи и оргтехники вооружает администрацию и непосредственных исполнителей точными сведениями об объеме работы, проделанной за любой отрезок времени, об использовании трудовых и материальных ресурсов, о себестоимости и трудоемкости отдельных видов продукции и др. На основе этих данных осуществляются расчеты экономической эффективности производства, его отдельных отраслей и видов продукции, контролируется ход производства.

Использование современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие этого, возможности принятия своевременных управленческих решений.

2. Основные понятия

В литературе дается несколько трактовок понятия технология, которые рассматривают различные аспекты этого понятия. Приведем некоторые из них.

Технология:

· совокупность способов, методов получения обработки или переработки сырья, материала, полуфабрикатов, информации, осуществляемых в различных отраслях народного хозяйства;

· наука, развивающая эти приемы и способы, выявляющая наиболее эффективные и экономичные (с точки зрения времени, затрат, ресурсов);

· наука о законах производства материальных и информационных благ, включающая три составляющие: идеологию, отражающую принципы производства (информационная составляющая), орудия труда (инструментальная составляющая), кадры, владеющие знаниями в этой области (социальная составляющая).

· система, включающая организационную, функциональную, материальную, техническую и информационную составляющие.

Обобщая приведенные понятия технологии, можно заключить следующее. Под технологией в широком смысле понимают науку о производстве материальных благ, включающую три аспекта: информационный, инструментальный и социальный. Информационный аспект включает описание принципов и методов производства, инструментальный –орудия труда, с помощью которых реализуется производство, социальныйкадры и их организацию. В более узком промышленном смысле технология рассматривается как последовательность действий над предметом труда в целях получения конечного продукта. Например, технология получения стали из железной руды или технология производства сливочного масла из молока.

Информационные технологии (ИТ)–система методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных в целях сбора, передачи, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах пользователя этой системы.

Информационные технологии – это технологии, обеспечивающие доступ неквалифицированному пользователю, но специалисту в своей области, в вычислительную среду. Реализация этих технологий стала возможной при наличии персонального компьютера и средств связи. Информационные технологии должны допускать формулировку, постановку и решение задач в терминах предметной области пользователя.

Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX в. в процессе становления информатики. Особенностью информационных технологий является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами.

Человечество в процессе своего развития прежде всего уделяло внимание созданию орудий труда, облегчающих и делающих более эффективным его труд. Существует мнение, что между появлением первых орудий труда и разработкой технологий обмена информацией человечество проделало путь в десятки тысяч лет.

Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности. Это и наскальные рисунки, и знаки и рисунки на коре, на папирусе и т. д. Мощным толчком к развитию информационных технологий явилось книгопечатание, позволившее тиражировать информацию и открывшее эру бумажной информационной технологии, занимающей и в настоящее время значительное место.

Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития. Если сначала для ускорения передачи информации использовались костры, курьеры, потом почта, семафорный телеграф и пр., то с изобретением электрического телеграфа и телефона принципиально изменились возможности передачи информации. Изобретение радио и телевидения, ЭВМ, а затем персонального компьютера, цифровых систем связи и вычислительных сетей, быстрое распространение персонального компьютера и его развитие именно в качестве инструментального средства накопления, преобразования и передачи информации позволили новым автоматизированным информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности. Интеграция достижений человечества в области средств связи, обработки, накопления и отображения информации способствовала формированию автоматизированных информационных технологий (АИТ) (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Формирование АИТ на основе технических достижений

Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:

· создание средств накопления больших объемов информации на машинных носителях (магнитные и оптические диски);

· создание различных средств связи (радио- и телевизионная связь, телекс, телефакс, цифровые системы связи, компьютерные сети, космическая связь), позволяющих воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;

· создание компьютера, особенно персонального, позволяющего по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.

Автоматизированные информационные технологии направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций и, следовательно, на ускорение научно-технического прогресса общества.

3. Этапы эволюции информационных технологий

Появление в конце 50-х годов ЭВМ и стремительное совершенствование их эксплуатационных возможностей создало реальные предпосылки для автоматизации управленческого труда, создания и развертывания рынка информационных продуктов и услуг. Развитие ИТ шло параллельно с появлением новых видов технических средств обработки и передачи информации, совершенствованием организационных форм использования ЭВМ и ПЭВМ, насыщением инфраструктуры новыми средствами коммуникаций.

Эволюция ИТ представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Этапы развития ИТ, технических средств и решаемых задач

Этапы ЭВМ Решаемые задачи Тип ИТ
Конец 50-х - начало 60-х годов I, II поколения Использование ЭВМ для решения отдельных наиболее трудоемких задач по начислению заработной платы, материальному учету и др., решение отдельных оптимизированных задач Частичная электронная обработка данных
60-е годы - начало 70-х годов II, III поколения Электронная обработка плановой и текущей информации, хранение в памяти ЭВМ нормативно-справочных данных, выдача машинограмм на бумажных носителях Электронная система обработки данных
70-е годы III поколение Комплексная обработка информации на всех этапах управления деятельностью предприятия (организации), переход к разработке подсистем АСУ (материально-технического снабжения, товародвижения, контроля запасов и транспортных перевозок, учета реализации готовой продукции, планирования и управления) Централизованная автоматизированная обработка информации в условиях ВЦ,
80-е годы IV поколение Развитие АСУТП (АСУ технологическими процессами), САПР (систем автоматизированного проектирования), АСУП (АСУ предприятий), ОАСУ (отраслевых АСУ), ОГАС (общегосударственных АСУ): плановых расчетов, статистики, материально-технического снабжения, науки и техники, финансовых расчетов и др. Тенденция к децентрализации обработки данных, решению задач в многопользовательском режиме, переход к безбумажной технологии использования вычислительной техники Специализация технологических решений на базе мини ЭВМ, ПЭВМ и удаленного доступа к массивам данных с одновременной универсализацией способов обработки информации на базе мощных суперЭВМ
Конец 80-х годов по настоящее время V поколение Комплексное решение экономических задач; объективно ориентированный подход в зависимости от системных характеристик предметной области; широкий спектр приложений; сетевая организация информационных структур; преобладание интерактивного взаимодействия пользователя в ходе эксплуатации вычислительной техники. Реализация интеллектуального человеко-машинного интерфейса, систем поддержки принятия решений Новая информационная технология – сочетание средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники

Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и прежде всего к образованию фирм, занятых информационным бизнесом, созданием информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов ИТ, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычислительные процессы. К их числу относят и вычислительную технику, средства коммуникации, офисное оборудование, а также специальные виды услуг: информационное, техническое и консультационное обслуживание, обучение и т.д. Это способствует быстрому распространению и эффективному использованию информационных технологий в управленческих и производственных процессах.


 

 

Лекция 2. Информационные системы и информационные технологии

План лекции:

  1. Информационные системы.
  2. Классификация информационных технологий.
  3. Управление в системах и его взаимосвязь с ИТ.

1. Информационные системы

Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы, отдельные составляющие которых (основные и оборотные фонды, трудовые и материальные ресурсы и другие) постоянно изменяются и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами.

Рыночная экономика приводит к возрастанию объема и усложнению задач, решаемых в области организации производства, процессов планирования и анализа, финансовой работы, связей с поставщиками и потребителями продукции, оперативное управление которыми невозможно без организации современной автоматизированной информационной системы (ИС).

Информационная система предназначена для обработки информации, поддержки процесса принятия управленческих решений. Она включает совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств.

Информационная система, используемая в управлении, должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д.

Информационные системы позволяют:

повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;

обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;

добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;

согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;

за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.

Классификация информационных технологий

Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.

Основная цель информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления.

Информационная технология справляется с существенным увеличением объемов перерабатываемой информации и ведет к сокращению сроков ее информационных ресурсов в управлении. Автоматизированные информационные системы являются для информационной технологии основной средой, составляющими элементами которой являются средства и способы для преобразования данных. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией, циркулирующей в ИС, и зависит от многих факторов, которые систематизируются по различным классификационным признакам (рис 1.2).

По классу решаемых задач предметной области следует выделить:

обеспечивающие или базовые ИТ, решающие задачи обработки без привязки к проблемной области;

функциональные или прикладные ИТ, реализующие процедуры обработки в конкретной проблемной области.

К обеспечивающим или базовым информационным технологиям относятся:

ИТ описания предметной области (SADT, CALS);

ИТ разработки программного обеспечения;

ИТ текстовой обработки;

ИТ работы с базами данных;

ИТ работы с графическими, аудио- и видеоданными;

ИТ распределенной обработки данных;

ИТ передачи данных по линиям связи;

ИТ защиты данных и информационной безопасности.

Рис.1.2. Классификация информационных технологий

В функциональных или прикладных ИТ следует выделить:

офисные ИТ;

финансовые ИТ;

ИТ бизнес-приложений, обеспечивающие рекламу, маркетинг, управление персоналом, управление запасами и т.д.;

ИТ автоматизированного проектирования;

ИТ автоматизированных систем управления предприятиями;

ИТ автоматизированных систем управления технологическими процессами;

ИТ управления машинами и аппаратами;

ИТ в медицине;

ИТ в космических исследованиях;

ИТ в военном деле;

ИТ в управлении государством и т.д.

По степени централизации технологического процесса ИТ в системах управления делят на централизованные, децентрализованные и комбинированные технологии.

Централизованные технологии характеризуются тем, что обработка информации и решение основных функциональных задач производятся в центре обработки ИТ (например, центральном сервере), организованной на предприятии или организации вычислительной сети либо в отраслевом или территориальном информационно-вычислительном центре.

Децентрализованные технологии основываются на локальном применении средств вычислительной техники, установленных на рабочих местах пользователей для решения конкретной задачи специалиста. Децентрализованные технологии не имеют централизованного автоматизированного хранилища данных, но обеспечивают пользователей средствами коммуникации для обмена данными между узлами сети.

Комбинированные технологии характеризуются интеграцией процессов решения функциональных задач на местах с использованием совместных баз данных и концентрацией всей информации системы в автоматизированном банке данных.

По типу предметной области выделяют функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся задачи производственной деятельности, решающие вопросы организационного управления производством, управления технологическими процессами, управления финансами, кадрового управления и др.; государственной службы, включающей налоговую деятельность, таможенные службы, социальное обеспечение населения; административного управления различных уровней; сферы услуг, включающей задачи банковской, страховой деятельности и др.

По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники, автоматизацию функций управления, информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование экономико-математических методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, применение экспертных систем. К данной классификационной группе относится также организация электронного документооборота как программно-аппаратного комплекса для автоматизации и решения создания, регистрации, хранения и распространения документов.

По классам реализуемых технологических операций ИТ рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера и имеющимся прикладным программным обеспечением (текстовые и графические редакторы, табличные процессоры, системы управления базами данных, мультимедийные системы, гипертекстовые системы и др.).

По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от воз­можностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на объекте автоматизированной информационной технологии. Пакетная информационная технология не предоставляет возможности пользователю влиять на обработку данных, в то время как диалоговая технология позволяет ему взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений.

Интерфейс сетевой автоматизированной информационной технологии предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.

По способу построения сети ИТ делят на локальные, распределенные и многоуровневые. Способ построения сети зависит от требований управленческого аппарата к оперативности информационного обмена и управления всеми структурными подразделениями фирмы. Повышение запросов к оперативности информации в управлении экономическим объектом привело к созданию сетевых технологий, которые развиваются в соответствии с требованиями современных условий функционирования организации. Это влечет за собой организацию не только локальных вычислительных систем, но многоуровневых (иерархических) и распределенных информационных технологий в ИС организационного управления. Все они ориентированы на технологическое взаимодействие, которое организуется за счет средств передачи, обработки, накопления, хранения и защиты информации.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: